Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Практическая реализация принципов непрерывного обучения в проекте «Курс компьютерной грамотности для пожилых людей «В ногу со временем»
2.1. Организация и методика обучения
Ключевую роль в образовательной инициативе «Курс компьютерной грамотности для пожилых людей «В ногу со временем» играет методологическая основа. В частности, О.В. Зайцева подчеркивает важность адаптации образовательных программ к развивающимся парадигмам непрерывного обучения [Зайцева, 2009, с.106]. Данный курс включает в себя сочетание традиционных и инновационных стратегий обучения с учетом когнитивных и физических потребностей пожилых людей.
Структура курса тщательно разработана с учетом уникального темпа обучения пожилых людей. Занятия проводятся раз в две недели, что дает достаточно времени для усвоения материала и практики. Каждое занятие проходит в формате, обеспечивающем максимальную вовлеченность благодаря интерактивным и партисипативным методам. Как отмечает Т.М. Кононыгина, адаптация образовательного контента к жизненному опыту и существующей базе знаний обучающегося способствует повышению эффективности процесса обучения [Кононыгина, 2006, с.148].
Технологические инструменты и программное обеспечение играют решающую роль в этом образовательном начинании. Выбор удобных и доступных технологий имеет решающее значение, как отмечает В.Г. Онушкин, который подчеркивает важность соответствия технологических средств способностям и повседневным потребностям обучающегося [Онушкин, 1995, с.189]. Такой подход не только облегчает процесс обучения, но и позволяет интегрировать пожилых людей в цифровой мир, тем самым преодолевая цифровой разрыв.
Следует отметить, что организация и методология обучения отражают принципы андрагогики, ориентируясь на конкретные потребности и способности пожилых учащихся. Благодаря такому стратегическому подходу курс остается актуальным, увлекательным и полезным, способствуя формированию у его участников установки на обучение в течение всей жизни.
Курс компьютерной грамотности для пожилых людей «В ногу со временем» имеет модульную структуру; каждый модуль, разработанный как последовательное развитие предыдущего, охватывает конкретные темы – основы работы в Интернете, общение по электронной почте и цифровая безопасность. Модули изучаются в течение восьми недель: такая продолжительность выбрана с учетом особенностей герагогики (Kononygina, 2006, p.148) и позволяет повысить скорость усвоения материала пожилыми учащимися. Занятия проводятся два раза в неделю; каждое занятие продолжительностью девяносто минут состоит из 45-минутной лекции и 45-минутного интерактивного сегмента, что способствует распространению и усвоению знаний.
Форматы занятий «гибридные» – сочетающие очное взаимодействие с виртуальным участием, что позволяет учитывать различную мобильность и уровень комфорта участников (Zaitseva, 2009, p.106). На каждом занятии используются методы «обучения со скаффолдом»: первоначальное прямое обучение постепенно заменяется заданиями, требующими все большей самостоятельности от обучающихся. Технологические средства, такие как планшеты и упрощенные пользовательские интерфейсы, интегрированы для обеспечения эргономической совместимости с возрастной демографической группой, что отражает андрагогический принцип адаптации среды обучения к физическим и когнитивным возможностям (Onushkin, 1995, p.189).
Формативные оценки, проводимые раз в две недели, позволяют оценить прогресс в обучении и соответствующим образом скорректировать последующие учебные стратегии. Такая адаптивная методология гарантирует, что содержание образования остается в авангарде педагогических инноваций и отражает динамику возможностей и предпочтений пожилых учеников.
При выборе технологических инструментов для «Курса компьютерной грамотности для пожилых людей «В ногу со временем» критерии отбора были направлены на обеспечение доступности и эргономичности; т.о., в программу было включено такое программное обеспечение, как «EasyZoom», которое улучшает читаемость экрана, смягчая проблемы со зрением, распространенные среди пожилых людей. Также широко используется приложение «SpeakType», позволяющее преобразовывать голос в текст, что помогает людям с ограниченной ловкостью рук транскрибировать устную речь в текст, тем самым развивая навыки цифровой коммуникации. Планшеты, выбранные за их интуитивно понятные сенсорные интерфейсы, облегчают взаимодействие с цифровым контентом без необходимости использования традиционных клавиатуры и мыши, которые могут представлять трудности для тех, кто не знаком с такими устройствами.
