Фрагмент для ознакомления
2
Развитие и усовершенствование системы государственного и муниципального управления играют ключевую роль в успешном решении проблем, с которыми сталкиваются общество и государство. Органы государственной и муниципальной службы способны непосредственно влиять на развитие реформ, проводимых в стране, и обеспечивать их эффективную реализацию для модернизации страны в целом.
Чтобы эта модернизация стала успешной, необходимо улучшить систему кадрового обеспечения в органах государственного и муниципального управления. Кадровое обеспечение в государственном и муниципальном управлении заключается в подборе квалифицированных кадров всех органов власти, способных эффективно выполнять задачи и функции государственных и муниципальных органов в современных условиях и в соответствии с законом и их должностными полномочиями. Это предполагает использование различных механизмов и технологий, предусмотренных нормативно-правовыми актами, для формирования и использования кадров.
На сегодняшний день вопрос подбора высококвалифицированных муниципальных служащих является одной из самых сложных проблем любой государственной системы. Профессиональная подготовка в органах государственной власти и муниципального управления является важным условием для успеха государственных и муниципальных служащих, поскольку от их профессионализма зависит дальнейшее позитивное развитие и процветание города, региона и страны в целом.
Цель курсовой работы - проанализировать кадровое обеспечение государственного (муниципального) управления в регионе: основные тенденции, проблемы и стратегия их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические аспекты подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих;
- анализ системы подготовки и переподготовки государственных служащих на примере администрации Краснодарского края;
- разработать предложения совершенствования управления системой подготовки и переподготовки кадров в сфере государственной службы.
Объектом исследования в курсовой работе выступают кадровый состав государственных и муниципальных органов.
Предметом исследования выступают органы государственного управления Российской Федерации.
Методологической базой исследования послужили такие методы познания, как: исторический, системный, сравнительный анализ. Информационная база исследования: статистические и аналитические материалы.
Структура курсовой работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические и методологические аспекты подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих
1.1. Эволюция взглядов на управление персоналом в системе государственной службы
Государственное управление представляет собой определенную деятельность государственных служб по реализации возложенных на них полномочий, целью которой, как правило, выступает решение социальноэкономических, политических, организационно-правовых, обеспечительных и других проблем, на которые направлена управленческая деятельность всего государства и отдельных государственных учреждений. Для качественного и продуктивного осуществления такой деятельности необходим квалифицированный персонал, который сможет выступить источником и движущей силой обеспечения стабильности государства, превратить нормы государственных планов и программ в реальную действительность. В современной России законодательство о государственной службе развивается крайне неравномерно и не обеспечивает потребности формирования новой российской государственности по разным причинам. Долгое время на федеральном уровне отсутствовало четкое понимание задач реформирования государственной службы. При этом многочисленные реорганизации в сфере управления осуществлялись исключительно в целях структурных преобразований, без учета потребностей реформирования кадров [1].
Современная кадровая деятельность в области государственного управления должна соответствовать реальным условиям и задачам развития российского общества. В связи с этим, необходимо использовать прогрессивные формы и методы подбора, отбора, использования, оценки, развития, мотивации работников государственных органов. Особое внимание необходимо уделять формированию кадрового резерва. Для реализации всех этих целей как на федеральном, так и региональном уровнях необходимо правовое оформление и регламентирование вопросов кадрового обеспечения системы государственного управления. Однако это не всегда становится возможным из-за существующих в государственной структуре проблем.
Для начала следует отметить, что государственная служба является особенной сферой в системе управления персоналом, так как отличается от коммерческих структур множеством особенностей. Основное отличие заключается в жесткой централизации, регламентации и преобладанием организационно-административных методов управления в данном направлении деятельности. В связи с этим, с системе управления персоналом государственных учреждений затруднено внедрение и применение прогрессивных инновационных методов работы с кадрами и новейших научных знаний в данной области. Помимо этого, в государственной и муниципальной службе существуют следующие кадровые проблемы.
Первая проблема заключается в недоверии населения к власти и проводимой им политике. В такой ситуации становится невозможным воздействие на общественность. Данная проблема также оказывает влияние на работу по управлению работниками государственного аппарата, так как с их непорядочностью люди связывают причину не правильной работы всего механизма управления в стране [2]. Поэтому в сфере государственного и муниципального управления необходимо уделять огромное внимание нравственному, патриотическому и гуманистическому воспитанию кадрового состава. Помимо этого, необходимо повернуть имидж государственной службы, её роли и значения в жизни общества в сторону нового положительного образа и авторитета. В этом должен видеть свой долг каждый госслужащий.
