Фрагмент для ознакомления
2
В подтверждение того, что физиологический очерк рассматривает не отдельный образ в его индивидуальности, а изучает определенную социальную общность для выявления и описания типичных для нее черт и характеристик, служит название очерка Д.В. Григоровича во множественном числе - «Петербургские шарманщики». Таким образом, именно этой социальной группе низших слоев городской среды северной столицы писатель отводит роль типичной и центральной фигуры уличного исполнительства.
Подобное внимание не является случайным. Как сообщает С. П. Сорокина: «на рубеже XVIII – XIX в. данный пласт народной театрально-зрелищной культуры претерпевает определенные изменения, так как в это время в России появляется шарманка (по-видимому начало ее проникновения относится к концу 1780-х гг., поскольку тогда в прессе появляются объявления о продаже «оргáнов») и, соответственно, фигура шарманщика, которая начиная с 40-х гг. XIX столетия и до 20-х гг. XX в. останется чрезвычайно значимой для исследуемой традиции. В такой роли шарманщик довольно быстро утвердился на уличной сцене и на «сцене» отечественной культуры. В настоящее время считается, что свое название в России шарманка получила по наименованию куколок, которые устанавливались на этом музыкальном инструменте и могли двигаться (т. е. представляли собой своего рода механический театр). Они назывались «Charmante Catin» – очаровашка. Возможно, о таких куклах упоминает Н.А. Демидов, совершивший путешествие по Европе в 1771–1773 гг., рассказывая о ярмарке в Сент-Жермен: «Остаток же ярманки наполнен тутошними парижскими мелочными купцами, балансерами, играющими вздорные комедии 50 шарманкатеринами (курсив мой – С .Сорокина) или марионетами, делающими фокусы-покусы <...>». Григорович предполагал, что слово шарманка произошло от ширма, поскольку шарманщики часто выступали вместе с петрушечниками. Существовала также гипотеза, что слово шарманка связано с французской или немецкой песенкой «Charmante Katherine». Это объяснение приводит Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», первое издание которого выходило с 1863 по 1866 г.. Однако западноевропейские исследователи такой песни в народном репертуаре не обнаружили. Параллельно с данным названием в России употреблялось наименование оргáн, а в ранний период катеринашарманка. Так названо стихотворение И.П. Мятлева (подробнее о нем см. в гл. 3). В конце XVIII – начале XIX в., по-видимому, употреблялось и двойное название (катерина-шарманка), и название катерина / катеринка, и название шарманка, и название оргáн. Однако в литературе начиная с середины XIX в. наиболее употребительным стало слово шарманка, встречается также в качестве синонима наименование оргáн. В начале XIX в. упоминания о шарманщиках еще крайне редки. Например, князь И.М. Долгорукий в своем описании посещения Макарьевской ярмарки в 1813 г. среди наиболее характерных и популярных представителей ярмарочных артистов шарманщиков не упоминает, а замечает, что кукольную комедию сопровождает музыкант-гудочник. Однако, безусловно, в эти годы шарманка уже проникла в Россию. Одно из первых развернутых свидетельств о шарманщиках находим в издании 1817–1818 гг. «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде, и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию». В предисловии к этому ежемесячному иллюстрированному альманаху говорится: «Предлагаем почтеннейшей публике для приятного чтения и для услаждения любопытного взора журнал совершенно в ином роде. – Много периодических изданий посвящено словесности, политике и даже моде. <...> Мы ограничиваемся характеристическим описанием русского простого народа, во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия. В сем издании – как бы в волшебном фонаре – увидят почтенные читатели искусно выгравированные и раскрашенные фигуры разных лиц, занимающихся в городе разными промыслами, представленные в настоящем их наряде, разговаривающими друг с другом...». Среди простонародных типов встречаем мы и шарманщика (илл. 1), который, правда, изображается явно не как представитель русского народа – в его речи подчеркивается иностранный акцент. В 1840-е гг. ситуация меняется, упоминаний о шарманщиках в литературе становится гораздо больше. Живописные источники с 1850-х гг. также свидетельствуют о том, что за несколько десятилетий шарманка из заморской диковинки превращается в некий знак «низового» городского народного искусства-ремесла» .
Д. В. Григорович в своем физиологическом очерке рассказывает читателю о шарманщиках как о наиболее распространенном типе бедных уличных музыкантов и артистов, подробно описывает инструменты, с помощью которых они стараются заработать себе на жизнь, а также эволюцию уличного музыканта по мере зарабатывания денег.
Не сразу шарманщик получает в свое пользование инструмент, от которго пошло название его занятия. Сначала это: «тюлень, заключенный в ящике и показываемый толпе с обычным присловьем: «Посмотрите, господа, на зверя морского», затем это: «высокий ящик, покрытый зеленым сукном, с каким-то дребезжанием вместо музыки, называемый у шарманщиков «фортепьяно англезе», или же: «виола с бесконечным скрипом и плясом хозяина» или «флейта или кларнет» - этот перечень средств, с какими впервые дебютирует шарманщик на городской улице, являющейся для него обширной сценой.
