Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Проблема изучения влияния темперамента на успеваемость в школе не теряет своей актуальности. Это особенно важно для учащихся начальной школы, поскольку в средней школе формируются стереотипы восприятия и успеваемости детей в образовательной деятельности, которые влияют на всю их школьную жизнь и в целом на их отношение к образованию в целом.
Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость содержания, позволяющего учителю проводить в процессе своей профессиональной деятельности обучение, направленное на развитие учащихся с учетом их особенностей и всестороннего развития их интеллектуального и личностного потенциала.
В связи с этим психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов и создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды занимают важное место в образовательном процессе.
Как никогда актуальна для учителя способность использовать в своей повседневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях учащихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и, таким образом, способствовать всестороннему личностному развитию и самоопределению учащихся на каждом этапе обучения.
Очевидно, что если ученик начальных классов, не преуспевает в учебном процессе, мотивация к выполнению этой деятельности резко снижается, что приводит к дисфункции его как учащегося, положение которого в этот период времени играет ключевую роль в интегральной социализации личности ребенка.
По мнению некоторых авторов, одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности, является темперамент, как совокупность индивидуальных качеств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом.
Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются в человеке в различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки. Прежде всего, необходимо учитывать особенности темперамента при построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в контексте школьного образования, а также при оценке успеваемости ребенка в школе.
Следует отметить, что проблема влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, в том числе и воспитания, в той или иной форме рассматривалась многими авторами.
Я.А. Коменский также четко указал на положения о том, что весь процесс воспитания и воспитания детей должен строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и призвал выявлять эти качества путем систематических наблюдений.
Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми: различия в глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, ритме, энергичности действий и других динамичных и индивидуально устойчивых характеристиках психической жизни, поведения и деятельности. Однако темперамент остается во многих отношениях спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – это биологическая основа, на которой формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, в основном врожденные по своей природе, поэтому свойства темперамента более стабильны и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфической особенностью темперамента является то, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а естественным образом связаны друг с другом, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую темперамент.
Цель исследования – изучение теоретических особенностей организации учебного процесса для младших школьников с разным типом темперамента.
Объект исследования – образовательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности организации учебного процесса для младших школьников с разным типом темперамента.
Задачи:
1. Рассмотреть организацию учебного процесса у обучающихся начальных классов.
2. Определить типы темперамента младших школьников.
3. Описать техники и методы обучения, соответствующие разным типам темперамента.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Организация учебного процесса
Начальное общее образование является первым уровнем общего образования. В Российской Федерации общее начальное образование является обязательным и доступным для всех. В контексте модернизации начальное образование основано на качественно новой и ориентированной на человека модели развития массовой начальной школы и направлено на достижение следующих основных целей:
– развитие личности учащегося, его творческих способностей, интереса к преподаванию, формирование желания и способности к обучению;
– воспитание моральных и эстетических чувств, позитивного эмоционального и ценностного отношения к себе и окружающему миру;
– развитие системы знаний, навыков и опыта в выполнении различных видов деятельности;
– защита и укрепление физического и психического здоровья детей;
– поддерживать индивидуальность ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеобразовательных навыков и умений, уровень овладения которыми во многом определяет успешность всего последующего образования.
Связи между предметами играют особенно важную роль в образовательном процессе в начальной школе, способствуя интеграции предметов, предотвращая разобщенность и перегрузку учащихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников основано на приобретении опыта различных видов деятельности: учебной, познавательной, практической и социальной. Поэтому в современном образовательном процессе особое место занимают активное и практическое содержание образования, специфические способы деятельности, применение полученных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки к обучению, разным социальным опытом, различиями в психофизиологическом развитии. Общее начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Действующий федеральный компонент государственного стандарта общего начального образования устанавливает обязательные предметы для изучения: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технологии, физическая культура.
На современном этапе развития дидактики проблема повышения эффективности учебного процесса привлекает внимание ученых в связи с поиском наиболее рациональных форм и методов управления учебным процессом, структурно-системным анализом учебного материала и процесса обучения, а также как анализ и оценка эффективности технических и методических средств обучения. Сейчас уже недостаточно овладеть элементарными навыками чтения, письма, счета, решения проблем. Формирование этих навыков включено в решение более широких и важных проблем:
Во-первых, приобщить детей к предметному обучению в логике научного знания, раскрыть им основные, фундаментальные свойства изучаемой области реальности, составляющие содержание данной науки. Таким образом, овладение навыками чтения становится введением в изучение языка как средства общения и мышления, а элементарные навыки счета – введением в изучение количественных отношений.
Во-вторых, формировать у детей образовательную деятельность
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. М., Издательский центр «Академия», 2007. - 338 с.
2. Абрамова, А. Н. Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти младших школьников / А. Н. Абрамова, Т. М. Урутина, Т. И. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 891-894. — URL: https://moluch.ru/archive/102/22727/ (дата обращения: 28.04.2024)
3. Белов, Г. М. Влияние типа темперамента на стрессоустойчивость старшеклассника / Г. М. Белов, Т. В. Шушакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 56-67.
4. Валиулина, И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И. Ф. Валиулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 474-477.
5. Головина, Е. С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника / Е. С. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 18-22.
6. Гончарова, М. Е. Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти / М. Е. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 52-55.
7. Зуева, А. И. Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников / А. И. Зуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 481-483.
8. Канунникова, Л. В. Актуализация учета типа темперамента в системе современного образования / Л. В. Канунникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 144-146.
9. Костикова, В. Е. Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе / В. Е. Костикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 18-21.
10. Некоторые особенности младшего школьника и методика их изучения / М. Б. Шеранова, А. Ж. Усмонов, О. Б. Бобомуродов [и др.]. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 14-18.
11. Рашидова, А. С. Взаимосвязь темперамента и характера / А. С. Рашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 60-62.
12. Фёдорова, Полина. Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся / Полина Фёдорова, Е. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 11 (52). — С. Т.1. 30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/52/2318/ (дата обращения: 28.04.2024).