Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматривается проблема индивида и общества в социологических учениях М. Вебера и О. Конта. Актуальность этой темы обусловлена тем, что взаимодействие индивида и общества – это дискуссионная тема в мировой социологии. О. Конт и М. Вебер как представители фундаментальной классической социологии репрезентовали те идеи, которые наделены вневременным значением, а также позволяют прояснить следующие вопросы: роль индивида в общественном прогрессе и в истории, взаимодействие индивида и политической власти в обществе, степень «растворения» индивидуального в общественном.
Эта тема была в центре внимания таких исследователей, как Арон, О. Игнатьева, М. Блауг, Р. Шпакова и т.д.
Цель работы – изучение проблемы индивида и общества в социологии О. Конта и М. Вебера.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить общий методологический посыл социологии О. Конта
2. Выявить и охарактеризовать особенности антииндивидуалистической социологической концепции О. Конта
3. Проанализировать особенности социологии М. Вебера
4. Выявить проблематику взаимодействия, взаимовлияния индивида и общества в концепции Вебера на примере теории социального действия и власти.
5. Сформулировать выводы по исследованию.
Объект исследования – социологические концепции О. Конта и М. Вебера.
Предмет исследования – проблема индивида и общества в социологических концепциях О. Конта и М. Вебера.
Научно-практическая значимость исследования обусловлены проведением комплексного анализа проблемы индивида и общества в социологии О. Конта и М. Вебера, возможностью использования результатов исследования для дальнейшего изучения вышеозначенного вопроса.
Глава 1.Антииндивидуалистический характер социологии О. Конта
1.1.Общие положения социологии О. Конта и взгляд на общественную систему
В центре особого внимания О. Конта были кризисные явления в общественной жизни. Он полагал, что кризисные явления неизбежны, тем не менее, можно минимизировать негативное влияние данного рода кризисов, в частности, посредством трансформации – как духовной, так и интеллектуальной. Фактор обновления для развития общества очень важен.
Немалую роль в общественном обновлении играет наука. Это и есть наиболее эффективный путь прогресса, так как средствами науки общество познает мир, получает инструменты для совершенствования социальной жизни. Общественный и научный прогресс – это залог выстраивания целостной социальной организации. Историю человеческого общества Конт рассматривает именно как историю духовного прогресса, процесс, связанный с постепенным овладением позитивным мышлением. Ярким примером тут выступает цивилизация Западной Европы, процесс индустриализации.
Согласно позиции Конта, есть наука, которая будет воплощать в себе основные принципы позитивного мышления. И тем самым данная наука будет способствовать трансформации, усовершенствованию общественной системы. Базис такой науки – это общие законы развития человечества, данная наука будет основываться на всеобъемлющем детерминизме, который людьми будет использоваться, чтобы совершенствовать общественную организацию. Таким образом, при условии понимания и объяснения посредством позитивного мышления «колебательной фатальности», эта наука будет способствовать всесторонней реализации общественного прогресса.
Конт обратил внимание и на такой аспект, как классификация наук. Как считал Конт, все науки являются непрерывной шеренгой, в которой наблюдается соответствие прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности прогрессивно возрастающей сложности и конкретности.
Начиная от самых абстрактных и общих и переходя к конкретным дисциплинам, «контовская иерархия наук представлена математикой, астрономией, физикой, химией, биологией, социологией, в ней каждая последующая наука менее абстрактна, исследует явления, относящиеся к более сложному порядку.
Итак, конкретные науки могут развиваться на базе использования положения, парадигм абстрактных наук. Социология как синтезирующая наука может появиться, если в человеческом знании уже накоплен солидный базис.
Через классификацию наук Конт смог более системно представить собственную философию науки. Конт – приверженец позитивной науки, так как позитивизм является наукой в науках, отделенной от таких аспектов, как религия и метафизика.
Социология является финалом прихода позитивной стадии развития человеческого познания, социология как наука для Конта означает наступление полной, безоговорочной победы над схоластикой и мистицизмом прошлого.
Отметим также, что согласно позиции Конта, основная задача социологии в изучении социальных органов, Как полагал Конт, все части общественной системы находятся в состоянии взаимной зависимости. Эта позиция впоследствии развивается структурным функционализмом, востребована она и сейчас.
