Фрагмент для ознакомления
2
Административно-правовой статус должностных лиц является поняти-ем довольно обширным и имеющим «двойственную природу», которая вы-ражается в виде того что с одной стороны должностные лица осуществляют государственно-властную деятельность, с другой стороны они находятся в профессионально-трудовых отношениях с работодателем. Для того что бы понять данный термин и свести к минимальному двойственное трактованные данного понятия следует детально проанализировать его определение и эле-менты, к каковым относятся «задачи, обязанности, полномочия, функции права, гарантии, ответственность» и др.
Определение административно-правового статуса должностных лиц стоит начать с рассмотрения таких понятий как:
1) «Статус»;
2) «Административно-правовое положение»;
3) «Должностное лицо».
«Статус» понятие многогранное. Однако с точки рассмотрения его определения в рамках данной работы следует дать ему следующее определе-ние.
«Статус» - это положение лица, которое «закрепляется в законодатель-стве и иных документах, регулирующих полномочия и функции должностно-го лица» . «Статус» в значении «административно-правового» определяется тогда, когда устанавливаются «отношения между органом управления или должностным лицом и другими субъектами права» .
Исходя из выше указанного возможно сделать вывод, что «Админи-стративно-правовой статус» это положение, которое устанавливает отноше-ния между органом управления (должностным лицом) и другими субъектами права, то есть другими его участниками (теми, кто имеет субъективные пра-ва, и теми, кто может нести юридические обязанности) .
«Должностное лицо», довольно универсальное понятие, которое ис-пользуется в уголовном, финансовом, муниципальном и других отраслях права. Данный термин так же употребляется и в административном праве. Так, определение должностного лица содержится в ст. 2.4 Кодекса Россий-ской федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. №195-ФЗ, в редакции от 14.04.2023 года : «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соот-ветствии со специальными полномочиями осуществляющее функции пред-ставителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке рас-порядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в слу-жебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государ-ственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Россий-ской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и му-ниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Фе-дерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федера-ции.».
Должностные лица в зависимости от характера реализуемых ими пол-номочий подразделяются на:
1. Лица, наделенные организационно-распорядительными полномочи-ями;
2. Лица, наделенные правоохранительными полномочиями.
В зависимости от административной деликтоспособности должностные лица подразделяются на:
1. Публичные должностные лица, наделённые внешне властными пол-номочиями;
2. Должностные лица государственных и муниципальных учреждений.
Основываясь на этом разделении возможно говорить о двойственной природе административно-правового статуса должностных лиц, как это уже было отмечено ранее. То есть с одной стороны должностные лица осуществ-ляют властную деятельность (публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями), с другой стороны данные лица находятся в профессионально трудовой зависимости от работодателя (должностные лица государственных и муниципальных учреждений).
Так, «все граждане, у которых имеются управленческие полномочия, состоящие на службе в государственных органах, обязательно имеют четко организованную систему подчинения. Так, публичные должностные лица - это лица, которые несут ответственность перед вышестоящими начальника-ми. Вышестоящие управленцы имеют неотъемлемое право изменять старые правила или создавать новые, а руководители низшего звена обязаны под-чиняться» .
Для понимания термина «административно-правовой статус должност-ных лиц» так же стоит рассмотреть помимо основных понятий, которые он включает и его элементы.
Элементы административно-правового статуса должностных лиц воз-можно разделить на центральные и второстепенные.
К центральным элементам относятся:
1. Задачи, основной из которых является осуществление деятельно-сти представителей власти.
2. Обязанности, которые выражены по таким направлениям дея-тельности должностных лиц как организационная, административная, хозяй-ственная.
3. Полномочия, а именно осуществление деятельности, связанное с осуществлением прав и обязанностей, возложенных на должностное лицо законом.
К второстепенным элементам относятся:
1. Функции права, то есть предметная направленность деятельно-сти должностного лица.
2. Гарантии, это нормативное определение обеспечения способно-сти реализации полномочий.
3. Ответственность, способность лица нести наказание, которое мо-жет быть выражено в форме дисциплинарной, административной или уго-ловной ответственности .
Таким образом, можно сказать что, административно-правовой статус должностных лиц - это установленное и урегулированное нормативно-правовыми актами, в том числе административным правом, положение лица, обладающими властными полномочиями, состоящими на службе (работе) в государственных и муниципальных учреждениях, которое заключается в ви-де предоставления данному лицу определенных законом задач, обязанно-стей, полномочий, гарантий, необходимых для осуществления служебной де-ятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправ-ления, иных органах, а так же иных организациях. Так же данное лицо, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит к привлечению к установленной законом ответствен-ности.
1.2 Особенности административно-правового статуса
должностных лиц
Правовое положение (статус) должностного лица определяется его структурными элементами, однако, единого нормативного акта, посвященно-го статусу данных субъектов, не существует. Базовые понятия закреплены в различных федеральных законах, однако имеются проблемы в определении правового положения (статуса) должностного лица и его элементов.
Административно-правовой статус - это совокупность правовых харак-теристик, которые определяют полномочия, обязанности, права и ответ-ственность должностных лиц перед государством и обществом. Он устанав-ливает основные правила поведения должностных лиц, а также принципы организации и деятельности государственных органов.
