Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыка является неотъемлемой частью сценария и режиссуры и играет ключевую роль в создании атмосферы, выражении эмоций и развитии сюжета. В данной курсовой работе мы рассмотрим, как музыкальное сопровождение дополняет и дополняет художественное видение режиссера и сценариста и усиливает эффект зрения и слуха. Также проанализируем роль музыки в различных формах искусства и посмотрим, как она интегрируется в общую концепцию сценария и режиссуры. Кроме того, мы рассмотрим влияние музыки на эмоциональное восприятие зрителей и слушателей, а также их восприятие сюжета и персонажей. В конце курсовой работы мы обсудим возможности и перспективы развития музыкального сопровождения в сценарии и режиссуре, а также проблемы, с которыми могут столкнуться создатели при работе над музыкальным оформлением своих произведений.
Таким образом, цель данной курсовой работы - раскрыть роль музыки как важного инструмента режиссера, проанализировать ее влияние на художественный образ и эмоциональное восприятие, выявить возможности и перспективы ее развития в современном искусстве.
Объектом исследования является музыка как неотъемлемая часть режиссуры, ее взаимодействие с драматургией и режиссурой в театральных работах.
Предметом исследования является использование музыки для усиления эмоционального воздействия и смысловой нагрузки в сценических произведениях и фильмах, роль музыки в формировании художественного образа и развитии сюжета.
Задачи работы:
- определить и систематизировать основные функции музыки в сценарии и режиссуре;
- определить критерии эффективного использования музыки для завершения художественного образа и сюжета;
- изучить влияние музыки на восприятие и интерпретацию театральных и кинематографических произведений;
- разработать рекомендации по сочетанию музыки с драматургией и режиссурой для создания целостного произведения искусства;
- проанализировать конкретные примеры успешного и неудачного использования музыки в сценарии и режиссуре.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия музыки и режиссуры
1.1. Роль музыки в исполнительском искусстве
Роль музыки в театральных постановках - это неотъемлемая часть театрального искусства. Музыка в театре создает атмосферу, выразительность и эмоциональную глубину произведения.
Во-первых, музыка в театре с помощью музыкального оформления можно передать те или иные эмоции, понизить или повысить напряженность и вызвать определенные чувства у зрителей. Например, мрачная и драматическая музыка может усилить напряжение в сцене, в то время как быстрая и веселая музыка может создать радостную атмосферу.
Во-вторых, музыка также помогает повысить уровень драматизма сцен, а также и выражает эмоции персонажей. С помощью музыки дополняются действия и диалоги актеров, подчеркиваются ключевые моменты сюжета, а зрители лучше понимают историю и чувства персонажей. Музыкальные мотивы и темы часто ассоциируются с определенными персонажами или событиями, что также усиливает их выразительность.
Помимо этого, музыку может используют в театре для создания звуковых и визуальных эффектов. Она часто сопровождает сценические преобразования, заполняет момент смены декораций и создает аудио-визуальные иллюзии. Все это позволяет создавать потрясающие спецэффекты и удивительные моменты в одном произведении.
Еще одна важная роль музыки в театре - поддержание ритма и темпа действия на сцене. С помощью музыки актеры и режиссеры выдерживают определенные периоды времени и поддерживают уровень энергии на сцене.
Именно поэтому роль музыки в театральных постановках крайне велика. Музыкальное оформление - это ключевой элемент, создающий атмосферу, эмоциональную глубину и выразительность произведения. Музыкальное сопровождение помогает лучше понять действие, поддерживает его на сцене и делает театральные представления незабываемыми для зрителей.
Кроме того, музыка в театре может выполнять символическую функцию, выражая темы и идеи, лежащие в основе представления. Его можно использовать для передачи метафорических значений и ассоциаций, чтобы зрители могли воспринимать произведение на более глубоком уровне. Музыкальные мотивы и темы могут стать метафорами, расширяющими смысловое поле исполнения.
1.2. Музыка как средство эмоционального воздействия на зрителя
Ни для кого не секрет, что музыка занимает важное место в нашей жизни. Но обычно мало кто понимает, что это не просто для развлечения и обучения. Музыка также обладает способностью оказывать заметное влияние на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
Еще в древности было известно, что звуковые колебания (и особенно музыка) могут оказывать эффективное терапевтическое или патогенное воздействие на организм и психику человека. Пифагор, которого, среди прочего, называют "первым музыкальным терапевтом", создал и успешно применил целую технику этой терапии. А в Парфянской империи (3 век до н.э.) был построен специальный музыкальный и оздоровительный центр. Одной из худших казней в средние века была казнь "под колоколом", когда осужденного помещали под большой колокол и избивали. Другим пугающим примером использования звука, а точнее ритмических колебаний, была известная казнь с использованием капель воды на голове или рядом с ней.
Музыка и особенно ритм широко использовались в ритуалах и других религиозных мероприятиях. Довольно ярким примером этого является шаманская практика, известная у разных народов мира. Ритмичные удары шаманского бубна, специально подобранные и отточенные опытом поколений, способствовали особым состояниям сознания как самого шамана, так и слушателей-участников.
Исследования немецкого врача Франка Морелля (70-е годы нашего века), продолженные группой русского ученого Ю. Феронского, подтвердили возможность использования звуковых колебаний в медицинских целях. Московский центр восстановительного лечения детей с бронхолегочной патологией под руководством М. Лазарева уже несколько лет успешно использует музыку для положительного воздействия на внутриутробное развитие ребенка.
Чтобы объяснить механизм воздействия музыки на организм человека, необходимо рассмотреть, как человек воспринимает звук. Звуковые колебания воспринимаются либо органами слуха, которые передают полученную информацию в определенные участки мозга, либо колебания определенной частоты непосредственно влияют на функционирование отдельных органов и организма в целом. В первом случае мозг посылает сигналы органам, которые находятся под его влиянием, в зависимости от полученной информации. Во втором случае механизм действия звуковых колебаний заключается в следующем.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: 1963. - 189 с.
2..Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного анализа музыкального искусства). Ч.1. Тезисы. М.: МГЗПИ, 1991. - 290 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Иск-во, 1968. - 313 с.
4. Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып.1.М.: Музыка, 1995. - 109 с.
5. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре: Учеб. пособие для театр. учеб. заведений. - М.: Искусство, 1975. - 248 с
6. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. - М.: Советская Россия, 1981. - 345 с.
7. Таиров.А. Записки режиссёра. М.: "ГИТИС", 2000. - 342 с.
8. Холопова В.Н. Три стороны музыкального содержания. Материалы Первой Российской научно-практической конференции 4-5 - декабря 2000 г., г. Москва. // Москва-Уфа, РИЦ УГИИ, 2002. С.55-76.