Фрагмент для ознакомления
2
Для выявления условий оптимальной самореализации личности и выявления уровня воспитанности ребёнка в условиях развивающей среды необходимо провести эмпирическое исследование. Программа эмпирического исследования может быть рассмотрена следующая.
Цель исследования заключается в выявлении различий процесса самореализации учеников в процессе проведения различных воспитательных мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Отбор соответствующих методов диагностики.
2. Описание групп школьников, принимающих участие в исследовании.
3. Описание хода эмпирического исследования.
4. Анализ результатов эмпирического исследования.
5. Формулирование выводов эмпирического исследования.
Чтобы процесс самореализации субъекта в процессе воспитания шёл в нужном направлении, необходимо знать возможности, наклонности и желания каждого ребёнка или подростка. Организация и методы исследования были выбраны следующие.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы среди школьников 9-го и 10-го классов (основная и старшая школа) в общем количестве 27-ми человек. Экспериментальная часть исследования осуществлялась в несколько этапов. На подготовительном этапе проводился анализ научной и психолого-педагогической литературы и были подобраны соответствующие психодиагностические методы и методики. На втором этапе был реализован эмпирический сбор диагностических данных. На третьем этапе проводился анализ полученных диагностических результатов, где применялись методы качественной и количественной обработки показателей и их интерпретация. В дальнейшем были сформулированы выводы.
Для решения поставленных задач и эмпирической проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Тест суждений самореализации личности автора С.И. Кудинова. Это многомерный опросник по самореализации личности.
Методика позволяет определить уровень самореализации личности испытуемого и установить многообразие стилей проявления самовыражения субъекта. С помощью методики есть возможность диагностировать различные виды самореализации личности школьника. Под видами самореализации рассматривают личностную, социальную и профессиональную (ранняя профессиональная ориентация). За основу были взяты 17 шкал, которые отвечают отвечающих за ценностно-целевой, эмоциональный, организационный, мотивационный, когнитивный, прогностический и компетентно-личностный компоненты (Приложение 1).
Интерпретация результатов была проведена согласно следующей шкале:
1. 151 и более баллов - очень высокий интенсивный уровень самореализации субъекта.
2. 101-150 баллов - гармоничный уровень самореализации.
3. 51-100 баллов - адаптивный уровень самореализации.
4. 21-50 - инертный уровень самореализации.
5. 0-20 баллов - иррациональный уровень самореализации.
Следующая методика, используемая в опытно-экспериментальной работе: «Самооценка реализации жизненных целей личности». Она направлена на оценку испытуемыми уровня собственной самореализации.
Цель методики: ответить на вопросы и осмыслить свои жизненные цели в следующих сферах: учёба, физическое состояние, человеческие отношения, душевное состояние (Приложение 2). Школьникам предлагалось самолично оценить свою самореализацию от 0 до 100% по 15 пунктам.
Полученные данные в дальнейшем обрабатывались с использованием метода перевода количественных данных в качественные показатели и методом интерпретации. Все полученные данные заносились в таблицу индивидуальных результатов, где напротив порядкового номера испытуемого располагался коэффициент уровня самореализации личности в баллах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абачиев, С.К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С.К. Абачиев. – Москва. – 2010. – 472 c.
2. Андреев, В.Н. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития [Текст] / В.Н. Андреев. – Казань, 2012. – 272 с.
3. Александрова, И.Б. О некоторых особенностях блогов [Текст] /И.Б. Александрова // Русская речь. – 2017. – N 4. – С. 49–54.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
5. Ахмедьянов, А.Г. Экзистенциальные основы духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Г. Ахмедьянов. – Москва, – 2012. –150 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений) / URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/02/Bern-E.-Igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.pdf (дата обращения 30.04.2024).
7. Богуславская, Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н.Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – N 9. – С. 458–460.
8. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
9. Власова, О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность [Текст] / О.В. Власова. – Саратов, 2011. – 54 с.
10. Владимир Путин призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее и продолжать борьбу с фальсификациями истории URL: https://www.kommersant.ru/doc/2956353 (дата обращения 30.04.2024).
11. Вырщиков, А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 271 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. URL: https://ds232.centerstart.ru/sites/ds232.centerstart.ru/files/archive/Выготский%20Л.С.%20Психология%20развития%20ребенка.pdf (дата обращения 30.04.2024).
13. Гринев, В.И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В.И. Гринев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — No 5.648 (109.6). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26985/ (дата обращения 30.04.2024).
14. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
16. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
17. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь Русского Языка. URL: https://reallib.org/reader?file=671102 (дата обращения 30.04.2024).
18. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс].URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 30.04.2024).
19. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4 томах (Малый академический словарь) / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-russkogo-jazyka-v-4-tomah-malyj-akademicheskij-slovar/ (дата обращения 30.04.2024).
20. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
21. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
22. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
23. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко. – Москва, 2015. – 219 с.
25. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - N 1. - С. 93 - 101.
26. Парменов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПК и ПРО, 2010. Ч. 2. С. 54—62.
27. Селиванова, О.К. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] / О.К. Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. – No 10. – С. 21–23.
28.Титова В.Е. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания. URL: https://human.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2014/1/titovaev.pdf (дата обращения 30.04.2024).
29. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности / Т.Ж. Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745 (дата обращения 30.04.2024).
30. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. общество, 2009. - 48 с.