В аспекте социального анализа Конт выделил такого рода направления: изучение социального порядка – социальная статика; изучение социальных процессов и изменений – социальная динамика.
В социальной статике мы изучаем предпосылки существования, законы функционирования общественной системы, а социальная динамика занимается изучением законов развития и изменения всех социальных систем. Конт полагал, что следует подробно исследовать законы социального существования в его организованных формах и процессах развития.
Итак, социальная статика изучает естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Например, это географическая среда, семья, общественное разделение труда и иные феномены. Человека Конт также рассматривал с социологической позиции, выделяя в нем умственные (интеллектуальные) и эмоциональные качества.
Большую значимость Конт придавал разделению труда, которое поддерживает социальный порядок. Правительству принадлежит ведущая роль, это есть вершина пирамиды социума.
Вторая часть — социальная динамика занимается изучением естественных причин и законов общественного развития. Социальная динамика является изображением истории в качестве последовательной смены состояний человеческого ума (интеллекта). Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистического интереса.
Для современной социологии очень важны суждения Конта о том, что общество – это многосоставная и динамическая система, которая включает в себя различные части, пребывающие в состоянии равновесия. Обществу свойственно эволюционировать, при условии, что эти общественные структуры в функциональном отношении специализируются и подгоняются друг к другу. Тогда наука становится своего рода «позитивной моралью», сводом правил проведения людей, и он же будет играть роль ориентира для общественных лидеров .
1.2.Трехстадийная концепция развития человеческой цивилизации и мысли: роль совершенствования мысли и духа индивида в общественном прогрессе
В целом, социология О. Конта носит антииндивидуалистический характер. Происходит полное подчинение человека тому, что принято понимать под общественным.
Тем не менее, О. Конт был склонен полагать, что именно человеческий дух способствует прогрессу и развитию наук. Как ведущая идея, «общий факт» выступает закон трехстадийного развития духа. Согласно данному закону, человеческая цивилизация, так и все науки в процессе развития проходят через стадии. В частности, это теологическая или фиктивная, метафизическая или абстрактная, позитивная или реальная стадии. Первая стадия предполагает, что мы решаем определенные затруднения, в частности, это проблемы, связанные с основой мира, с бытием, со стремлением к познанию и истине. Именно эти поиски приводят к рождению религии как способа обоснования. Как только этот уровень достигнут, человеческий дух начинает переход к следующей, метафизической стадии. Третья стадия предполагает наличие критического преодоления метафизики. Разум уже не желает абсолютной истины, единственная реальная научная цель заключается в рациональном предвидении. Именно это позволяет говорить о смене метафизики на позитивную науку.
Итак, согласно позиции Огюста Конта, разные этапы развития ставили перед человечеством свои задачи, таким образом, человеку приходилось выбирать определенные способы познания мира. Особенности принятой в том или ином обществе в тот или иной период модели теоретической интерпретации фактов играли определяющую роль в том, как организовывались и устраивались все остальные сферы культурной жизни. Соответственно, исходя из суждений Конта, можно сделать промежуточный
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.
2. Блауг М. Вебер, Макс // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 62—65. — 352 с.
3. Вебер М. Феодализм, «сословное государство» и патримониализм. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций / Вып. 8. — Харьков, 2011. — С. 225—255.
4. Вебер М. Патриархальное и патримониальное господство. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций. Вып. 9. — Харьков, 2012. — С. 183—248.
5. Вебер М. Хозяйство и общество. Типы господства. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000306/
6. Гараджа В. И. Вебер, Макс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 360—362. — 752 с.
7. Игнатьева О.А. Эвристический потенциал концепции политической власти Макса Вебера : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01// http://www.dissforall.com/profile/files
8. Ишниязов Р. М., Семенова Э. Р. Позитивистская философия науки // Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № -2. С. 113–114.
9. Конт О. Дух позитивной философии. http://royallib.com/book/kont_ogyust/duh_pozitivnoy_filosofii.htm
10. Макс Вебер: новые перспективы. – М., 2020.
11. Плотникова О. В.. Человек и власть : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 СПб., 1993 138 с. РГБ ОД, 61:94-9/100-0
12. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
13. Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему // Социологические исследования. 1999. №3.