Основными характеристиками административно-правового статуса должностных лиц являются:
- правовой статус - набор правовых норм и принципов, которые регулируют деятельность должностных лиц;
- должностная ответственность - обязательство должностных лиц нести ответственность за свои действия и решения;
- полномочия - право на осуществление определенных функций и принятие решений в рамках своей компетенции;
- обязанности - выполнение определенных действий и добросовест-ное исполнение возложенных на должностных лиц обязанностей .
Принципы установления административно-правового статуса долж-ностных лиц являются важным элементом создания системы государственно-го управления и организации деятельности государственных органов. Они определяют правильное соотношение обязанностей, прав и ответственности должностных лиц перед государством и обществом.
Основными принципами, которые лежат в основе установления адми-нистративно-правового статуса, являются:
- равноправие - все должностные лица равны перед законом и имеют равные права и обязанности;
- компетенция - каждое должностное лицо имеет свои прямые и косвенные полномочия, которые определяются законом или другими право-выми актами;
- охрана законности - должностные лица должны охранять закон-ность и способствовать ее соблюдению в соответствии с принципом верхо-венства права;
- независимость - должностные лица осуществляют свою деятель-ность независимо от внешних влияний и в соответствии с принципами закон-ности и правопорядка;
- ответственность - каждое должностное лицо несет ответственность за свои действия и решения, которые противоречат законодательству .
Порядок установления административно-правового статуса должност-ных лиц регулируется соответствующими нормативными актами и определя-ется их положениями. Существует определенная процедура, которую необ-ходимо соблюдать при назначении или переводе на новую должность, а так-же при увольнении должностного лица.
Основными этапами процедуры установления административно-правового статуса должностных лиц являются:
- подача заявления на должность;
- проведение конкурса (если это необходимо);
- назначение на должность;
- присвоение категории.
Также следует учитывать, что в соответствии с законодательством, ад-министративно-правовой статус должностных лиц может изменяться в зави-симости от конкретных обстоятельств. Например, при вынесении решения об увольнении, на отставку, при нарушении трудовой дисциплины и т.д.
Административно-правовой статус должностных лиц является важным элементом системы государственного управления и регулируется законода-тельством. Он определяет полномочия, обязанности и ответственность долж-ностных лиц, а также устанавливает принципы и порядок их установления. Учитывая важность данной категории лиц, государство должно заботиться о ее правильной организации и функционировании, чтобы она полностью со-ответствовала интересам государства и общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195–ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. №403-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №1. – Ст. 15.
4. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 (ред. от 25.12.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – №8. – Ст. 366.
Материалы судебной практики
5. По иску С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о включении периодов в стаж на соответствующих видах работ и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии: [определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2020 № 88– 13792/2020]. // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
6. Постановление КС РФ от 07.03.1996 N 6-П // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
7. Постановление КС РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
8. Постановление КС РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
Учебная и научная литература
9. Аверьянова А.А. Проблемы привлечения к административной ответственности должностных лиц РФ // Дневник науки. – 2023. – № 1 (73).
10. Анощенков В.Н. О некоторых проблемах административно–правового статуса должностных лиц // Молодой ученый. – 2022. – № 46 (441). – С. 169–171.
11. Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 338 с.
12. Буравлёв Ю.М. Государственный служащий как должностное лицо и субъект административной ответственности // Государство и право. – 2019. – № 1. – С. 33.
13. Горбачева Л.С. Проблемы определения административно–правового статуса должностных лиц // Студенческий вестник. – 2023. – № 23–2 (262). – С. 55–56.
14. Ечеина С.И. Административно–правовой статус должностных лиц // В сборнике: Развитие общества и науки в современных условиях. Сборник статей II Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2023. – С. 63–66.
15. Ирлицин В.И., Науменко В.И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. – 2015. – №05 (май).
16. Кисин В.Р., Малахов С.А. Состояние нормативно-правового регулирования административной ответственности должностных лиц Административное право и процесс. – 2021. – № 9. – С. 49.
17. Кобцев С.Л. Проблемы привлечения должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти к административной ответственности – Финэксперт, 2009– 2020.
18. Ковшевацкий В. И., Маркина Э. В. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц // Вестник Московского университета МВД России. – 2023. – № 6. – С. 142– 144.
19. Корбутова О.М. Полномочия, гарантии и функции должностного лица // Иновационная наука. – 2021. – №11. –1. – С.89–92.
20. Костькова О.В. Административное право. – М.: Аллель, 2020. – 390 с.
21. Лысенко В.В., Липатов Э.Г., Чаннов С.Е. Административное право. Общая часть: учебное пособие – М.: Ось– 89, 2006. – 303 с.
22. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций / Н.В. Макаренко. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 712 с.
23. Орлов В.Б. Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации// Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – №12. – С.126–129.
24. Полежаева Е.Г. Административно–правовой статус должностного лица // В сборнике: Эволюция государственно–правовых систем. Материалы ХI Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. Науч. редактор Э.А. Сагалаков. – Абакан, 2021. – С. 56–58.
25. Пономарев А.В., Житкомлинов А.В. Административная ответственность должностных лиц // Академическая публицистика. – 2019. – № 6. – С. 285– 286.
26. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: РГ– Пресс, 2019. – 547 с.
27. Пустовойтов С.А. Особенности привлечения должностных лиц к административной ответственности // Аллея Науки. – 2020. – № 4 (43). – С. 577.
28. Столярова З.Н., Высоцкая Т.Н. Понятие административно–правового статуса должностного лица // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 10. – С. 97–100.