Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Понятие и типы конфликтов детей старшего дошкольного возраста....................................................................................................................4
1.1. Понятие конфликта..........................................................................................4
1.2. Типы конфликтов среди детей старшего дошкольного возраста................9
1.4. Причины возникновение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................10
ГЛАВА 2 Психологические особенности разрешения конфликтов детей старшего дошкольного возраста............................................................................................12
2.1. Практические рекомендации по разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста............................................................................................14
Заключение..............................................................................................................19
Список использованной литературы....................................................................21
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты – это неотъемлемая часть жизни каждого человека, в том числе и детей старшего дошкольного возраста. Они возникают в различных ситуациях и могут быть вызваны разными причинами. Разрешение конфликтов является важным навыком, который дети должны освоить для успешного функционирования в обществе. Поэтому изучение особенностей разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста представляет большой практический и научный интерес.
Целью данной работы является изучение особенностей разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и типы конфликтов, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психологические особенности разрешения конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать роли взрослых в разрешении конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы и стратегии разрешения конфликтов, которые используются детьми старшего дошкольного возраста.
5. Рассмотреть развитие навыков разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
6. Предложить практические рекомендации по разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, данная работа позволит получить более глубокое понимание особенностей разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста и предложить практические рекомендации для взрослых, которые помогут им эффективно разрешать эти конфликты.
Поскольку в этом периоде развития дети активно взаимодействуют друг с другом и часто сталкиваются с ситуациями, требующими разрешения конфликтов. Понимание особенностей этого процесса позволит родителям, педагогам и специалистам в области развития ребенка более эффективно поддерживать их в этом процессе, помогая им осознавать и выражать свои эмоции, находить компромиссы и научиться строить здоровые отношения с окружающими.
ГЛАВА 1. Понятие и типы конфликтов детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие конфликта
Конфликты – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они возникают в различных сферах общества и являются естественным процессом взаимодействия между людьми. Конфликты могут возникать между взрослыми и детьми, между детьми, а также между детьми и педагогами. В данной работе мы сосредоточимся на конфликтах, возникающих у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие конфликта
Конфликт – это процесс взаимодействия, характеризующийся противоречивостью интересов, целей и потребностей сторон, приводящий к напряжению и негативным эмоциональным состояниям. Конфликты возникают, когда две или более стороны имеют различные точки зрения или стремятся достичь различных целей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять свою независимость и стремление к самостоятельности, что может приводить к конфликтам с окружающими.
Понятие "конфликт" имеет свою трактовку в разных научных областях. В обыденном сознании под этим термином понимают в основном ссору между людьми, связанную с непониманием и сопровождающуюся негативными эмоциями.
Многие ученые определяют коннотацию понятия "конфликт" как разногласие между двумя и более сторонами, столкновение интересов, резкий способ разрешения серьезных противоречий, сопровождающийся отрицательными эмоциями; по мнению Д.Б. Эрконина, детские конфликты - это конфликты, отражающие возрастное развитие.
А.А. Лояк выделяет понятия внутренних и внешних конфликтов, относящихся к дошкольному возрасту. Внешние конфликты - это конфликты, возникающие в процессе организации совместной деятельности и протекания процессов. Внутренние конфликты обусловлены недостаточной сформированностью активной деятельности детей и включают в себя различные реляционные измерения и саму личность.
По исследованиям З.М. Магомедовой, два распространенных типа конфликтов у дошкольников - это деятельностные и мотивационные конфликты. Первый носит внешний, ситуативный характер и обычно разрешается путем установления детьми собственных норм справедливости. Внешний конфликт полезен тем, что позволяет детям искать выходы из проблемных ситуаций и выступает регулятором реальных отношений детей. Внутренние мотивационные конфликты обусловлены не организационной стороной деятельности, а противоречиями, связанными с самой деятельностью, различиями между игрой детей и мотивацией их сверстников. Дети не могут преодолеть такие конфликты без помощи взрослых. Способность педагогов адаптироваться к конфликтным ситуациям во многом зависит от их знаний о причинах и особенностях детских конфликтов. Оба типа конфликтов требуют решения.
