Фрагмент для ознакомления
2
На 2023 г. предусмотрены экономические льготы 92 основным администраторам. Повышение объемов экономных средств на 2023 г. по сравнению с 2022 г. более чем на 10% предусматривается для 6 основных распорядителей. По 5 главным руководителям повышение составило более двадцати процентов, в том числе по Центризбиркому РФ в пять раз, по ФГБУ «Российская академия живописи, зодчества и искусства Ильи Глазунова в пять раз, по Федеральному агентству по гидрометеорологическому и метеорологическиму мониторингу в пять раз.
Экономные ассигнования на 2023 г. по сравнению с 2022 г. предусмотрены по 59 главным администраторам. Экономные ассигнования уменьшаются более чем на 10% по 17 главным ведомствам, по 24 главным ведомствам - более чем на 20%, в том числе по Минтрансу России в два, четыре раза, по ППУ «Единая заказчица в строительстве» в два, три раза, по ФГБУ «Российский центр научных исследований» в два, два раза.
Наибольший рост затрат на безусловное повышение в 2023 г. по сравнению с 2022 г. предусматривается в Министерстве финансов РФ – на 1 158 млрд рублей, или на 14,3 млрд рублей, или на 9,1 млрд рублей, МВД РФ – на 105,6 млрд рублей, или на 9,1 млрд рублей, Минобрнауки РФ – на 54 млрд рублей, или на 8,2 млрд рублей, ФСИН РФ – на 32,2 млрд рублей, или на 10,2 млрд рублей. В Счетной палате отмечается необходимость увеличения кассового исполнения расходов госбюджета, а также снижения переходных остатков государственного бюджета.
По итогам 2021 г. уровень исполнения бюджетных затрат составлял 97,5 %. Размер невыполненного экономного ассигнования составлял 645,3 млрд рублей. В то же время больший размер невыполненных экономических назначений был установлен в разделах экономической систематизации «Общегосударственные проблемы» 193,3 млрд руб., из которых резервированный фонд Министерства обороны России 139,4 млрд руб., «Государственное оборонное обеспечение» 128,2 млрд руб., «Охрана здоровья» 95,7 млрд руб.
Уровень затрат по указанным разделам в сентябре 2022 г. составляет 45,1, 71,8, 68,3, следовательно, уровень затрат в общем бюджете - 63,2. По итогам исполнения государственного бюджета в 2021 году объем остатков, которые будут использоваться в 2022 году для тех же целей, составлял 489,0 млрд рублей, в том числе на выполнение обязательств по плате заключенных договоров, которые будут оплатены в 2022 году – 219,1 млрд рублей. Проект закона предусматривает повышение объема контрактных затрат открытой части на 230,7 млрд рублей по сравнению с уровнем выполнения в 2021 году или на 9 процентов, что в 2023 году составит 2783,8 млрд рублей.
В то же время уровень реализации указанных затрат на 1 сентябрь 2022 г. составил 57.1, что на 5% ниже, чем средний уровень реализации затрат государственного бюджета в целом. По итогам 2021 года объем выполнения затрат открытой части ППК «Единая заказчица в строительстве» составила 54,9, Росархив 71,5, Управление делами Верховного Главнокомандующего России 82,3, Росмолодежь 85,3, Минэнерго Рф 85,2, МГУ им. М.В. Ломоносов 87,8, Федеральное агентство по туризмам РФ 89,725.
При этом объем выполнения указанных затрат в открытой части по ППК «Единая заказчица в строительстве» на 1 Сентябрь 2022 года составлял 25,1, Росархив 40,4, Управление делами Верховного Главнокомандующего России 50,3, Росмолодежь 75,2, Минэнерго Рф 27,4, МГУ им. М.В. Ломоносов - 60,8%, Федеральное агентство по туристическому туризму 54,1. В 2023 году объем резервирования открытой части составит 1 033 2 млрд руб., либо 4 6 общего объема затрат государственного бюджета открытой части, 2024 – 1 343 5 млрд руб., либо 5,9%, 2025 – 1 488 1 млрд руб., либо 6,6%.
