Фрагмент для ознакомления
2
Одной из задач психологического образования детей является формирование системы базовых знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, а также с осязания и восприятия.
Первым источником познания мира являются чувства. С помощью ощущений ребенок понимает отдельные признаки и атрибуты предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так ребенок узнает, что предметы имеют свой вкус, цвет, размер, запах, звук, вес, температуру и т.д.
Более сложным когнитивным процессом является восприятие, которое отражает многие признаки объекта, с которым ребенок находится в непосредственном контакте. Дети в жизни сталкиваются с различными формами, цветами и другими атрибутами предметов, особенно игрушек и предметов домашнего обихода. Он также знакомится с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой.
Ощущения и восприятие поддаются развитию и совершенствованию, особенно в дошкольном возрасте. Сенсорное воспитание приходит на помощь. Сенсорное развитие всегда было и будет важным и необходимым для воспитания детей во все времена. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование наиболее важных признаков предметов, их формы, цвета, размера, пространственного расположения, а также представлений о запахе и вкусе.
Изучение сенсорного развития детей является одной из классических научных проблем, которая на протяжении многих лет привлекала внимание исследователей в стране и за рубежом. О.В.Морозова отметила, что в психолого-педагогической литературе XIX и XX веков используются такие термины, как «развитие и воспитание органов чувств», «организация ощущения» и «развитие и воспитание сенсорных способностей».
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, размере, расположении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Ю.М.Хохрякова определяет сенсорное развитие детей раннего возраста как развитие восприятия, рассматриваемое через призму формирования перцептивного поведения [16].
А.П.Усова, Н.П.Сакулина считают, что сенсорное развитие - это формирование новых сенсорных процессов и характеристик, которых нет у детей, под влиянием положительного педагогического воздействия [15].
Л.А.Венгер и Е.Г.Пилюгина дали следующее определение: «Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование проявлений внешних атрибутов предметов: их формы, цвета, размера, расположения в пространстве, запаха» [2, с. 9].
В отечественной литературе термин «сенсорное развитие» обычно считается синонимом перцептивного развития или перцептивно-перцептивной девелопментации.
Восприятие - это непосредственное и чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. На основе восприятия с помощью речи формируются представления, которые постепенно накапливаются и образуют широкую и гармоничную систему представлений о мире. Память, мышление и воображение также основаны на восприятии образов и являются результатом их обработки. Поэтому, если это не зависит от полноценного восприятия, нормальное развитие ребенка невозможно.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств: это чувствительные рецепторы глаз, ушей, кожи, слизистых оболочек полости рта и носа. Но наличие органов чувств является лишь необходимым условием для восприятия окружающего мира.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 2020. - 273 с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 2019. – 143 с.
3. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / под ред. А. Г. Рузская. ‒ М. : Просвещение, 2020. ‒ 324 с.
4. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. ‒ М. : Педагогика, 1986. ‒ С. 91-99.
5. Зинченко В. П. Восприятие как действие // Вопросы психологии. ‒2020. ‒ № 1. ‒ С. 17-24.
6. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
7. Кирисюк Н.Е. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/08/osobennosti-sensornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta
8. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей. - Москва : Просвещение, 2019. - 160 с.
9. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 2020. – №5. – С. 54-57
10. Мухина, В. С. Возрастная психология. – Москва : Изд-во «Академия», 2020. – 456 с.
11. Пичугина, Н. О.Дошкольная педагогика: конспект лекций. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - 381 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2022. - 208 с.
13. Слободчикова, В. И. Концепция «Дошкольное образование». – Москва: Вита, 2020. – 458 с.
14. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для студентов. – Москва : ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2020. – 396 с.
15. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / под ред. А. П. Усовой. ‒ М. : Просвещение, 1965 ‒ 188с.
16. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие. - Москва : ТЦ Сфера, печ. 2019. - 125 с.
17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2020. — 351 с.