Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования.
На сегодняшний день представляет интерес история различных религиозно-философских течений, которые определяют культурное и социальное развитие общества различных исторических эпох.
Однако можно говорить о том, что в научной литературе обнаруживается недостаточно исследований, которые были бы посвящены обращению к проблеме международных отношений в трудах религиозных философов, что является пробелом в изучении данного вопроса и подчеркивает актуальность данной курсовой работы.
Интерес к философским и религиозным воззрениям Мартина Лютера и Жана Кальвина у современных ученых обусловлен многогранностью их деятельности и оригинальным подходом к видению различных социальных и политических проблем.
Цель курсовой работы – провести анализ развития идей международных отношений в протестантизме.
Объект курсовой работы – протестантизм.
Предмет курсовой работы – развитие идей международных отношений в протестантизме.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть основные идеи протестантских реформаторов (М. Лютер и Ж. Кальвин) в отношении международных отношений.
2. Определить роль идей Мартина Лютера и Жана Кальвина в формировании политической и религиозной обстановки в эпоху реформации.
3. Охарактеризовать влияние этих идей на развитие европейской системы международных отношений.
4. Изучить различные направления и подходы внутри протестантской общины и последствия этих разногласий в формировании системы международных отношений.
5. Провести обзор религиозных конфликтов того времени и связь между религиозными войнами в развитии международных отношений.
Методы исследования:
– анализ научной литературы;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– исторический;
– хронологический;
– моделирование;
– контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы и определением проблематики изучения исторического контекста международных отношений в Европе в эпоху протестантизма. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа противоречивого характера протестантских идей в подходах к системе международных отношений и внутренних конфликтов той эпохи.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе, «Исторический контекст международных отношений в Европе в эпоху протестантизма», рассмотрены основные идеи протестантских реформаторов (М. Лютер и Ж. Кальвин) в отношении международных отношений, охарактеризована роль идей Мартина Лютера и Жана Кальвина в формировании политической и религиозной обстановки в эпоху реформации, а также охарактеризовано влияние этих идей на развитие европейской системы международных отношений.
Во второй главе, «Противоречивый характер протестантских идей в подходах к системе международных отношений и внутренние конфликты той эпохи», изучены различные направления и подходы внутри протестантской общины и последствия этих разногласий в формировании системы международных отношений, а также проведен обзор религиозных конфликтов того времени и связь между религиозными войнами в развитии международных отношений.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ПРОТЕСТАНТИЗМА
1.1. Основные идеи протестантских реформаторов (М. Лютер и Ж. Кальвин) в отношении международных отношений
Одним из идеологов Реформации и основателем новой доктрины общественных отношений в XVI веке стал германский ученый и общественный деятель Мартин Лютер, который остался в истории как отец лютеранства, захватившего Европу и принесшего совершенно новые религиозные и политические идеи, закрепившиеся в ряде стран и ставшие основой для трансформации идей социального взаимодействия и политической сферы .
Мартин Лютер основывал все свои идеи на религиозном равенстве людей. Он полагал, что все христиане равны, причем как перед Богом, так и в социальном смысле. Это определило его подход к анализу международных отношений, поскольку национальность не является поводом для дифференциации людей по статусу и положению – вера и преданность Богу выступает в качестве основного параметра оценки обществ, которые участвуют в международных отношениях .
При этом Мартин Лютер не признавал церковной власти и упразднил ее, говоря о том, что Церковь как институт общественного контроля и управления не имеет права вникать в гражданские дела, управлять обществом единолично. На одной религии нельзя выстраивать всю жизнь человека, отношения между социальными классами и в том числе взаимодействие государств в различных сферах .
Международные отношения, согласно идеологии Мартина Лютера, должны идти двумя путями, что отражает идеи дуализма властей, активно поддерживаемые Лютером .
Государства могут взаимодействовать друг с другом на основе объединения всех верующих вне зависимости от национальности в одно духовное пространство, где они могут общаться, делиться друг с другом своими проблемами, несмотря на разность языка и культурных особенностей. И в данном случае власти государств, гражданами которых являются верующие, не имеют никакого права вмешиваться в этот процесс .
С другой стороны, существует светское взаимодействие государств, в рамках которого страны решают свои политические вопросы, вступают в различные взаимодействия в сферах экономики, торговли, культуры и т.д. Церковь в этом случае не должна диктовать свои условия такого рода взаимодействия, даже в том случае, если государства примут решение начать войну, которая, по мнению Церкви, является разрушительной и не может принести пользы ни одному из государств .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апполонов, А.В., Забияко, А.П., Зайцев, Е.В. и др. Протестантская тематика в современном российском религиоведении: научная дискуссия / А.В. Апполонов, А.П. Забияко, Е.В. Зайцев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protestantskaya-tematika-v-sovremennom-rossiyskom-religiovedenii-nauchnaya-diskussiya?ysclid=lw231y2dh612475020 (дата обращения: 05.05.2024).