Поэтому во многих психологических исследованиях отмечается, что конфликты возникают в старших классах. При этом конфликты в этом возрасте можно разделить на две категории: внешние (манипулятивные), связанные с организацией совместной деятельности детей, и внутренние (мотивационные), которые могут быть связаны с неразвитостью инициативной деятельности детей или с их психологическими особенностями (например, необщительностью, низкой самооценкой и т. д.). Является.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Huseynova A. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ // ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). – 2022. – Т. 19. – №. 19. URL: http://journal.buxdu.uz/index.php/journals_buxdu/article/download/7507/4769 (дата обращения: 30.04.2024).
2. Абашина Н. Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Ростов-на-Дону.-2009.-168с. – 2009. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2009/Abashina_N_N_2009.pdf (дата обращения: 30.04.2024).
3. Акмолдоева А. Ж. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. URL: https://arch.kyrlibnet.kg/uploads/ISUAKMOLDOEVA(2)2015-40(II).pdf (дата обращения: 30.04.2024).
4. Александрова Н. В. и др. 2.3. Проблема предупреждения межличностных конфликтов детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в деятельности социального педагога дошкольной образовательной организации // Новаторство в социальной работе: теоретические и практические аспекты: коллективная. – 2020. – С. 81-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42893571 (дата обращения: 30.04.2024).
5. Алиева Х. Х. КОНФЛИКТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ // Yosh Tadqiqotchi Jurnali. – 2022. – Т. 1. – №. 1. – С. 235-238. URL: https://www.2ndsun.uz/index.php/yt/article/view/50 (дата обращения: 30.04.2024).
6. Белолуцкая А. К., Ле-Ван Т. Н., Холодова О. Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №. 4 (86). – С. 4-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-pedagogov-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-pri-razreshenii-eticheski-protivorechivyh-situatsiy-rezultaty (дата обращения: 30.04.2024).
7. Беневольская Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада // Москва. – 2008. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2008/Benevolskaya_T_B_2008.pdf (дата обращения: 30.04.2024).
8. Боденова О. В. Особенности поведения в конфликте детей старшего дошкольного возраста // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. – 2021. – С. 241-243. URL: https://phsreda.com/e-articles/10292/Action10292-99031.pdf (дата обращения: 30.04.2024).
9. Болтунова Г. М. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ О К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. ПП Ершова. – 2014. – №. 5. – С. 69-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21570450 (дата обращения: 30.04.2024).
10. Болтунова Г. М., Белова Т. В. Формирование готовности студентов-бакалавров к разрешению конфликтов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates.–2015.–Т. 1,№ 2 (2). – 2015. URL: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14112 (дата обращения: 30.04.2024).
11. Власова Л. П. и др. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: аналитический обзор эмпирических исследований // Человеческий капитал. – 2017. – №. 11. – С. 52-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30622642 (дата обращения: 30.04.2024).
12. Денисенкова Н. С., Выроцкова В. В. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников // Психолого-педагогические исследования. – 2014. – Т. 6. – №. 4. – С. 106-117. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2014_n4/73557 (дата обращения: 30.04.2024).
13. Джамалудинова З. Г., Гусейнова З. Н. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/876/Action876-560614.pdf (дата обращения: 30.04.2024).
14. Димидова А. Э. ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Интернаука. – 2020. – №. 4-1. – С. 89-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42350316 (дата обращения: 30.04.2024).
15. Евдокимова Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников. – Litres, 2023. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=5A63EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT2&ots=W46wOR79LE&sig=jhpKI6FBSTADv2E9eewqSfi3nDk (дата обращения: 30.04.2024).
16. Заречная А. А. Особенности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием // Психологическая наука и образование. – 2009. – Т. 14. – №. 5. – С. 25-33. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2009_n5/27141 (дата обращения: 30.04.2024).