Обладатель подобных инструментов ставится писателем в один ряд с музыкантами самой последней, низшей «категории». Если владельца «фортепьяно англезе» получается раздобыть немного денег, то он меняет его на инструмент лучшего качества, которым выступает шарманка, которая немного больше по размеру и которую носить с собой по улицам города совсем непросто. Поэтому обладание большой шарманкой лишь один из шагов к обеспечению музыканта приемлемым для него инструментом. Следующей целью определяется еще более усовершенствованная шарманка, уже меньшего размера, но «представляющая почтеннейшей публике с одной стороны презанимательное зрелище: Наполеона в синем фраке и треугольной шляпе, вертящегося вокруг безносых дам, с ног до головы облепленных фольгою» , т. е. в этом варианте шарманка соединяется с простейшим миниатюрным кукольным квазитеатром.
Образ уличного музыканта часто дополняется танцами собственного сочинения, либо же он собирает небольшую «труппу», присоединив е себе «двух маленьких детей, нанятых у бедной трубочистихи или прачки, и заставляет их выплясывать» .
По мнению Григоровича, пределом проффессионализма шарманщика был «высокий орган с блестящими жестяными трубами, медными бляхами, золотыми кистями, горделиво качающийся на зеленой тележке, везомой бурою клячею. И действительно, такое приобретение достойно всех пожертвований: во-первых, орган не приходится носить, следовательно, менее труда; во-вторых, его можно возить по дачам, все это имеет значительно благодетельное влияние на доход шарманщика, в особенности если он обладает уменьем занять хорошую позицию и задать серенаду» . Но не у всех получается зарабатывать деньги для приобретения надлежащего инструмента, есть бедняки, которые до глубокой старости вынуждены пользоваться кларнетом для развлечения публики или же плясать трепак на улице, аккомпанируя себе виолою.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорович Дмитрий Васильевич. Литературные воспоминания— URL:http://az.lib.ru/g/grigorowich_d_w/text_1843_petrburgskie_sharmanshiki.shtml (дата обращения: 13.05.2024).
2. Григорович Дмитрий Васильевич. Петербургские шарманщики — URL:http://az.lib.ru/g/grigorowich_d_w/text_1843_petrburgskie_sharmanshiki.shtml (дата обращения: 10.05.2024).
3. Гусева Е. А. Становление и развитие физиологического очерка в русской литературе – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-fiziologicheskogo-ocherka-v-russkoy-literature (дата обращения: 13.05.2024).
4. Брансон Молли. Русские реализмы. Литература и живопись, 1840–1890 - Страница 14 // ЛитМир Club [Официальный сайт] — URL: https://litmir.club/br/?b=797500&p=14 (дата обращения: 12.05.2024).
5. Красушкина А. В. Вещи с именами и люди без имен: ономастическая лексика в сборнике «Физиология Петербурга» // Пушкинские чтения – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veschi-s-imenami-i-lyudi-bez-imen-onomasticheskaya-leksika-v-sbornike-fiziologiya-peterburga (дата обращения: 12.05.2024).
6. Красушкина А. В. Вещь VS человек в очерке «Петербургские шарманщики» Д. В. Григоровича // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vesch-vs-chelovek-v-ocherke-peterburgskie-sharmanschiki-d-v-grigorovicha (дата обращения: 12.05.2024).
7. Красушкина А. В. Художественное единство «Человек — вещь» в сборнике «Физиология Петербурга» (становление поэтики натуральной школы) / Автореферат дисс. на соискание канд. филол. наук. - Череповец, 2008. С. 23.
8. Макарова К.С., Власова А.А., Торопова А.И., Ротанова В.А., Кокарева М.Е. Тема нераскрывшегося таланта в произведениях Д.В. Григоровича // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89775 (дата обращения: 10.05.2024).
9. Мещеряков В.П. Д.В. Григорович - писатель и искусствовед / В.П. Мещеряков. - Л.: Наука, 1985. - 173 с.
10. Мещеряков В.П. Д.В. Григорович (творческий путь). – URL: https://royallib.com/book/meshcheryakov_v/d_v_grigorovich_tvorcheskiy_put.html (дата обращения: 13.05.2024).
11. «Натуральная школа» 1840-х годов, жанр «физиологического очерка». – URL: https://studfile.net/preview/5787406/ (дата обращения: 13.05.2024).
12. Подлевских Т. Н. Проблема читательского восприятия в программе «Натуральной школы» (на материале «Физиологических» очерков 1840-1850-х гг. ) // Вестник Вятского государственного университета. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vesch-vs-chelovek-v-ocherke-peterburgskie-sharmanschiki-d-v-grigorovicha (дата обращения: 12.05.2024).
13. Проскурина Ю. М. Своеобразие русского реализма середины XIX века – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-russkogo-realizma-serediny-xix-veka (дата обращения: 13.05.2024).
14. Семухина И. А. Поэтика времени в альманахе «Физиология Петербурга» // Уральский филологический вестник. - 2019. - № 5. - С. 70-78.
15. Сорокина С. П. Городской уличный театр в России XIX – первой трети XX века: формы, бытование, отражение в литературе и пластических искусствах: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.09.- Москва, 2022.
16. Физиологический очерк // Литературная энциклопедия. Т. 11. — 1939. – Текст электронный — URL: https://feb-web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/leb/leb-7131.htm (дата обращения: 12.05.2024).