2. Артеменко, С.А. Причины возникновения и развитие движения методистов в Англии XVIII века / С.А. Артеменко // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-i-razvitie-dvizheniya-metodistov-v-anglii-xviii-veka?ysclid=lw21v83un3244681313 (дата обращения: 05.05.2024).
3. Богданчикова, Е.С. Обзор отечественной историографии реформации XVI века на территории Швейцарии / Е.С. Богданчикова // Молодой ученый. – 2019. – № 34 (272). – URL: https://moluch.ru/archive/272/62147/ (дата обращения: 05.05.2024).
4. Богданчикова, Е.С. Феномен Реформации в трудах дореволюционных исследователей / Е.С. Богданчикова // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – URL: https://moluch.ru/archive/294/66706/ (дата обращения: 05.05.2024).
5. Булыгина, О.В. Государственно-политическая концепция Жана Кальвина. Дисс. на соиск. уч. ст. к. истор. н. / О.В. Булыгина. – Смоленск, 2009. – 199 с.
6. Булыгина, О.В. Жан Кальвин: политическая теология / О.В. Булыгина // Наука, техника и образование. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhan-kalvin-politicheskaya-teologiya?ysclid=lw1r4gz08b338769322 (дата обращения: 05.05.2024).
7. Бутаков, П.А. Реформация как призыв к дискуссии / П.А. Бутаков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Философия и конфликтология». – 2019. – Т. 35. Вып. 3. – С. 519–527.
8. Васильева, С.В. Реформаторская деятельность Мартина Лютера / С.В. Васильева // Studia Humanitatis Borealis. – 2019. – № 2 (13). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41578812 (дата обращения: 05.05.2024).
9. Горин, А.А. Религиозные войны. Исторический обзор / А.А. Горин. – Казань: Издательство Казанского федерального университета, 2018. – 280 с.
10. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья / Т.Н. Грановский. – М.: Наука, 1987. – 388 с.
11. Дергалев, С., Дергалев, Т.С. Анализ основных доктрин протестантизма / С. Дергалев, Т.С. Дергалев // Труды Белгородской духовной семинарии. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-doktrin-protestantizma?ysclid=lw235477y6576648217 (дата обращения: 05.05.2024).
12. Дмитриев, Т. Общие истоки, разные итоги: Макс Вебер и Эрнст Трёльч об общественно-политических последствиях протестантской реформации / Т. Дмитриев // RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. – 2022. – Vol. 21. No. 2. – URL: https://sociologica.hse.ru/data/2022/06/28/1852629127/SocOboz_21_2_149-188_Dmitriev.pdf?ysclid=lw1uwowzrn985521978 (дата обращения: 05.05.2024).
13. Дмитриев, М.В. Почему Реформация остановилась на пороге православного мира / М.В. Дмитриев // «Время молчания прошло!». Пять веков Реформации в меняющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 35–67.
14. Домбраускене, Г.Н. Протестантизм как мировоззренческая система производства культурных ценностей / Г.Н. Домбраускене// Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 1. – URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2251 (дата обращения: 05.05.2024).
15. Ерохин, В.Н. Начальный этап идейного формирования пуританизма в ходе реформации в Англии / В.Н. Ерохин // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия «История. Международные отношения». – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalnyy-etap-ideynogo-formirovaniya-puritanizma-v-hode-reformatsii-v-anglii?ysclid=lw21otr0ra329357329 (дата обращения: 05.05.2024).
16. Жукова, Л.Г. Реформация: «На основании Писания и здравого смысла» / Л.Г. Жукова // Новое время. – 2017. – URL: https://publications.hse.ru/articles/222474136?ysclid=lw20z5sjjb848739493 (дата обращения: 05.05.2024).
17. Иванов, В.В. Реформация, власть, общество: механизм взаимодействия и мифологемы историографии / В.В. Иванов // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия «История и филология». – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatsiya-vlast-obschestvo-mehanizm-vzaimodeystviya-i-mifologemy-istoriografii?ysclid=lw1u206dfq3846827 (дата обращения: 05.05.2024).
18. Исаев, С.А. Реформация в Европе: разновидности реформационных движений / С.А. Исаев // Петербургский исторический журнал. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatsiya-v-evrope-raznovidnosti-reformatsionnyh-dvizheniy?ysclid=lw1urf4u3w245333389 (дата обращения: 05.05.2024).
19. История политических учений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
20. Клочков, В.В. Кальвинизм и европейская модернизация XVI–XVIII веков / В.В. Клочков // Юристъ-Правоведъ. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kalvinizm-i-evropeyskaya-modernizatsiya-xvi-xviii-vekov?ysclid=lw21k6xgmf999608864 (дата обращения: 05.05.2024).
21. Курилов, Н.А. Оценки роли англиканства в истории и культуре Великобритании / Н.А. Курилов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenki-roli-anglikanstva-v-istorii-i-kulture-velikobritanii?ysclid=lw21mofwbs693825134 (дата обращения: 05.05.2024).
22. Ларионова, М.А. Мартин Лютер как яркий представитель периода Реформации / М.А. Ларионова / Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». – 2022. – №4 (67). – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/2April2022/MARTIN%20LYuTER%20KAK%20YaRKIY%20PREDSTAVITEL%20PERIODA%20REFORMACII.pdf (дата обращения: 05.05.2024).