Вторая проблема - отсутствие четких критериев отбора персонала на государственную службу, которые вызывают разногласия их трактовки. По данному поводу достаточно часто возникают противоречия между федеральными и муниципальными структурами.
Дублирование функций отдельных чиновников приводит к раздутию государственного аппарата и, как следствие, неоправданным и безрезультативным расходам, а чаще всего - коррупции. Данная проблема может быть решена путем заключения контрактов с государственными работниками и использованием испытательных сроков при приеме на работу.
Еще одна важная проблема при работе с персоналом государственной службы заключается в том, что власти уделяют недостаточное внимание образованию, профессиональному и должностному росту работников: обучению, переподготовке и повышению квалификации, а также формированию кадрового резерва для государственных структур. Особое внимание следует уделить вопросу кадрового резерва. Как правило, в большинстве случаев, кандидаты, занесенные в этот список, не всегда имеют представление о своем будущем месте работы, обязанностях и специфика государственного управления в целом. Данный факт является источником высокой текучести кадров во многих муниципальных образованиях.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» оценка персонала государственных учреждений проводится с применением стандартного метода - аттестации. Она должна проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. По результатам аттестации делается вывод об уровне профессиональной подготовки госслужащего, его соответствии занимаемой государственной должности, а так принимается решение о присвоении работнику более высокого квалификационного разряда (классного чина).
Таким образом, ситуация в сфере управления кадрами государственной службы имеет ряд характеристик: отсутствие целевой системы подбора кадров; отсутствие прогнозирования потребности в кадрах; отсутствие направленной системы качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом нравственного воспитания работников [3]. К перечисленным характеристикам можно добавить высокую текучесть кадров и низкую мотивацию работников государственных и муниципальных субъектов. Решение данных проблем позволит повысить эффективность кадрового обеспечения государственной службы, пополнить органы государственного управления высококвалифицированными специалистами, способными продуктивно работать в условиях современности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Зимин В.А. Эволюция политической культуры в Российской Федерации / под ред. Л.В. Храмкова. Самара, 2009. 296 с.
2. Третьякова Л.А. Роль институтов гражданского общества в реализации стратегии устойчивого регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №35 (386). С.47-55.
3. Зимин В.А., Пастухова Л.Ш. Совершенствование политики по развитию кадрового потенциала органов государственной власти: монография. Самара, 2015. 116 с.
4. Зимин В.А. Совершенствование работы с кадрами как фактор повышения эффективности государственного управления. Москва, 2015. С.199-202.
5. Конорева К.В., Ефанова Д.А. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ // Форум молодых ученых. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-personalom-v-gosudarstvennoy-sluzhbe (дата обращения: 30.04.2024).
6. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005. – 280с.
7. Борисов Е. Прежде чем учить руководителей /Е.И. Борисов// Служба кадров. – 2007. – №1 – С.51 – 54.
8. Букина Н. Неформальный подход к обучению / Н.Букина // Служба кадров. – 2007. – №3 – С.58–62.
9. Бердюгин С. Новый обучающий проект / С.Бердюгин., Э.Макаров // Служба кадров. – 2006.– №3 С.63 – 65.
10. Бабинцев В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П.Бабинцев// Образовательная политика.– 2006. – №4 С.13 – 15.
11. Борщевский Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 293 с.
12. Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / С. И. Журавлев [и др.]; под редакцией С. И. Журавлева, В. И. Петрова, Ю. Н. Туганова.— 4-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 305 с.
13. Жуля А. С. Управление кадрами в государственном секторе / А. С. Жуля // Скиф. Вопросы студенческой науки.— 2022.— № 10(74).— С. 213-218.
14. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 79-ФЗ (последняя редакция). Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
15.Волкова В.В. Государственная служба [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Государственное и муниципальное управление" и "Юриспруденция"/ Волкова В.В., Сапфирова А.А. Электрон. текстовые данные. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 207 с. Режим доступа: http://www/iprbookshop.ru/52453/ЭБС " IPRbooks".
16. .Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2019, № 17.
17. Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края, 2022, № 54.
18.Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края, 2013, № 9 (частьII).
19. Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
20. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова.– М.: Юнити – Дана, 2002. – 551с.
21. Гренчикова А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д.Петрушова // Управление персоналом.–2004. – №12 (98) – С.63 – 65.