Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 1870 году русские художники реалистического направления вступили в Товарищество передвижных выставок. По словам одного из его организаторов, художника Г. Г. Мясоедова, партнерство взяло на себя обязательство "познакомить Россию с русским искусством" . Художники-передвижники считали своим долгом вести широкую просветительскую деятельность. Они хотели донести до людей свое искусство, насыщенное ярким социальным контентом. На момент основания Товарищества Петербургская артель практически прекратила свое существование, и некоторые ее члены вступили в новый клуб. Главное, что удалось сделать членам Товарищества, - это организация независимых выставок и их передвижение по городам России.
Товарищество объединило всех лучших художников и скульпторов второй половины XIX - начала XX веков. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовская, В. Васнецов и Поленов, Ган и, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Познанский и Андреев, Попов и Архипов и др. многие другие. В некоторых выставках передвижников принимали участие Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Рябушкин, Коненков и другие в составе участников выставки.
В 70-х и 80-х годах деятельность Товарищества достигла своего пика. Ведущее место в передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили важнейшие явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречивости. Передвижники оказали большое влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов ассоциации были художники разных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.
Роль передвижников в художественном образовании велика. Многие из величайших передвижников много лет преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Перьев, Саврасов, Пряников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 г. в Санкт-Петербургскую академию художеств были приняты И.Е. Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а затем Киселев, Дубовская и другие художники, что значительно повысило роль и авторитет Академии как центра художественного образования.
Обучение в академии основывалось на наследовании образа классического искусства древности. В результате исторические и мифологические сюжеты, связанные с сюжетами подвигов древних богов и героев, заняли особое место в произведениях изобразительного искусства.
Но мы должны помнить, что Академия была не только высшим художественным учебным заведением, но и высшим государственным учебным заведением изобразительного искусства в России. Русская литература, музыка, театр и общественная мысль с момента основания Товарищества развивались в едином направлении, образуя единый поток российской демократической культуры, вдохновленный социальными идеями своего времени.
Передвижники ставили перед собой задачу социального и эстетического просвещения масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. Их вдохновляла идея привезти искусство в провинцию, сделать его русским, расширить его аудиторию, открытие каждой передвижной художественной выставки становилось крупным культурным событием страны, о котором много писали, говорили и спорили.
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более детального изучения истории передвижников как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века.
На современном этапе развития исторической науки это направление исследований, несмотря на наличие достаточной источниковой базы и большого количества научных исследований, еще не изучено в полной мере и требует дополнительного рассмотрения.
Целью данной работы является всестороннее изучение истории создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно нового художественного феномена второй половины XIX века.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Периодическая печать:
1. Выставка картин в Тамбове // Тамбовские губернские ведомости. 1889. 18 нояб., 21 нояб.; Spectator. Русское искусство на Всероссийской выставке 1896 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1896. 26 сентября.
2. Голос : Газ. полит. и лит. Ежедн. изд. / Ред.-изд. А. А. Краевский. 1871. № 332; 1882. № 86.
3. Ивэльский. Выставка русских и финляндских художников в Петербурге // Курская газета. – 1898. – 25 января.
4. Лукомский Г. Провинциальные выставки. Хроника // Аполлон. 1909. № 1.
5. Самарская газета. / Ред.-изд. И. П. Новиков. Самара, 1889. № 210; 1892. № 205.
Источники личного происхождения:
6. Ге Н. Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. М., 1978.
7. Крамской И. Н., Иван Николаевич Крамской: его жизнь, переписка и художественно-критические статьи 1837-1887. СПб., 1888.
8. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1965. 368 с.
9. Мурашко Н. Воспоминания старого учителя. Киевская рисовальная школа. 1875-1901. Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1907. 240 с.
10. Мясоедов Г. Г., Письма, документы, воспоминания. М.: Изобразительное искусство , 1972.
11. Репин И. Е. Избранные письма в двух томах 1867 – 1930. М.: Искусство, 1969.
