Фрагмент для ознакомления
2
На холме, названном в его честь, собирается Афинский суд, который поэтому носит название Ареопаг – «Холм Ареса». Легенда гласит, что Ареопаг получил свое название после того, как амазонки вторглись в Аттику, чтобы освободить свою царицу Антиопу, похищенную Тесеем. Они разбили лагерь на этом холме и принесли жертву Аресу.
У Гомера Арес - жестокое божество, обладающее в то же время неизвестными ему ранее чертами романтической любви. Раненный Афиной, он простирается на семь десятин по земле, но уже настолько слаб, что его ранит смертный герой Диомед. Арес влюбляется в самую нежную и прекрасную из богинь – Афродиту. Гефест накрыл любовников крепкой железной сеткой на кровати, а затем:
В двери вступили податели благ, всемогущие боги;
Подняли все они смех несказанный, увидя, какое
Хитрое дело ревнивый Гефест совершить умудрился. [Od. 352–327]
Кровавого бога высмеивают, а это значит, что он больше не вызывает страха и ужаса, в мир возвращаются радость, мир и гармония. Этот мифологический сюжет воплощен в нескольких помпейских фресках. Иногда Ареса изображали в оковах, наложенных на него Афродитой, что символизировало победу любви над воинственностью и свирепостью. Тема любви Ареса и Афродиты привлекала таких художников, как С. Боттичелли, Дж. Тинторетто, П. Веронезе, М. Караваджо, П.П. Рубенс, Н. Пуссен, Б. Шпрангер. В Древнем Риме его называли Маворс, Марспитер («отец Марса»), Марс. Марс является одним из старейших богов Италии и Рима и принадлежал к триаде богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин - боги Национального собрания, отсюда и полное название римлян «римский народ квиритов» или просто «квириты»). Первоначально он действовал как «римский народ квиритов», или просто «квириты». В древней Италии как бог плодородия и растительности, как бог дикой природы, всего неизвестного и опасного.
Считалось, что он, Марс, мог вызвать гибель растений и скота, но он также мог предотвратить их. Вот почему в его честь был назван первый месяц древнеримского календаря - март. В этом месяце, месяце весеннего равноденствия, совершался обряд изгнания зимы, «старого Марса». Его выгнали из города незадолго до начала весны. В то же время его роль исполнял человек, чаще всего один из жрецов Марса; он символизировал старую, истощенную силу. Кроме того, из соломы была сделана кукла Анны Перенны, божества вечного времени. Эту куклу подожгли и бросили в реку, символизирующую течение времени.
Сжигание кукол старого года также означало очищение огнем, который уничтожает все, что вода не может смыть. Старый Марс и старый год стали прототипами главных героев карнавала, который также связан с наступлением весны. Детеныши, родившиеся весной, считались преданными Марсу. Животные, посвященные Марсу: дятел, лошадь, бык, волк. Согласно легенде, эти животные вели за собой юношей, преданных Марсу, и показывали им места для новых поселений. Как отец Ромула и Рема, Марс был основателем и хранителем Рима. Однако храм Марса как бога войны был построен на Марсовом поле за пределами городских стен, поскольку вооруженная армия не должна была входить на территорию города [17].
Символом Марса было копье, которое хранилось в жилище царя Регия, и здесь хранились 12 щитов, один из которых, согласно легенде, упал с неба, чтобы обеспечить непобедимость римлян, а 11 копий с него были изготовлены искусным мастером по заказу царя Нумы. кузнец Мамурри сделал это так, чтобы враги не смогли распознать оригинал и украсть его. Хранителем этих святынь была коллегия священников. Во время марсианских праздников они несли его щиты и исполняли военные танцы в его честь. Ритуалы чистки лошадей, оружия и музыкальных инструментов, которыми начинался и заканчивался сезон военных походов, были посвящены Марсу. В древности функции Марса были очень разнообразны. Он помогал как на войне, так и в мирное время, принося победы, изобилие и процветание. Однако позже Марс стал исключительно богом войны и был отождествлен римлянами как таковой с греческим Аресом.
Шиллер был прав, когда писал, что если греческие племена наслаждаются бескровными состязаниями в силе, скорости и ловкости на Олимпийских играх, а римский народ радуется смертельной схватке умирающего гладиатора со своим ливийским противником, то одна эта особенность объясняет нам, что ни в Риме, ни в Греции мы не могли бы соперничать с ними в силе, скорости и ловкости. Следует искать идеальные образы Венеры, Юноны, Аполлона. И отношение к богам в Греции и Риме было разным. Грек нисколько не удивился бы, встретив Деметру в поле, а римлянин не узнал бы свою Цереру в высокой статной женщине, потому что для него она - абстрактный образ гения плодородного поля [17].
Например, Афина - это сова, «пестрая» змея, ласточка, орлан-белохвост, цапля, коза, лошадь, оливковое дерево, ясная погода, луч солнца. У Эсхила в «Эвменидах» Афина сама ставит себя в ближайшую связь с молнией:
…Меж богов одна
Ключи добыть умею от хранилища,
где молнии хранятся под печатями. (Перевод Инн. Анненского)
Афину называют«градодержица», «братная», «советная», «ветровая».. Афина - это эфир, солнечная энергия, гром и молния, облака и тучи, ветер, дух, вода, земля, подземный мир. Можно сказать, что Афина - это весь космос. Кроме того, Афина является символом всеобъемлющей мировой мудрости, а для поздней античности она является символом неделимости космического разума.
