Фрагмент для ознакомления
2
Административное принуждение - это урегулированный нормами административного права метод административной деятельности, при котором компетентные государственные и иные органы и их служащие оказывают воздействие на коллективные и индивидуальные субъекты с целью активного достижения важных целей (в условиях общественной и государственной необходимости), предупреждения и ограничения нарушений, обеспечения установленного порядка административного производства, своевременного и правильного рассмотрения административных дел.
В современной науке административное принуждение - это особый метод государственного воздействия, способ административного регулирования, своеобразный вид государственной деятельности и правовой институт. В зависимости от отрасли права различают административное принуждение, уголовное принуждение, гражданское принуждение, конституционное принуждение и дисциплинарное принуждение. Если рассматривать принуждение как метод административного воздействия, то оно необходимо для защиты общественных интересов и интересов государства, когда добровольные субъекты права не выполняют законные требования.
Государство использует метод принуждения для обеспечения развития публично-правовых отношений на основе правовых норм. Административное принуждение существенно отличается от других правовых типологий данного вида воздействия. Административное принуждение регулируется нормами административного права и гарантирует защиту правоотношений, возникающих в административной системе. Данный метод не может быть применен в случае несоблюдения норм административного права. В современном праве не существует единого нормативного акта, содержащего полный перечень инструментов административного принуждения. Средства административного принуждения предусмотрены в различных правовых актах.
Возможны лишь исключения из мер административного принуждения, такие как административное наказание как мера административной ответственности, обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, процессуальное принуждение, предусмотренное КоАП РФ, и меры, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства РФ. Способы реализации средств административного принуждения определяются правовыми актами.
Среди них выделяются материальные и процессуальные нормы, регулирующие применение этих инструментов принуждения. Хотя административное принуждение понимается как предмет регулирования административного права, применение таких мер может использоваться не только для регулирования административных правоотношений, но и в других отраслях права.
Например, КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение норм трудового, избирательного и экологического права, а сотрудники полиции могут прибегать к мерам административного принуждения для предупреждения как административных правонарушений, так и уголовных преступлений. - Административное принуждение может применяться только при наличии у административного органа и его должностных лиц соответствующих полномочий, предусмотренных законом.
Тот факт, что административное принуждение осуществляется от имени государства, придает ему принудительный характер. Поэтому предмет административного принуждения воздействует на сознание и поведение управляемого, обеспечивая соблюдение правовых норм и выполнение обязанностей, закрепленных в правовых нормах. В основном средства административного принуждения используются при издании трудовых приказов, не требующих судебного решения.
Государство имеет право уполномочить отдельные муниципальные органы и органы государственной власти налагать административные взыскания в целях надлежащего исполнения правовых норм. Это касается как физических, так и юридических лиц (их структурных подразделений). Особой категорией юридических лиц являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, к которым также могут применяться инструменты административного принуждения.
Разница, однако, заключается в том, что подконтрольное юридическое лицо не находится в отношениях с администратором и предполагает общественное повиновение. Меры административного принуждения могут применяться только при наличии законодательно установленных оснований для этого. Например, чрезвычайные обстоятельства или угроза их наступления, общественная или государственная необходимость, необходимость предупреждения или пресечения правонарушений, необходимость обеспечения установленного порядка привлечения к административной ответственности, необходимость восстановления положения, существовавшего до совершения правонарушения, необходимость назначения административного наказания за совершенное правонарушение.
Виды мер административного принуждения различают в зависимости от оснований их применения. Это меры, вызванные государственной необходимостью, административно-предупредительные меры, административно-восстановительные меры, административное принуждение, обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, процессуальное принуждение и административная ответственность.
Меры, вызванные государственной необходимостью, - это меры, характеризующиеся угрозой жизни или здоровью населения, функционированию государства или его институтов. Их основная цель - контроль и предотвращение наступления нежелательных последствий событий объективного характера, таких как эпидемии, аварии и стихийные бедствия, а также событий субъективного характера, таких как насильственное изменение конституционного строя, вооруженный мятеж и массовые беспорядки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.04.2024). электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
Книги, монографии, учебные пособия
3. Иванов А.П. Менеджмент: учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. С. 72
4. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 484 с.
5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). М.: Проспект, 2010. 745 с.
6. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: РГ-Пресс, 2019. 544 с.Ярков, В. В. Административное судопроизводство : учебник для студентов юридических высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / Отв. ред. В. В. Ярков. - 2-е изд. , испр. и доп. - Москва : Статут, 2021. - 662 с.
Научные статьи и публикации
7. Аубакирова И.У. Понятие и сущность института государственного управления: философско-правовой подход // Административное и муниципальное право. 2013. 6. С.612-619.
8. Борисенко Л.В. Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. 2. С. 251.
9. Васильев А.М., Кобченко И.Е. Административно-правовые методы регулирования общественных отношений в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике / Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары). 2016. 2-2(8). С. 260-264.
10. Игнатенко В.В. Методы административно-правового воздействия: актуальные проблемы содержания и систематизации // Академический юридический журнал. 2014. № 1 (55). С. 59.
11. Кардашова И.Б. О ролиадминистративно-правовыхметодов в обеспечении национальнойбезопасности // Административное право и процесс. 2016. № 5. С. 59-63.
12. Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. 5. С. 430-439.
13. Попова Н.Ф. К вопросу об административно-правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2011. J№ 8 (70). С. 48.
14. Сидорова, В. Г. Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации / В. Г. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111031/ (дата обращения: 30.04.2024).
15. Сидоров Э.Т. Совершенствование административно-правовых методов осуществления антитеррористической деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 88-93.
16. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. 7-8. С.15-22.
17. Федотова Ю.Г. Оборона и безопасность как объекты административно-правового воздействия // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. 5. С. 8-13.