Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, ещё несколько лет назад Центральный Банк России приступил к разработке своей системы устойчивого финансирования. Наблюдая, как эта система набирает обороты в мире, и как всё больше инвесторов и банков вовлекаются в эту систему, как они начинают отчитываться о том, какая часть их портфеля представляет собой устойчивые инвестиции и какой спрос на продукцию проявляют покупатели. Чтобы у общества было понимание, что в России тоже нужно создать некий инструментарий, некую позитивную систему, для того, чтобы объяснить, что же такое устойчивое финансирование.
Так, в 2018 году была презентована таксономия зелёных проектов, перечень проектов которых соответствуют критериям «зелёных» и могут рассчитывать на льготное финансирование. В тот период произошёл абсолютно взрывной интерес к тематике ESG, стали появляться различные альянсы, появляться рейтинги, потому что, как компаниям, так и инвесторам стали более понятны правила игры.
Перечисленные принципы зеленых, социальных облигаций и облигаций устойчивого развития ICMA выделяют важность следующих аспектов:
1. Использование средств: проекты, финансируемые с помощью этих облигаций, должны приносить экологическую и/или социальную пользу.
2. Процесс оценки и отбора проектов: должны быть определены цели финансирования, а также критерии оценки соответствия проекта экологичности и/или социальной устойчивости.
3. Управление средствами: поступления от размещения таких облигаций должны отдельно учитываться (отдельный счет, портфель и т.д.).
4. Отчетность: инвесторы должны получать актуальную информацию об использовании полученных средств для финансирования проектов, а также оценку их успешности и соответствия поставленным целям.
Таким образом, данные принципы способствуют повышению прозрачности и открытости в использовании средств, продвижению экологически и социально ответственных проектов и повышению доверия со стороны инвесторов, что влияет на экономическую безопасность.
Утверждены «Требования по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого развития».
Критерии устойчивых финансовых инструментов:
Выпущен для финансирования зеленого проекта, т.е. проекта, который:
• соответствует Таксономии
• направлен на достижение хотя бы одной из ЦУР ООН
• соответствует целям, указанным в Распоряжении Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ», а именно, соответствует достижению целей Парижского соглашения, способствует достижению экологического эффекта, положительно воздействует на окружающую среду.
Привлеченные средства используются на заявленные цели:
• финансирование капитальных и операционных затрат
• предоставление кредитов
• рефинансирование действующих финансовых обязательств
Первый стандарт зеленых облигаций был разработан Climate Bonds Initiative в 2009 году и называется Climate Bond Standard. Этот стандарт создавался для помощи инвесторам в определении, какие инвестиции в зеленые проекты и технологии соответствуют определенным экологическим критериям, а также для обеспечения прозрачности и надежности зеленых облигаций.
Другим важным событием стал выпуск добровольных принципов Зеленых, Социальных и Устойчивых облигаций (Green, Social and Sustainability Bond Principles) Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA) в 2014 году. Эти принципы стали важнейшим инструментом, который позволяет согласовывать усилия различных участников финансового рынка, включая эмитентов, инвесторов и агентов по размещению, при создании и экономической оценке зеленых и устойчивых облигаций. Они также способствуют прозрачности и улучшению качества зеленых и устойчивых облигаций.
Сокращение выбросов парниковых газов и переход к низкоуглеродной экономике являются ключевыми задачами для достижения целей Парижского соглашения. Переходные облигации являются одним из инструментов для финансирования проектов, связанных с сокращением выбросов и переходом к более экологически чистым технологиям, что может помочь достичь целей Парижского соглашения. Руководство, опубликованное в декабре 2020 г. ICMA, может способствовать стандартизации таких облигаций и увеличению прозрачности рынка в области обеспечения экономической безопасности, что может быть полезно для инвесторов.
В последнее время на финансовом рынке набирают популярность голубые облигации, которые направлены на реализацию проектов по защите океанов, прибрежных районов и поддержке голубой экономики. Голубые облигации – это инструмент финансирования проектов, направленных на защиту окружающей среды, особенно водных ресурсов. Такие облигации могут быть выпущены как государствами, так и частными компаниями, сбор средств от продажи которых направляется на проекты по бережливому использованию водных ресурсов, сохранению морских экосистем и предотвращению загрязнения морской среды .