12. Репин, И. Е. Далёкое близкое / И. Е. Репин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 599 с.
13. Стасов В. В. Собрание сочинений. 1847–1886. Т. 1–4., СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1894–1906.
Источники нормативного делопроизводства:
14. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, 1870.
15. Альбом двадцати пятилетия Товарищества передвижных художественных выставок. 1872-1897. М., 1899.
Литература
16. Алленов М. М. История русского искусства. В 2-х кн. Кн. 2: Русское искусство XVIII - начала ХХ века / М. М. Алленов. - М.: Трилистник, 2000. - 320 с.
17. Александрова Е. Я. Социокультурная деятельность художественно-просветительских объединений в России второй половины XX – начала XX вв. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. №3.
18. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. Изд. 3-е / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского / А. Н. Бенуа. - М.: Республика, 1995. - 448 с.
19. Берар Е. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894-1914 / Е. Берар; пер. с франц. М. Неклюдовой. -М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 344 с.
20. Валькова К. В. Взаимоотношения Академии художеств и Товарищества передвижных художественных выставок в первой половине 1870-х гг. / К.В. Валькова // Актуальные вопросы истории Сибири. Двенадцатые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: сборник научных статей / под ред. B.А. Скубневского, Д.С. Боброва. - Барнаул: АЗБУКА, 2019. - С. 198-202.
21. Валькова К.В. Влияние Товарищества передвижных художественных выставок на развитие провинциальных художественных школ в 1870-1905 годах / К.В. Валькова // Актуальные вопросы истории Сибири. Тринадцатые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: сборник научных статей / под ред. B.А. Скубневского, Д.С. Боброва. - Барнаул: АЗБУКА, 2021. - С. 209-213.
22. Веселов А.А. Московские профессиональные объединения художественной интеллигенции во второй половине XIX - первой четверти XX вв. М.: Издательский дом ГУУ, 2016. - 128 с.
23. Дергачев Л. Д. Периодическая печать // Очерки русской культуры XIX в.: в 6 т. Т. 3. Культурный потенциал общества / ред. Л. Д. Дергачева [и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 444-512.
24. Дмитриев А.Н. Прошлое нашего прошлого: проблематика исторической культуры в Российской империи / А.Н. Дмитриев // Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом / отв. ред. А.Н. Дмитриев. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. - С. 9-32.
25. Езерская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. М.: Изобразительное искусство, 1987. 288 с.
26. Козляков В.Н. Культурная среда провинциального города // Очерки русской культуры XIX в. В 6-ти томах. Т. 1. Общественно-культурная среда / ред. Л.Д. Дергачева и др. М. 1998. С. 125-202.
27. Кошман Л.В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX в. В 6-ти томах. Т. 1. Общественно-культурная среда / ред. Л.Д. Дергачева и др. М., 1998. С.12-72;
28. Кудрина Ю. Передвижники и императорская власть: к 175-летию со дня рождения И. Е. Репина // Иные берега. 2019. № 1. С. 136–149.
29. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Изд. 2-е испр. В 2-х тт. Т.2. — СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2000.
30. Новицкий А.П. Передвижники и влияние их на русское искусство / А. П. Новицкий. - М.: Кн. маг. Гросман и Кнебель, 1897. - 120 с.
31. Федотов А.С. Проблема экономического освоения провинциального культурного рынка: «Товарищество передвижных художественных выставок» и «Общество русских драматических писателей» // «Разумное, доброе, вечное...»: материалы научной конференции. Ярославль, 2017.
32. Шабанов А. Е. Передвижники. Между коммерческим товариществом и художественным движением / Науч. ред. И. А. Дороченков. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. - 336 с.
33. Шевырев А.П. Культурная среда столичного города. Петербург и Москва // Очерки русской культуры XIX в. В 6-ти томах. Т. 1. Общественно-культурная среда / ред. Л.Д. Дергачева и др. М., 1998. С. 73-124.
34. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2002.