Фрагмент для ознакомления
2
Финансово-экономический контроль - явление емкое и многоликое. Оно допускает широкое, узкое и специальное толкование. В широком смысле под контролем понимается способность одного (властвующего) субъекта руководить, управлять другим (подчиненным) субъектом. Контролировать процесс, поведение физического лица либо организации означает управлять, вводить в те или иные параметры. В свою очередь, контролирующий субъект в отношении контролируемого обладает высокой степенью властных полномочий, а подконтрольный находится в правовом режиме подчинения.
Принципиально иное положение вещей в отношении контроля в узком смысле. Здесь контроль свободен от функции непосредственного управления (ведения) процесса и концентрирует свое функциональное предназначение на обеспечении обратной связи между управляющим и управляемыми. Конкретизируется и властная составляющая - она направлена на получение, обработку и реализацию информационных данных, полученных в ходе и по результатам контроля. Такую роль контроля отмечал основоположник науки управления в нашей стране В.Г. Афанасьев .
Что же касается специализации контроля, то это явление отраслевого деления контрольных управлений на сферы, требующие применения контроля как в широком, так и в узком понимании. Можно выделить технический, технологический, финансовый, природоохранительный, организационно-распорядительный и другие виды контроля. В любой сфере управления осуществляется собственный контроль как институт регулирования самого управленческого процесса, это характерно как для широкого, так и для узкого понимания контрольной деятельности, которое предопределяется характером и содержанием отношений, складывающихся в соответствующей сфере управления.
Финансово-экономический контроль - это совокупность действий и задач по проверке финансовых и связанных с ними вопросов, касающихся деятельности и управления хозяйственными организациями, с использованием конкретных форм и методов организации.
Рассматривая финансовый контроль как функцию управления государственными финансами, а значит, и финансовыми потоками, следует отметить, что эту функцию выполняют все государственные органы и органы управления, независимо от характера их основной деятельности. Управление государственными финансами - это объективная необходимость воспроизводственного процесса, обусловленная характером государственных финансов. Объем контрольной деятельности, ее формы и методы, степень охвата контрольными мероприятиями различных отраслей экономики зависят от границ сферы контроля и статуса органов, осуществляющих контрольные полномочия в рамках государственного финансового контроля.
Финансовый контроль осуществляется Президентом РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, а также специализированными органами управления .
Президент РФ выступает с ежегодным посланием к Государственной Думе, подписывает и обнародует федеральные законы. Представители Президента участвуют в обсуждении секретных положений федерального бюджета.
В структуре Администрации Президента РФ существует Контрольное управление Президента РФ, которое от имени Президента осуществляет контрольные полномочия, а именно:
-контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами федерального законодательства (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
-управление реализацией общенациональных проектов;
-контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителей органов исполнительной власти Президента РФ
-управление реализацией ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию и других программных документов Президента РФ
-информирование результатов проверок Президенту РФ и Руководителю Администрации Президента РФ и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
Законодательные (представительные) органы в процессе осуществления бюджетного контроля имеют право:
-получать от органов исполнительной власти и местных администраций регионов и муниципалитетов приложения, необходимые для утверждения бюджета
-получать оперативную информацию об исполнении бюджета от фискального органа;
-утверждать (или не утверждать) отчеты об исполнении бюджета;
-создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, Контрольная палата и иные органы законодательных (представительных) органов);
-оценка деятельности исполнительных органов бюджетной системы.
При реализации контрольных полномочий законодательных (представительных) органов важную роль играют специально созданные собственные контрольные органы, а именно Счетная палата РФ, контрольные палаты и т.п.
В соответствии с ч.5 ст.101 Конституции РФ Государственная Дума и Совет Федерации образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Счетная палата РФ отличается от других органов контроля за государственными финансами тем, что, во-первых, ее создание регулируется нормами Конституции РФ.
Система управления Счетной палаты РФ интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и основана на предположении о непрерывном контроле исполнения бюджета в каждом финансовом году по трехлетнему циклу, реализуемом в три последовательных этапа:
-стадии предварительного управления бюджетным предложением на следующий финансовый год
-стадии непосредственного контроля за исполнением бюджета на текущий финансовый год;
-стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными органами и иными организациями.
Следует отметить, что Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе бюджетного управления, не только формируя бюджетную политику страны, но и управляя ее реализацией. Министерство финансов координирует и контролирует деятельность Федерального казначейства России, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ и Федеральной таможенной службы РФ, находящихся в его ведении .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15
3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О саморегулируемых организациях" // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6076
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.04.2021 № Пр-562 Перечень поручений по итогам совещания о мерах по стимулированию инвестиционной активности // СПС "КонсультантПлюс".
5. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 году" // СПС "КонсультантПлюс".
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 09.11.2023) "О Министерстве финансов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3258.
7. Приказ Минфина России от 14.12.2021 № 212н "Об утверждении Административного регламента по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2022 № 66935) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.01.2022
8. Письма Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2020 г. № 03-03-06/1/73953; от 20 августа 2019 г. № 03-04-05/63704 // СПС "КонсультантПлюс".
Судебная практика:
9. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2022 г. № 02АП-3666/2022 по делу № А17-890/2022. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/DhiibwGYs№gr/
10. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу N А40-211149/2018-115-4949. URL: https://kad.arbitr.ru/.
11. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 г. по делу № А07-6695/2020. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/Kgr4Bc1№z7oK/.
12. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2022 г. № 12АП-8812/2022 по делу № А06-12246/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Решение Арбитражного суда Омской области от 17 августа 2022 г. по делу № А46-2321/2022. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/lHq6№2DUWLZ№/.
14. Решение Арбитражного суда города Ярославля от 22 апреля 2022 г. по делу № А82-669/2022. URL: https://kad.arbitr.ru/
15. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 января 2020 г. по делу № А74-20852/2018. URL: https://kad.arbitr.ru/
Научная литература:
16. Абдулгалимов, А. М. Государственный финансовый контроль в условиях развития цифровой экономики / А. М. Абдулгалимов // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2021. – № 3(43). – С. 19-25.
17. Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
18. Землин, А. И. Финансовое право Российской Федерации : учебник для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховская ; под общей редакцией А. И. Землина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 325 с.
19. Кардашова И.Б. Стратегическое управление: реальность или миф // Административное право и процесс. 2022. № 7. - С.8.
20. Кеворкова, М. Э. Ключевые органы государственного финансового контроля / М. Э. Кеворкова // Финансы. – 2023. – № 10. – С. 58-64.
21. Круглов, В. Н. Региональное министерство финансов как институциональный инструмент формирования социальной политики / В. Н. Круглов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – № 17. – С. 53-55.
22. Куприянова, М. Ю. Министерство финансов как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России / М. Ю. Куприянова // Электронная наука. – 2021. – Т. 2, № 2.
23. Олейникова, О. А. Министерство финансов России как основной субъект финансовой политики, обеспечивающий экономическую безопасность России / О. А. Олейникова // Студенческий форум. – 2022. – № 26-2(205). – С. 14-15.
24. Финансовое право : учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 348 с.
25. Чеботарев, В. С. Региональные органы финансового контроля в системе обеспечения региональной экономической безопасности / В. С. Чеботарев, М. А. Шох // На страже экономики. – 2020. – № 4(15). – С. 80-86.