Интерактивные доски повышают эффективность коллективного обучения, позволяя в режиме реального времени создавать аннотации и манипулировать цифровыми объектами, тем самым поддерживая кинестетический подход к обучению, что крайне важно для сохранения памяти у пожилых людей. Кроме того, в определенных модулях курса используются гарнитуры виртуальной реальности (VR) для моделирования реальных сценариев – н-р., онлайн-банкинга, – которые могут показаться пожилым людям пугающими; такой опыт погружения, подкрепленный безопасным и контролируемым воздействием, повышает уверенность и компетентность в навигации по цифровым пространствам.
Интеграция этих технологий не только соответствует современным педагогическим стратегиям, но и придерживается андрагогических принципов, гарантируя, что обучение остается непрерывным, адаптивным процессом, отражающим как современные технологические тенденции, так и развивающиеся способности его участников. Подобный подход, характеризующийся итеративной оценкой и адаптацией технологических инструментов, позволяет курсу оставаться на пересечении образовательных инноваций и практической пользы.
2.2. Принципы андрагогики и мотивация участников
Интеграция андрагогических принципов в «Курс компьютерной грамотности для пожилых людей «В ногу со временем» имеет фундаментальное значение; эти принципы, как отмечают Ноулз и др. (2005, с. 64), ставят во главу угла самонаправленное обучение – ключевой мотиватор для взрослых учащихся. Самонаправленность обучения обеспечивается за счет «проектов, выбранных учащимися», когда участники выбирают темы, которые вызывают у них личный отклик (н-р., покупки в Интернете, цифровое общение с семьей), тем самым согласовывая цели обучения с внутренними интересами; такой подход обеспечивает вовлеченность и устойчивый интерес на протяжении всего курса.
В учебном процессе также используется метод «экспериментального обучения» – участники применяют новые навыки в практических, реальных условиях, н-р., при создании учетных записей электронной почты или навигации по платформам социальных сетей, что способствует более прочному закреплению цифровых компетенций благодаря их практическому применению. Включение сессий взаимного обучения, в ходе которых учащиеся делятся друг с другом знаниями и методиками, позволяет использовать коллективные знания и опыт группы, способствуя созданию совместной среды обучения, которая отражает профессиональные учебные сообщества.
Мотивационные стратегии также учитывают психосоциальную динамику старения; н-р., признание достижений с помощью сертификатов и небольших праздников не только подтверждает прогресс, но и борется с возрастным снижением самоэффективности. На начальном этапе курса также проводятся «семинары по постановке целей», на которых учащиеся формулируют личные цели обучения, тем самым формируя чувство цели и направленности образовательного пути.
При помощи этих андрагогических стратегий курс не только прививает компьютерную грамотность, но и восстанавливает самооценку учащихся как способных и пожизненных учеников, эффективно трансформируя их взаимодействие с технологиями из состояния страха в состояние мастерства и удовольствия.
Таблица 1.
Стратегия Описание Ожидаемый результат
Индивидуальные пути обучения Курсы, разработанные с учетом индивидуальных интересов и уровня подготовки, для повышения актуальности и вовлеченности. Повышение мотивации благодаря персонализации.
Признание достижений Выдача сертификатов и публичное признание прогресса. Повышает самооценку и отмечает пройденные этапы.
Сети поддержки сверстников Поощрение сотрудничества и поддержки между участниками через групповые проекты и форумы. Способствует развитию чувства общности и сопричастности.
Гибкое расписание Проведение занятий в разное время и возможность просмотра записанных сессий. Приспособление к индивидуальному образу жизни и максимальное участие.
Интерактивные и практические занятия Выполнение практических заданий и применение в реальных условиях, чтобы сделать процесс обучения динамичным и применимым. Способствует активному обучению и практическому пониманию.
Выводы предшествуют этому: В стремлении активизировать участие пожилых слушателей в «Курсе компьютерной грамотности для пожилых людей «В ногу со временем» используются многогранные стратегии, глубоко укорененные в андрагогических принципах. Предполагается, что при эффективном применении персонализированных учебных маршрутов вовлеченность будет не только сохраняться, но и расти, поскольку участники будут находить содержание курса непосредственно связанным с их повседневной жизнью. В случае последовательного признания достижений можно предположить повышение самооценки участников, что позволит им решать
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 7. – С. 106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya (дата обращения: 06.02.2024).
