Фрагмент для ознакомления
2
В научных изданиях и учебной литературе понятие туризма исследовано достаточно подробно и разносторонне. Однако единого определения данного понятия не выработано, точки зрения авторов научной литературы, учебных пособий и других специалистов на классификацию и виды туризма различны.
В XXI веке отмечается рост индустрии туризма в целом, а также появление новых тенденций развития. Помимо огромного влияния в социально-экономической и финансовой сферах, увеличение туристских потоков являются фактором развития в международных отношениях.
Для того, чтобы охарактеризовать понятие и содержание культурно-познавательного туризма, необходимо ввести понятие «культура», которое поможет проанализировать суть культурно-познавательного туризма, как нового и популярного вида в индустрии туризма, а также необходимость его включения в образовательное пространство.
Рассматривая понятие туризм, необходимо, в первую очередь, опираться на ФЗ «Об основах туристской деятельности» [14], где туризм обозначается как временный выезд граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства с постоянным местом жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Международная академия туризма определяет туризм как временный выезд людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Ключевым в этом определении для нашего исследования является подход «удовлетворение познавательных интересов».
Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма, принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (далее ИКОМОС), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей [8]. В этом определении также сделан акцент на знакомство с культурой и культурной средой места посещения, поэтому целесообразно проанализировать понятие культура для формирования термина культурно-познавательного туризма.
Значение понятия культура многозначно и применимо во многих сферах человеческой жизнедеятельности, так как культура является предметом изучения различных дисциплин: философии, культурологии, истории, психологии, педагогики, лингвистики и др. Насчитывается более тысячи определений понятия культура. В широком смысле культура понимается как результат деятельности человека, что не является природой.
В узком смысле культура – это процесс активной творческой деятельности человека, в ходе которой создаются и потребляются духовные ценности.
Рассматривая культуру и как процесс, и как результат, можно утверждать о существовании двух форм культуры: материальной и духовной.
Однако граница между ними условная, так как духовная форма культуры чаще всего воплощена в материальном носителе, например, книге, архитектурном сооружении, картинах, литературе, музыкальном произведении и др.
Культура зародилась и развивалась вместе с появлением человека и не может существовать ни в какой форме без взаимодействия с ним. Три составляющих – человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Из этих определений в контексте туризма и его функций важно выделить следующие тезисы: культура отражает духовное развитие человека, является социальным наследием, которое ложится в основу воспитания и не передается биологическим путем, и еще культура – это образ жизни определенного народа, с которым можно познакомиться посредством туризма.
В.А. Квартальнов отмечает, что культурное наследие любого народа составляют не только произведения музыкантов, художников, писателей, архитекторов, труды ученых и народные промыслы, но и нематериальное достояние, включающее религиозные ритуалы, фольклор, фестивали. Давно существует такой вид туризма, как культурно-познавательный туризм. В его основе лежит изучение историко-культурного потенциала страны, включающего всю социокультурную среду с традициями, обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности [5].
По мнению М.Д. Сущинской в основе определения культурно-познавательного туризма выделяют три критерия:
• характер деятельности туриста;
• мотивация туристов;
• характеристика предложения.
Характер деятельности туриста подразумевает назначение туризма, в данном случае это получение нового опыта и впечатлений, целью которых является удовлетворение культурных потребностей, познавательного интереса. Мотивация туризма определяется масштабом и уровнем спроса в сфере культурно-познавательного туризма. Характеристика предложения включает в себя все туристские ресурсы, которые привлекают внимание туриста и вовлекают его в процесс удовлетворения потребности в познании.
Таким образом, можно сформулировать понятие культурный туризм как перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей.
Культурный туризм, исходя из современной практики туризма, целесообразно рассматривать в двух ипостасях: как специфический вид туризма и как элемент иных видов туризма. Исходя из этого, целесообразно формировать многоуровневое представление культурного туризма [12].
Как специфический вид туризма выделяют направления: профессиональный, специализированный и неспециализированный туризм.
Неспециализированный туризм в большей степени отражает необходимое для исследования видение. Оно выражается в том, что туристами потребляются основные культурные блага, мотивация туризма имеет познавательные цели и удовлетворяется культурная потребность. Этот вид туризма принято называть культурно-познавательным.