В 2023–2024 годах резервный фонд правительства России запланирован на 180 млрд рублей в год, а в 2025 году – на 80 млрд рублей. Нужно учитывать, что в соответствии с экономическим кодексом Российской Федерации в резервный фонд Кабинета Министров Российской Федерации будут направляться остатки незавершенных экономических расходов 2022 года, кроме того, что подлежат направлению на одну и ту же цели и предусмотрена возможность увеличения их средств за счет поступления некоторых доходов ненефтегаза в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также предусмотрена возможность увеличения их средств за счет поступления некоторых доходов ненефтегаза в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также в соответствии с проектом Государственного бюджета Российской Федерации на 2023 год, а также в соответствии с проектом Государственного бюджета
В Счетной палате подчеркивается, что сумма забронированного экономного ассигнования, по которому в ст. 21 проекта Закона не предусмотрено направление резервирования, составит: в 2023 г. 72, 7 млрд руб., 2024 г. 190, 8 млрд руб., в 2025 г. 90, 4 млрд руб.
В 2023 году в федеральный бюджет поступило 29,1 трлн рублей, а потратили из него 32,4 трлн.
Доходы выросли за счет роста экономики и инфляции. Рост доходов бюджета РФ по итогам 2023 года составил почти 5% к предыдущему году. Главным драйвером стал подскочивший на 22% НДС — этот налог косвенно платят все россияне, покупая товары и услуги, в цену которых он закладывается. Чем выше цены, тем больше налоги. Так что рост поступлений от НДС как минимум на треть объясняется инфляцией — по итогам года она составила около 7,5% [25].
Немаловажное значение имел и реальный восстановительный рост экономики. После падения на 2,1% в 2022 году российский ВВП вырос более чем на 3% в 2023. Здесь флагманами стали отрасли, смежные с оборонной промышленностью, в том числе металлургия. А в потребительском секторе темп задавали низкие ставки первой половины года, которые привели к рекордным объемам кредитования и росту спроса.
Также увеличить доходы бюджета помогли разовые сборы, которые правительство вводило в качестве экстренных антикризисных мер: налог на сверхприбыль крупных предприятий и курсовая пошлина для экспортеров.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024)
2.Алиев, Б.Х. Повышение эффективности бюджетных расходов регионов: проблемы и перспективы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 7. – С. 249 -253.
3.Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 332 с.
4.Ефимов, Я.Г. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2023. – № 3. – С. 118-121.
5.Зотова, В.Б. Система муниципального управления: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 493 с.
6.Кириллова, О.С. Особенности формирования и оценки бюджетного потенциала территорий в контексте муниципальной реформы в России // Финансы и кредит. – 2021. – № 25. – С. 32-37.
7.Крачевская, С.Т. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления // Бюджет. – 2022. – № 8. – С. 32-38.
8.Кузнецова, С.Ю. Состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2019. – 352 с.
9.Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник . – М.: Проспект, 2022. – 559 с.
10.Мысляева, Е.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 398 с.
11.Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 380 с.
12.Павлов, П.В. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учёта: учебное пособие. – М.: Магистр, 2021. – 239 с.
13.Парягина, В.А. Бюджетная система России: учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 752с.
14.Петросян, Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 300с.
15.Пронина, Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы. – 2019. – № 12. – С. 17-25.
16.Пятковская, Ю.В. Правовое регулирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Норма, 2019. – 288 с.
17.Салынцева, Ю.А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой учёный. – 2023. – № 9. – С.700-703.
18.Соколов, А.Ю. Управленческий учёт накладных расходов: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 448 с.
18.Хасанова С.С. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019 - № 12–3. - С. 118–120.
19.Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник ЮИМ. – 2021. – № 1. – С. 36.
20.Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М: Юрист, 2021. - 235 с.
21.Шамис М.И. Проблемы развития и совершенствования налоговой политики РФ // Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления. – Донецк, 2020. – С. 321.
22.Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебник - М.: Проспект, 2020. - 656 с.
23.Щепачёв, В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения // Местное право. – 2022. – № 5. – С. 9-12.
24.Щербина, Ф.А. Основы бюджетной системы: учебное пособие – М.: Флинта, 2020. – 328 с.
25. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации - https://www.budget.gov.ru