2. Савина А.К. Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-za-rubezhom-ot-idei-k-kotseptsii (дата обращения: 04.02.2024).
3. Марданшина Р.М. Модели непрерывного образования в едином образовательном пространстве на рубеже XX-XXI веков: Дис.... канд. пед. наук. – Казань, 2007. – С.59. URL: https://www.dissercat.com/content/modeli-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-edinom-obrazovatelnom-prostranstve-na-rubezhe-xx-xxi-veko (дата обращения 04.02.2024)
4. Савина А.К. Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. -№3 (24). – С. 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-za-rubezhom-ot-idei-k-kotseptsii (дата обращения: 04.02.2024).
5. Lifelong learning // Cambridge Dictionary URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/lifelong-learning (дата обращения: 03.02.2024).
6. Lifelong learning // Oxford Dictionaries URL: https://www.oed.com/search/dictionary/?scope=Entries&q=lifelong+learning (дата обращения: 03.02.2024).
7. Lifelong learning // Collins English Dictionary URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/lifelong-learning (дата обращения: 03.02.2024).
8. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С. 138. URL: https://miprp.ru/site/uploads/2019/04/Змеев-С.И._Основы-технологии-обучения-взрослых.pdf (дата обращения 06.02.2024)
9. Онушкин В.Г. Образование взрослых. Междисциплинарных слов терминологии. – СПб.: ИОВ РАО, 1995. – С. 189.
10. Formosa M. Four decades of Universities of the third age: Past, present and future // Ageing and society. Cambridge, 2014. Vol. 34. Р. 42–66. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/2014-FourdecadesofUniversitiesoftheThirdAge-Pastpresentfuture.pdf (дата обращения 31.01.2024)
11. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. (Фрагменты из работ разных лет): [пер. с нем., англ.]. М.: Просвещение, 2006. 149 с.
12. International perspectives on older adult education / Еd. by B. Findsen, M. Formosa. Cham: Springer, 2016. Vol. XIX. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/2016.3-Chap1-IntroductioninInternationalperspectivesonolderadulteducation.pdf (дата обращения 30.01.2024)
13. Dewey J. The School and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1900. URL: https://ia801408.us.archive.org/33/items/schoolsociety00dewerich/schoolsociety00dewerich_bw.pdf (дата обращения 30.01.2024)
14. Knowles M. S., Holton III E. E., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. London, N.Y.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 416 p. URL: http://intrpr.info/library/books/knowles-the-adult-learner.pdf (дата обращения 04.02.2024)
15. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. N.Y.: New Republic, 1926. 224 p. URL: https://archive.org/details/meaningofadulted00lind/page/n25/mode/2up (дата обращения 06.02.2024)
16. Кононыгина Т. М. Герагогика. Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. Орел: Красная строка, 2006. 148 с. URL: https://orel-znanie.ru/library/Geragogy.pdf (дата обращения 6.02.2024)
17. Рогозин Д. М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Старикам тут место: социальное осмысление старения: [сборник научных статей] / Институт социологии РАН; отв. ред. Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 8–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-stareniya-ili-trud-znaniya-i-zdorovie-v-starshem-vozraste (дата обращения: 02.02.2024).
18. Королева Е. Г., Мухлаева Т. В. Образование для пожилых в контексте концепции «благополучного старения» // Человек и образование. 2018. № 4. C. 147–151. https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-pozhilyh-v-kontekste-kontseptsii-blagopoluchnogo-stareniya (дата обращения 02.02.2024)
19. Бирюкова Н.А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе. // Сибирский педагогический журнал. 2009. No 4. С. 346-354.
20. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования ИКТ / Под ред. Т.В. Ершовой. М.: Изд-во Института развития информационного общества, 2011. 99 с.
21. Портал данных Отдела народонаселения ООН. Интерактивный доступ к глобальным демографическим показателям. Организация Объединенных Наций. URL: https://population.un.org/dataportal/home (дата обращения: 6.10.2023).
22. Профилактика когнитивных нарушений. School care. URL: https://school-care.ru/disturb/profilaktika-kognitivnyh-narushenij/ (дата обращения: 16.10.2023).
23. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 06.10.2023).
24. The report of the Faure Commission: One step forward and two steps back. Springer Link. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00158531 (дата обращения: 6.10.2023).