Социальная структура нацелена на доступность и уважение прав и свобод человека, что создает возможность получать равный доступ к услугам.
Экологическая компонента создает стимул сохранения окружающей среды и адаптивность к изменениям климата, минимизацию отходов, определяет особенности развития территории .
В России рынок зеленых облигаций будет расти, под влиянием международных стандартов, что помогает создать оптимальный инвестиционный климат. Заметно влияние компаний, у которых есть перспективы по созданию устойчивой экономики, у них уже есть ESG-рейтинги и которыми пройдена верификация облигаций от международных верификаторов.
Мы видим, какой большой интерес проявляется со стороны российских инновационных компаний к исследованию этих технологий, и учитывая то, как динамично эта сфера развивается и сколько внимания уделяется, на самом деле нет никаких причин считать, почему Россия не может стать передовой страной в этой сфере, почему в России не могут быть разработаны революционные низко-углеродные технологии будущего, которые в перспективе будут применяться во всём мире.
Так, масштабными задачами регуляторов рынка будут являться создание стабильного пула устойчивых активов и ответственных инвесторов, что позволит интегрировать ESG – факторы в инвестиционные решения, обеспечит финансовую стабильность при переходе к низкоуглеродной экономике, создаст инфраструктуру для устойчивых инвестиций и обеспечит укрепление экономической безопасности.
Что касается создании пула устойчивых активов, касающееся разработки таксономии устойчивой деятельности, стандартов для устойчивых финансовых инструментов, учете ESG – факторов в корпоративном управлении, разработке требований к раскрытию нефинансовой информации поможет создать экономический эффект, который направлен положительным образом на стимулирование ВВП, производительность труда, что влияет на экономическую безопасность.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. О стандартах эмиссии ценных бумаг: положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П (ред. от 04.07.2022) "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Постановление Правительства от 21 сентября 2021 года №1587 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2030 г. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Электронные ресурсы:
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru
2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru
3. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/
4. ВЭБ прорабатывает механизмы соблюдения принципов устойчивого развития – Режим доступа: https://1prime.ru/banks
5. ВЭБ РФ – Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metodologiya/
6. Группа Всемирного Банка // «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций: [сайт]. – 2018. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/russia-unlocking-opportunities-for-green-investments
7. «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022» – Режим доступа: https://infragreen.ru/news/135290
8. Как «озеленить» регион [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
9. Московская биржа: сектор устойчивого развития – Режим доступа: https://www.moex.com/s3019
10. Национальное рейтинговое агентство, аналитический обзор // Рэнкинг устойчивости развития Российской Федерации и интеграции ESG – критериев в деятельность субъектов: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.ra-national.ru
11. Национальные стандарты зеленого финансирования – Режим доступа: https://cbr.ru
12. Особенности подготовки эмиссии структурированных облигаций [сайт]. – 2023. – Режим доступа: https://bondguide.moex.com/articles/emission-features/31
13. Облигации и займы устойчивого развития – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/sustainability-bonds-and-loans/
14. Росинфра – Режим доступа: https://rosinfra.ru
15. РИА Рейтинг – Режим доступа: https://riarating.ru/
16. Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
17. Эксперт РА – Режим доступа: https://raexpert.ru
Статьи:
1. Панова С.А., «Зеленые» финансовые инструменты в деятельности банков // Финансовые рынки и банки. 2019. № 3. С. 51–54.
2. Потапова Е.А., Каргина Е.В., Анализ российского рынка инструментов финансирования устойчивого развития и факторов, ограничивающих его рост. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022; (1): 25-31.
3. Резванов Р.И., Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
4. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А., «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. 2020;24(2):39-49.
5. Хуторова Н.А., Хуторов А.О., Развитие практики социально ответственного инвестирования в контексте экономической безопасности государства. // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 10 (517). С. 1914-1932.