Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Организация маркетинговой политики предприятия призвана ускорять отдачу от производственных структур предприятий, повышать мобильность производства, уровень конкурентоспособности создаваемой продукции, обеспечить устойчивость и развитие на рынке, и особенно в тех сферах, где может быть достигнут максимальный экономический успех. Маркетинговая политика позволяет не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы предприятию оценивать, предвидеть и приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды компании, что обуславливает актуальность выбранной темы, а также ее практическое и теоретическое значение.
Степень научной разработанности темы. Фактическое состояние и степень научной изученности и разработанности проблемы маркетинга, методологии и методики маркетинговой работы компаний не отвечает современным потребностям субъектов спроса и предложения этих услуг.
Попытки комплексного анализа маркетинговых инструментов компании в целом предпринимаются нечасто, авторы, как правило, предпочитают сосредотачиваться лишь на одном из аспектов, например ценовой или товарной политике (стратегии) предприятия, тогда как разработка маркетинговой стратегии требует именно комплексно-аналитического подхода ввиду взаимосвязи основных составляющих маркетинга предприятия. Без всестороннего понимания исследуемой темы, эффективность применения результатов исследования будет стремиться к нулю.
Целью работы является анализ маркетинговых мероприятий по развитию ООО «Зеленый Отель».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы маркетинга в деятельности организации;
- провести анализ маркетинга ООО «Зеленый Отель»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности маркетинга в организации.
Объектом исследования выступает ООО «Зеленый Отель».
Предметом исследования являются маркетинг в ООО «Зеленый Отель».
Информационной базой послужили: нормативно-правовые акты и иные официальные документы, специальная и научная литература, учебные пособия периодических изданий, научные статьи, Интернет-ресурсы.
Методами исследования являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические основы маркетинга в деятельности организации
1.1. Сущность и значение маркетинга
Термин «маркетинг» впервые возник в Соединенных Штатах Америки на рубеже XX века. При этом маркетинг стал рассматриваться в качестве ведущей функции управления примерно с пятидесятых годов XX века.
В настоящее время существует порядка 2000 определений маркетинга, рассматривающих ту или иную его сторону, либо дающих попытку его комплексной характеристики.
В целом можно сказать, что «маркетинг – это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли».
Так как маркетинг является способом убеждения масс сделать покупку, многие ошибочно отожествляют его со стимулированием и сбытом. Разница между этими понятиями заключается в следующем: главным образом сбыт предполагает контакт лицом к лицу, то есть продавцы имеют дело непосредственно с потенциальными покупателями. А маркетинг, в свою очередь, использует, например, средства массовой информации, другие методы, которые позволяют завладеть вниманием людей и убедить их приобрести конкретный товар. Эти люди могут никогда не иметь прямого контакта ни с кем из данной организации. Питер Друккер, ведущий теоретик по проблемам управления, говорит по этому поводу так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» [6, с. 104].
Известный теоретик Ф. Котлер дает следующее определение: «маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарами». При этом, «управление маркетингом — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.» [16, с. 76].
Основные принципы маркетинга вытекают из его сущности. Основополагающими принципами являются:
1. При принятии экономических решений важность учета потребностей покупателей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры;
2. Исходя из долгосрочной перспективы создание необходимых условий для максимального приспособления производства к структуре спроса и к требованиям рынка;
3. Воздействие на покупателей, на рынок с помощью всех доступных организации средств, и прежде всего рекламы.
Основными целями маркетинга выступают:
1. Обеспечить как можно более высокий уровень потребления посредством различных методов и способов.
2. Максимизировать потребительскую удовлетворенность, то есть выявить существующие потребности покупателей и предложить максимально возможный ассортимент однородных товаров. В связи с тем, что уровень потребительской удовлетворенности потребителей очень трудно количественно измерить, то и оценить эффективность маркетинга в этом направлении довольно сложно.
3. Максимизация выбора. Указанная цель является продолжением предыдущей цели. Реализовать данную цель затруднительно, так как есть возможность создать на рынке марочное изобилие и мнимость выбора. Кроме того, при избытке определенных товаров некоторые потребители испытывают чувство неуверенности и растерянности.
4. Повышение качества жизни. Принято считать, что наличие большого ассортимента товаров наиболее благоприятно влияет на его качество, стоимость, доступность, то есть условно можно сказать, что потребитель может максимально полно удовлетворить свои потребности, тем самым повысить качество жизни. При этом качество жизни трудно измерить, в связи с этим рождаются многие противоречия.
К общим функциям маркетинга относят: управление, организацию, планирование, прогнозирование, анализ, оценку, учет, контроль. Более конкретными функциями выступают: изучение рынка, изучение потребителей и спроса, исследование внешней и внутренней среды, реализация товарной и ценовой политики компании, товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и многое другое. То есть можно сказать, что функции маркетинга – это взаимосвязь различных видов деятельности организации [20, с. 125].
Таким образом, подводя итог изложенному, отмечаем, маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, которые рассчитаны на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Специалист по маркетингу должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма. Поэтому интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.
1.2. Особенности организации маркетинговой деятельности организации
Процесс управления маркетинговой деятельностью достаточно трудоемок. Его эффективность во многом зависит от организации всей системы управления маркетинговой деятельностью в компании.
Процесс управления в целом представляет собой совокупность действий, направленных на достижение конкретной цели, имеющих однородное содержание, но обособленных друг от друга. При этом под управлением маркетинговой деятельностью можно понимать целенаправленные действия рекламодателя, осуществляемые совместно с рекламопроизводителями и рекламораспространителями, направленные на регулирование рыночной устойчивости организации посредством рекламных кампаний. Управленческая позиция формируется под влиянием закономерностей и тенденций рекламного рынка и включает в себя организацию и управление процессом планирования, разработку и производство рекламных средств, доведение рекламных сообщений до целевых сегментов потребителей и контроль эффективности рекламных кампаний.
Системе управления маркетинговой деятельностью, в свою очередь, можно дать следующее определение: комплекс процессов по планированию, организации, руководству, контролю и информационному обеспечению реализации маркетинговой функции компании, тесно связанный с процессами, обеспечивающими другие маркетинговые функции компании [10, с. 42].
Основной целью управления маркетинговой деятельностью является организация такого процесса рекламного продвижения, который будет способствовать достижению маркетинговых целей с точки зрения эффективности в условиях ограниченности рекламного бюджета. Отдельно можно выделить стратегическую цель управления маркетинговой деятельностью. Она заключается в ускорении достижения желаемого уровня обмена товарами между рекламодателем и потребителями.
Всю совокупность задач управления маркетинговой деятельностью можно разделить на две части: тактические задачи и стратегические задачи. Задачи, принадлежащие и той и другой группе тесно переплетаются с маркетинговыми задачами других областей.