23. Макаров, Д.П. История и современное состояние пресвитерианства в Санкт-Петербурге / Д.П. Макаров // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie-presviterianstva-v-sanktpeterburge?ysclid=lw22uylaoz196425156 (дата обращения: 05.05.2024).
24. Мельник, С.В. Мартин Лютер: личность и учение (обзор) / С.В. Мельник // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 «Философия: реферативный журнал». – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-lyuter-lichnost-i-uchenie-obzor?ysclid=lw1ps7oyrz623862678 (дата обращения: 09.05.2024).
25. Порозовская, Б.Д. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность / Б.Д. Порозовская. – СПб.: Фонд «Лютеранское наследие», 2000. – 175 с.
26. Потапова, Н.В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 годах (на материалах Дальнего Востока). В 2-х т. Т. 1 / Н.В. Потапова. – Южно-Сахалинск: Издательство Сахалинского государственного университета, 2014. – 400 с.
27. Прохоров, К. Не католики и не протестанты: анабаптизм как третий путь / К. Прохоров // Богословські роздуми: Східноєвропейський журнал богослов'я. – 2004. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ne-katoliki-i-ne-protestanty-anabaptizm-kak-tretiy-put?ysclid=lw21s7xcyi210345635 (дата обращения: 05.05.2024).
28. Пэриш, Х.Л.. Реформация: краткая история / / Х.Л. Пэриш / Пер. с англ. В.М. Феоклистовой. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. – 360 с.
29. Разумова, Н.В. Религиозные раздоры в Альпах во время Реформации / Н.В. Разумова // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 3. – URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14350 (дата обращения: 07.05.2024).
30. Савина, А.В. Образ Жана Кальвина в оценках российских историков второй половины XIX века / А.В. Савина // Грамота. – 2015. – № 11 (61). В 3-х ч. Ч. 1. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2015_11-1_45.pdf (дата обращения: 05.05.2024).
31. Семикин, А.А. Основные причины религиозно-политических конфликтов во Франции XVI века / А.А. Семикин // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-prichiny-religiozno-politicheskih-konfliktov-vo-frantsii-xvi-veka?ysclid=lw24xjtdpi485162319 (дата обращения: 05.05.2024).
32. Серегина, А. Религиозное насилие и веротерпимость: опыт английской Реформации / А. Серегина // Лаборатория медиевистических исследований ГУ ВШЭ. – 2020. – URL: https://medieval.hse.ru/news/342964748.html?ysclid=lw256bodk9236995946 (дата обращения: 05.05.2024).
33. Скоробогатова, И.В. Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России / И.В. Скоробогатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-v-razvitii-pyatidesyatnicheskogo-dvizheniya-v-rossii?ysclid=lw22xqs822857155144 (дата обращения: 05.05.2024).
34. Смирнова Н.А. Православная традиция изучения история европейской Реформации и протестантизма / Н.А. Смирнова // Вестник Омского государственного университета. – 2012. – № 5 (141). – С. 148–154.
35. Соловьев, Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время / Э.Ю. Соловьев. – Рига: Авотс, 1988. – 296 с.
36. Трунов, А.А. Реформаторское учение Жана Кальвина – теологическая основа пуританизма / А.А. Трунов // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatskoe-uchenie-zhana-kalvina-teologicheskaya-osnova-puritanizma?ysclid=lw1sq2u8t430049874 (дата обращения: 05.05.2024).
37. Фомичева, Н.А. Мартин Лютер как выдающийся деятель культуры эпохи позднего средневековья. Дисс. на соиск. уч. ст. к. культурол. / Н.А. Фомичева. – М., 2004. – 188 с.
38. Цыпкин, Э.И. Реформация Мартина Лютера: предпосылки и причины (к 500-летию начала Реформации) / Э.И. Цыпкин // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2017. – № 1 (123). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29656514 (дата обращения: 05.05.2024).
39. Юрченко, Н.И. Влияние Реформации на формирование демократических институтов Европы / Н.И. Юрченко // Universum: общественные науки. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-reformatsii-na-formirovanie-demokraticheskih-institutov-evropy?ysclid=lw1ulco71h137233673 (дата обращения: 05.05.2024).
40. Calvin, J. Consensus Genevensis / J. Calvin. – Paris, 1952. – 236 s.
41. Geoffrey Parker, N. Diplomacy in the age of the Reformation / N. Geoffrey Parker // Britannica. – 2020. – URL: https://www.britannica.com/topic/history-of-Europe/Diplomacy-in-the-age-of-the-Reformation (дата обращения: 05.05.2024).
42. Ghosh, P. Protestantismus, asketischer / Р. Ghosh // Müller H.-P., Steffen S. (Hrsg.). Max Weber. – Handbuch: Leben – Werk – Wirkung, 2020. – S. 136–138.
43. Luther, M. Können Krieger das Himmelreich finden / M. Luther. – München, 1928. – 158 s.