Анализируя культурный туризм как элемент и составляющее иных видов туризма, М.Д. Сущинская утверждает, что процесс потребления культурных благ является сопутствующим процессом, не целенаправленной мотивацией, а дополнительным элементом поведения, что может быть актуальным для спортивного, оздоровительного или делового туризма [7].
Новизна этих подходов к определению понятия культурно-познавательный туризм определяется факторами развития культурно-познавательного туризма. Рассмотрим некоторые из них на примере России: развитие инфраструктуры, рост доходов населения, процессы глобализации в экономическом и социокультурном контекстах, повышение значения досуга.
В культурно-познавательном туризме есть специфические факторы развития: рост числа и разнообразия достопримечательностей, объектов показа, рост предпочтения туризма как организации досуга, формирование символической ценности туризма – позиции статуса в обществе.
Таким образом можно утверждать, что туристская деятельность становится очень привлекательной, потому что индустрия туризма в целом, особенно культурно-познавательный вид туризма предоставляет широкие возможности для получения ярких и запоминающихся впечатлений.
Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна, он затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику и социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов / А. Ю. Александрова. – Москва : Аспект Пресс, 2001. – 470 с.
2. Артемова Е.Н. Основные виды туризма: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / Е.Н. Артемова, О.Г. Владимирова. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2015. – 172 с.
3. Воронова Т.С. Методические особенности организации туристско-образовательных мероприятий с младшими школьниками / Т.С. Воронова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Естественные науки». – 2018. – № 3 (31). – С.93-99.
4. Исторические аспекты развития туризма и гостеприимства : монография / В.А. Чернов [и др.] ; под ред. Е. К. Скоромец. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. –152 с.
5. Квартальнов В.А. Туризм : учебник для образовательных учреждений туристского профиля / В. А. Квартальнов. - 2-е изд., перераб. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 335 с.
6. Колпащикова Т.Ю. Социально-экономические аспекты развития культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. - Дис. канд. эконом. наук. - Санкт-Петербург, 2011. - 193 с.
7. Культурный туризм : учебное пособие / М.Д. Сущинская. – Санкт-Петербург. : Издво СПбГУЭФ, 2010. – 128 с.
8. Международная Хартия по культурному туризму от 09.11.1974. [Электронный ресурс]. –URL: http://icomos-spb.ru/component/joomdoc/1999a_%20%20%20.pdf/download
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» : федер. закон от 24.03.2021 № 48-ФЗ // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68244.html/
10. Образовательный туризм в городе Москве: учебно-справочное пособие / авторский коллектив: О.В. Шульгина, Б.Б. Вагнер, Т.С. Воронова, Т.П. Грушина, Д. П. Шульгина; отв.ред.: О.В. Шульгина. – М.: МГПУ, 2016. – 204 с.
11. Радыгин, Е.Г. Возможности продвижения турпродукта в интернет-пространстве / Е.Г. Радыгин // «Концепт»: научно-методический электронный журнал. – 2019. – № 7. – С. 1–5. – URL: e-koncept/ru/2019/194048 htm
12. Скворцова, К. И. Лекция «Сущность культурно-познавательного туризма, его место в системе туристкой деятельности» / К. И. Скворцова. — Текст : электронный // Инфоурок. Образовательный портал в помощь школам, учителям, ученикам и родителям : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/lekciya-sushnost-kulturno-poznavatelnogo-turizma-ego-mesto-vsisteme-turistkoj-deyatelnosti-5564963.html
13. Теличева, Е.Г. Роль рекламы в продвижении туристского продукта / Е.Г. Теличева, И.В. Петров // Ученые заметки ТОГУ. – 2014.– Т. 5, № 1. – С. 205–213.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - [Электронный ресурс]. - URL: https://consultant.ru/document
15. Черненко В.А. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации: монография / В.А. Черненко, Т.Ю. Колпащикова. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. – 179 с.
16. Чернов, В.А. Под лаской узнаваемого бренда / В.А. Чернов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2007. – № 2.– С. 22–23.