Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении всего периода рыночных отношений конкуренция рассматривается с двух позиций: как борьбы экономических агентов за блага и выгодное положение на рынке и как среды, которая, с одной стороны, авторегулирует рыночные отношения, а с другой, координирует их, что является сущностью конкуренции. Сущностный подход дает представление о разновидностях конкуренций: экономической, социальной, политической, общественной. Выделяются две функции конкуренции: авторегулирующая (несет разрушительную силу) и координирующая (несет созидательную силу).
Следует отметить, что наукой разработано множество классификаций в зависимости от оснований в нее положенных: по способу хозяйствования (меновая и фирменная); по характеру проявления (идеальная и реальная); по условиям протекания (свободная, совершенная, регулируемая, цивилизованная); по выполняемым функциям (авторегулирующая, формирующая, развивающая, координирующая); по роли (агрессивная, созидательная) и др. [18, с. 14].
Под конкурентоспособностью в научных источниках подразумевается, что товаров и произведенной продукции будут сформированы требования, удовлетворяющие рыночному спросу. Продукция и услуги, имеющие определенные качественные характеристики и свойства, имеющие спрос у потребителей, выступают в качестве показателя деятельности фирмы, как в производственном и техническом, так и в финансовом аспекте, относящемся к государству и определенной организациям.
Н.С. Яшин в своей работе отметил: «Если конкурентоспособность страны - это способность государства создать условия для эффективного функционирования субъекта хозяйствования через экономические и административные рычаги, то конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления к условиям рыночной конкуренции» [21, с. 63].
Итог внедрения достижений научно-технического результата является особое увеличение эффективности производства, достаточное удовлетворение потребностей покупателей в готовой продукции, также продолжительное и надежное наличие наиболее конкурентоспособных предприятий на рынке.
Проблемам качества продукции в рыночной экономике уделяется особенное значение, в связи с конкуренцией продукции. Конкуренцию можно поделить на два метода, ценовую (варьируя ценовой политикой предприятия) и неценовую (варьируя системой качества продукции). Второй метод в маркетинге принято называть «товар с сопровождением», конечный потребитель ориентируется на качество товара.
В практике и научных исследований возникла задача, проработки объективных показателей для оценки качества продукции на предприятии. Данные характеристики качества должны сопровождаться сертификатом соответствия на продукцию. Большинство предприятий выстраивает систему качества по международным стандартам.
При заключении договора с поставщиками, на предоставление сырья, производство все чаще запрашивает сертификаты качества. Главным источником, конкурентоспособности в рыночной экономики, для предприятия является предоставление, качественного продукта до конечного потребителя.
Решению проблем управления системой качества посвящено множество исследований и накоплен опыт в сфере менеджмента качества. Следовательно, важно уделить внимание показателям положения качества в данной сфере.
Довольно часто предприятие и потребитель сотрудничают напрямую в рыночной экономике, тем самым улучшая финансовые показатели и потребительский эффект. Следует обратить внимание, что потребитель в данной ситуации имеет возможность выбирать между товарами-конкурентами. Потребитель является ключевой фигурой, приобретая продукцию по своим потребностям, тем самым указывая, что следует производить. За проблемой качества, во главе стоит потребитель, он выбирает наиболее высокие характеристики качества.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятий базируется, в первую очередь, на своей продукции. Именно по товарам можно понять, какая компания является более успешной. Так, например, можно заметить с какими пакетами магазина одежды часто встречаются люди, или какой чаще всего напиток наблюдается у людей, гуляющих в парках, торговых центрах или пришедших в кинотеатр.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2020. – 324 с.
3. Аймалова Ю.А. YouTube как канал влияния на общественное мнение / Ю.А. Аймалова // Вестник науки. – 2022. – № 3. – С. 10-22
4. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов. – М.: Инфра-М, 2020. – 298 с.
5. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. – 2019. - №4. – С. 25-38.
6. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – №4. – С. 72-85.
7. Бондарева С. Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации / С.Р. Бондарева // Экономические и гуманитарные науки. – 2021. - №3. - С. 104-107.
8. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – №2. – С. 83-89.
9. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2019. – № 1 (49). – С. 40-47.
10. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления. – 2020. – С. 84-87.
11. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий / И.Б. Гурков. – М.: ТЕИС, 2020. – 168 с.
12. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара / И.Л. Дулисова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.marketing.spb.ru.
13. Дятлова П. Задачи повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / П. Дятлова // Российское предпринимательство. – 2019. – № 6. – С. 70-73.
14. Инюхина Е.В. Оценка конкурентоспособности отраслевых и региональных социально-экономических систем как инструмент формирования промышленной политики / Е.В. Инюхина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1994/1/Ilyxina.pdf.
15. Каплина О. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. Каплина // Маркетинг. – 2021. – №4. – С. 24-30.
16. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inventech.ru/lib/predpr/predpr0041.
17. Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnost
18. Круглов В.В. Конкуренция / В.В. Круглов. – М.: Проспект, 2021. – 75 с.
19. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности / М.В. Лисенков // Вестник ТГУ. – 2020. – Вып. 2. – С. 64-66.
20. Лифарь Е.В. Деятельность маркетинговой службы на примере фитнес клуба / Е.В. Лифарь. – 2023. № 1. – С. 40-46.
21. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб. пособие / Л.В. Юшкова. – Красноярск, 2021. – 350 с.