Символика мифа неисчерпаема, законы нашей логики, включая закон противоречия, неприменимы к «длительному» (левибралевому) мифологическому мышлению. Символ всегда предполагает тайный вызов смыслов, незримую связь всех составляющих мироздания друг с другом. Миф всегда был для греков воплощением высшей реальности. Для Порфирия Тирского миф - это символическое построение мира и метод его философского познания. Для античных мыслителей, и в частности для Порфирия, высшая мифическая реальность всегда аллегорична, символична.
У Порфирия есть небольшой труд о пещере нимф, посвященный анализу символической структуры XIII песни «Одиссеи» Гомера. Произведение состоит из 36 небольших глав, каждая из которых дает ответ на загадки XIII песни «Одиссея». Вот первые два термина и их интерпретация, поскольку они напрямую связаны с Афиной Палладой:
Где заливу конец, длиннолистая есть там олива
Возле оливы – пещера прелестная, полная мрака (Пер. В.В. Вересаева)
Вот что пишет Порфирий об оливковом дереве, выросшем возле пещеры Нимфы: «Поскольку космос возник не случайно и случайно, а является реализацией мудрого плана Бога и интеллектуальной природы, рядом с пещерой выросло оливковое дерево, символ мира - космос как символ божественной мудрости. Это дерево Афин, а Афина - это мудрость.
В античной культуре представления о богах и мире постоянно менялись, но поэты и философы продолжали воплощать абстрактные и примитивные элементы в образах олимпийских божеств. Мифологическая тема была невероятно сильна в античной культуре. Любое новое содержание, образовательное или развлекательное, философское учение или политическая пропаганда легко воплощались в традиционных образах и ситуациях мифов об Эдипе или Медее. Каждая эпоха Древнего мира давала свою версию всех основных мифологических сюжетов.
По сравнению с мифологической темой любая другая в античной художественной культуре отошла на второй план. Система литературы оставалась неизменной: поэты последующих поколений стремились идти по стопам предыдущих поколений. У каждого жанра был свой основатель, который дал ему законченную модель: Гомер для эпоса, Архилох для ямба (вторая половина 7 века до н.э.), Пиндар или Анакреонт для соответствующих жанров поэзии (VI-V века до н.э.). Степень совершенства каждого произведения или поэта измерялась степенью его близости к этим образцам. Темы, мотивы, язык и стиль были заимствованы у древних поэтов. Гомеровский диалект был обязательным для всех последующих произведений греческого эпоса, диалект старейших лириков для хоровой поэзии и т. д. [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтман, М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым / М.С. Альтман. – СПб. : Инапресс, 1995. – 202 с.
2. Брызгалина Е.В., Киселев В.Н., Шлейтере С.В. Обществознание: уч.-метод. пособие. - М: Издательсткий отдел УНЦ ДО, 2000.
3. Воеводина, Л. Н. Мифология и культура: Учебное пособие / Л. Н. Воеводина. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 356 с.
4. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.: ПедагогикаПресс, 1993. – 224 с.
5. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. – М.: Искусство, 1981. – 448 с.
6. Иваненков, С.П. Экзистенциальная антропология М. Пришвина / С.П. Иваненков // Теоретический журнал Credo new. – 2006. – № 4.
7. Культурологические концепции: методические разработки / сост. О.Л. Протасова. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 32 с.
8. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М: Изд-во МГУ, 1980. – С. 130–140.
9. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М., 1989.
10. Лотман, Ю. М. Миф – имя – культура / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам. Т. 6. – Тарту, «Ученые записки Тартуского университета», вып 308. – 1973. – 282 с.
11. Мелетский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций. «Теория мифа и историческая поэтика». М.: Российс. гос. гуман. ун-т. 2000.
12. Мочос Я. Современная греческая литература. – М.: Наука, 1973. – 323 с.
13. Найдыш В.М. Философия мифологии. - М.: Гардарики.
14. Найдыш, В. М. Мифология: Учебное пособие / В. М. Найдыш. – М.: Кнорус, 2010. – 432 с.
15. Пивоев, В. М. Миф в системе культуры: Учеб. пособие к спецкурсу / В. М. Пивоев. – Петрозаводск, Петрозаводская госконсерватория, 1991. – 216 с.
16. Савельева, И.С. Миф и его роль в мировоззрении и культуре / И.С. Савельева // Теоретический журнал Credo new/ 2009. – № 11.– С. 45–56.
17. Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов // А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: ЮнитиДана, 2004. – 365 с.
18. Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. - СПб.: ООО Издательство «Золотой век», ООО Издательство «Веста», 2001.
19. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002.
20. Столяренко, Л. Д. Культурология: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, Л. Г. Сущенко. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 352 с.
21. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М., 1989.
22. Топорков А.Л. Теория мифа в русской философской науке XIX в. - М.: Изд. «Индрик», 1997.
23. Шиллер И.Х.Ф. Собр. соч. – М.: Гослитиздат, 1950. – Т. 6: Статьи по эстетике. – 762 с.
24. Эстетика немецких романтиков. – М.: Искусство, 1987. – 736 с.
25. Эстетика раннего французского романтизма. – М.: Искусство, 1982. – 480 с.