Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Кризис чтения как одна из причин снижения духовно-нравственного уровня современной молодёжи
В настоящее время наблюдается значительное снижение морального уровня молодежи в России, о чем с сожалением отмечают педагоги, психологи и социологи. В результате этого процесса мы сталкиваемся с ростом числа школьников и студентов, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами. В молодежной среде случаи самоубийств перестали быть чем-то необычным.
Кроме того, падение нравственности приводит к криминализации молодежного окружения: почти две трети всех грабежей, краж и разбойных действий совершаются подростками. В связи с этим, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает наибольшую остроту и актуальность в настоящее время. В российской социологической энциклопедии нравственное воспитание определяется как "особая форма многогранного процесса развития личности, включающая сознательное и систематическое формирование общечеловеческих нравственных качеств, освоение моральных ценностей и формирование способностей жить в соответствии с нормами этики, с целью их применения в практической деятельности" [4, 87с.].
Одной из основных причин падения нравственности в молодежной среде является пренебрежение родителями своими обязанностями по воспитанию детей. Вторым важным фактором является разрушение института семьи, который раньше был рассматривался как священное объединение на всю жизнь. Кроме того, общество потеряло традиционные культурные ценности, что привело к изменению отношения к родине, семье, любви, труду и другим традициям. Данный процесс также привел к преобладанию потребительского и обывательского мышления, что лишило человека творческого вдохновения.
Однако необходимо обратить внимание на одну очень важную причину падения нравственности у подрастающего поколения, которая сегодня признана неоспоримой и является предметом исследований. Речь идет о значительном снижении интереса молодежи к художественной литературе. Важно понимать, что морально-нравственные ценности не появляются у ребенка сразу после его рождения. Они развиваются и формируются во время воспитания уже с самого раннего детства.
Основную роль в формировании этих ценностей играют семья и школа. Однако формирование духовности не заканчивается после окончания школы, а продолжается на протяжении всей жизни. В этом контексте важно осознавать, что хорошая книга может стать безусловным и всеобщим источником духовности для каждого. Через чтение художественной литературы можно открывать и усваивать лучшие человеческие качества, сталкиваться с нравственными и этическими проблемами, задумываться о добре и зле, любви, справедливости, милосердии и патриотизме. Как замечательно сказал Ф. Абрамов: "Хорошая книга - это ручей, через который в душу человека втекает добро".
Важность литературы в формировании человеческой личности осознают во многих странах мира. Интересный опыт проводит Бразилия, где книга активно используется для перевоспитания заключенных. В рамках уникальной программы, отобранные комиссией участники получают возможность сократить свой срок заключения, если они будут читать книги и писать сочинения на их основе. По мнению властей, такая программа способна не только снизить количество заключенных, но и помочь в их перевоспитании и повышении духовно-нравственного уровня.
Таким образом, невысокий интерес современной молодежи к чтению художественной литературы является серьезной причиной падения нравственности. Воспитание духовных ценностей необходимо начинать с раннего детства и продолжать на протяжении всей жизни. Книга может стать великим источником духовности, позволяющим развивать и формировать лучшие качества человека и размышлять над важными нравственно-этическими вопросами[1, 111с.].
В наше непростое время обнаруживается тревожная тенденция — школьники и студенты мало посвящают свое время чтению. Еще совсем недавно Россия славилась как одна из наиболее книгоемких стран. Однако социологические опросы показывают, что мы читаем в четыре-пять раз меньше, чем наши европейские соседи. Книги сегодня испытывают жесткую конкуренцию со стороны интернета и телевидения. Отсутствие интереса к литературе оказывает негативное воздействие не только на умственное развитие, грамотность и кругозор, но и на структуру языка — лексикон становится беднее, речь упрощается и становится более непристойной, а также ухудшается память. Что еще более печально, это резкое снижение духовного и морального уровня. «Россия приближается к критическому пределу игнорирования чтения, и сейчас мы можем говорить о начале необратимых процессов разрушения основы национальной культуры», — предупреждает преамбула «национальной программы поддержки и развития чтения»[3, 25с.].
Одной из главных причин снижения интереса к чтению у молодого поколения стало то, что компьютер и различные гаджеты стали главным времяпровождением. Молодые люди сегодня чаще общаются через интернет, ведут переписку, играют и вступают в различные сообщества. Причем, интернет-общение, основанное на жаргоне, инвективной лексике и различных невербальных средствах, становится все более популярным (смайлы, стикеры, мемы). В результате, развитие личности ребенка упрощается, его сознание утилизируется, а культурный фон невоспринимаем[2, 115с.].
Одной из главных причин кризиса чтения среди молодежи является отсутствие чтения среди родителей, что, в свою очередь, не позволяет формировать у детей потребности в общении с книгами. Родители являются главными примерами для подражания своим детям, и часто дети повторяют привычки и интересы своих родителей. Поэтому, если ребенок видит, что его отец или мать регулярно читают книги, можно с полной уверенностью сказать, что у него также возникнет потребность в чтении. Таким образом, восстановление интереса и уважения к книгам можно рассматривать как одну из самых важных задач в наше время.
Тем не менее, практика показывает, что принимаемые меры на этом поприще явно недостаточны. Если нам действительно хочется воспитать духовно и культурно развитое новое поколение, то к решению этой проблемы должны привлечься не только родители, но и педагоги, а также все ответственные члены нашего общества.