Фрагмент для ознакомления
2
Уроки литературного чтения становятся замечательной площадкой для обсуждения и формирования у детей ценностных ориентаций, нравственных принципов и духовных установок. В процессе изучения литературы младшие школьники знакомятся с разными образами и героями, их поступками и эмоциями. Это открывает возможность для обсуждения моральных действий героев и их этических выборов. Вместе с учителем они анализируют ситуации, осмысливают последствия поступков и извлекают уроки для собственного поведения.
Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания включают в себя такие аспекты, как формирование моральных ценностей, развитие эмпатии и социальной ответственности, укрепление самоидентификации и самооценки младших школьников. Чтение и обсуждение художественных произведений помогает детям осознать различные моральные конфликты, научиться принимать решения и поступать сообразно нравственным нормам.
Одним из важных аспектов духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения является развитие эстетического восприятия и творческих способностей детей. Через чтение художественных произведений они узнают о красоте и гармонии в мире, о том, какую роль играет искусство в жизни людей. Это способствует развитию творческого мышления и эстетического созерцания.
Надежда на то, что духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения будет успешным, лежит в компетентности учителя. Он должен быть не только знатоком литературы, но и обладать навыками психологической работы с детьми. Учитель должен быть способен создать доверительную атмосферу, где каждый ребенок сможет поделиться своим мнением и чувствами, получить конструктивную обратную связь.
Таким образом, психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения являются неотъемлемой частью процесса обучения и развития детей. Они позволяют формировать у детей ценности и нравственные принципы, развивать их эмоционально-нравственную сферу и способствуют построению гармоничной личности.
Проблема исследования: степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: данная тема разработана с теоретической и практической точки зрения.
Объектом данного исследования является духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: содержание работы по развитию духовно-нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста;
2. охарактеризовать понятие «духовно-нравственное воспитание» в психолого-педагогических исследованиях;
3. выявить особенности развития представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников;
4. раскрыть содержание работы по развитию духовно-нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, сравнение, описание.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения четырех основных разделов, заключения и списка литературы.
1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является значимым этапом развития ребенка. Это развитие зависит как от внешнего, то есть окружения, так и от внутреннего, таких как свойства, особенности организма ребенка, условия. Изучением проблем данного возрастного периода занимались многие ученые, среди которых: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова, Л. И. Божович, А. И. Зимняя и др.
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, свое начало младший школьный возраст начинается с 7 лет и длится до 11 лет. Новой социальной ролью в этом возрасте становится роль школьника, ведущий вид деятельности – обучение [36].
Ведущей, как писал А. Н. Леонтьев, называют такую деятельность, благодаря развитию которой в психике ребенка происходят самые высокие изменения, а здоровые процессы, которые развиваются в этой деятельности, подготавливают ребенка к новой ступени развития. Фундаментом, обеспечивающим развитие ребенка на следующем этапе, становятся психологические новообразования, которые у детей младшего школьного возраста развиваются в процессе учебной деятельности [17]. Новообразованиями на этом возрастном этапе начинаются рефлексия, внутренние планы действий – когда ребенок учится планировать в умении и анализировать, результативность солнечных явлений [19].
Становясь результативной и целенаправленной, учебная деятельность развивает самостоятельность ребенка. От этого зависит эмоциональное состояние младшего школьника, его самочувствие, потому что то, как учебная деятельность оценивается и определяет, положение обучающегося в учебной среде [21]. В учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста используются саморегуляция и навыки самоконтроля [33].
Самостоятельность обучающегося проявляется в различных аспектах учебной деятельности: в умении и творчестве мыслить самостоятельно, ориентироваться в ситуациях, которые для него ничего, искать решения и ответы на вопросы, поставленные самостоятельно [10]. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать и выполнять сложные технологические задачи без посторонней помощи, вне зависимости от суждений других людей высказывать свое мнение, развитости критического ума [33].
Согласно А.И. Зимней, для самостоятельного развития обучающегося младшего школьного возраста необходимым является правильная организация его учебной деятельности на уроке, мотивация его на дальнейшее самостоятельное решение продолжить расширение знаний в свободное время. Самостоятельная работа считается высшим типом учебной деятельности и требует от обучающегося высокого уровня дисциплины. Такой ребенок ответственен, умеет рефлексировать [8].
Таким образом, помимо занятий на уроке, развивается самостоятельность и внеурочная работа, общественные поручения, помощь сверстникам, совместное выполнение заданий в коллективе.
Так учебная деятельность в младшем школьном возрасте, в которой ребенок уделяет внимание саморазвитию и познавательной активности, становится все более инновационной, успешность освоения этой деятельности влияет на процессы самооценки обучающегося.
Помимо самооценки от успешного осуществления учебной деятельности зависит и эмоциональное благополучие детей. Для младшего школьного возраста в целом характерен бодрый, жизнерадостный тон настроения, хорошее состояние здоровья во время учебных занятий, это комфортные условия проживания и эффективная учебная деятельность. Такое состояние считается нормальным для развития ребенка младшего школьного возраста. Однако особенно трудным и стрессовым этот возрастной период становится из-за новой социальной ситуации, а потому пиковая школьная тревожность возникает именно в этом возрасте, что отражается на частоте случаев неврозов и других невротических состояний [32].
В период адаптации в школе младшему школьнику необходимо приложить большие усилия, привыкая к новому распорядку и ритму школьной жизни, учась распределять свое время, взаимодействуя с часто новым для него коллективом и учителями. Основные нагрузки ребенка связаны с умственной деятельностью. Из-за уроков двигательная активность ребенка ограничивается и сильно снижается, хотя потребность в игре все равно сохраняется. Продолжая влиять на психическое развитие младших школьников, игра в этом возрасте привлекает детей не как сам процесс, а как его результат. Так игры младших школьников становятся более организованными и целенаправленными, меняется их содержание: появляются события общественной жизни, исторические герои и персонажи. На смену манипулятивным играм приходят ролевые игры [34].
Кризис семи лет, кризис мировоззрения также является особенностью этого возрастного периода. Этот кризис обусловлен противоречиями, возникающими между образом жизни и возможностями ребенка. Младший школьник вынужден осваивать новые социальные нормы и навыки, учиться строить отношения с учителями и сверстниками, концентрироваться на поставленных задачах, отстаивать свою позицию и принимать чужую. В этот период студенты получают новые знания и развивают силу воли [35].
Запоминание в младшем школьном возрасте, основанное на многократном повторении материала и впечатлении от акта восприятия, носит механический характер. Учащиеся легче и прочнее запоминают небольшой материал и могут его воспроизвести. Обладая хорошо развитым воображением, дети способны представлять себя героями сказок, выполнять различные творческие задания, сочинять собственные истории.
Поскольку у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, они больше внимания уделяют материалу, изложенному ясно и ярко, что важно учитывать при обучении. Однако переход к словесно-логическому мышлению от наглядно-образного мышления завершается к концу младшего школьного возраста [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2021. № 14 (73). С. 243-244.
2. Белисова А. А., Васерман С. В., Кронштатова Е. А. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 10. С. 160-164.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / СПб.: Питер, 2019. 400 с.
4. Васильев О. Их мораль/М. 1959. С. 98-102
5. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М., 2001. С. 14-18.
6. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
7. Зимина А. И. Организация работы по направлению «Нравственность» // Классный руководитель. 2011. №6. С. 6.
8. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1980. С. 39–54.
9. Иванова В. Д., Чумарная А. Л. Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. 2021. №4. С. 45-47.
10. Игнатьев Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьника //Воспитание школьника. 2020. №9. С. 8-11.
11. Измаилова И.Х. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников // Педагогический журнал. 2016. №6. С. 210-221.
12. Кадырова Е. П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника // Начальная школа: Плюс до и после. 2020. №9. С.26-30.
13. Киянченко Е. А. Предмет «Культура общения» в начальной школе// Начальная школа. 2002. № 6. С. 68.
14. Кохичко А. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка // Начальная школа плюс До и После. 2012. №3. С. 78-85.
15. Курмелева Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению // Начальная школа. 2014. №11. С. 55-59.
16. Кушнер Н. Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе. 2022. С. 20–30.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983. С. 223-256
18. Логинова Т. В. Курс ОРКСЭ как основа религиозного компонента школьного образования на современном историческом этапе // Общество: философия, история, культура. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kurs-orkse-kak-osnova-religioznogo-komponenta-shkolnogo-obrazovaniya-na-sovremennom-istoricheskom-etape (дата обращения: 12.10.2024).
19. Мальцева К. И. Разработка программы по развитию эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного // Архивариус. 2021. №7 (61). С. 16–17.
20. Матюхина М. В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2121 Педагогика и методика начального обучения / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
21. Метлик И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно–воспитательном процессе // Воспитание школьников. 2022. №2. С. 41-45
22. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. - 1456с.
23. Мухина В. С. Возрастная психологии: Учебник для студентов вузов. 7-е изд. М.: Академия, 2023. 456 с.
24. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы / сост. К.В. Зелинский, Т.В. Черникова. Москва, 2020. 280 с.
25. Ожегов С. И. Толковый словарь. Москва: Изд-во Мир и образование, 2019. 1376 с.
26. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988. C. 156-182
27. Тарасова Г. И. Нравственная значимость современного урока //Начальная школа. 2020. №1. С. 36-39.
28. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6 (140). С. 207–209.
29. Трофимова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития волевых качеств у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 271–279.
30. Трошина Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 5. № 3. С. 30–36.
31. Тюляева Т. И. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: справочник для учителя. Москва: Изд-во ВентанаГраф, 2019. 288 с.
32. Фазылова З. А. Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности // Современные инновации. 2016. №3 (5). С. 45–47.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобразования России от 06.10.2009 №373(ред. 11 .12. 2020), зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785)
34. Шуляпова О.В. Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях Текст.: дис. канд. пед. наук. М., 2000. С. 203-205.
35. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал // Начальная школа. 2021. № 12. С. 16-21.
36. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 156-162