Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В каждой стране есть великие творения, по которым можно узнать о прошлом. Испания занимает особое место в мире, как страна с огромным культурным наследием. Архитектура-это неотъемлемая часть культурного наследия Испании, которую нельзя оставлять без внимания, чтобы лучше изучить историю страны.
Актуальность Данная работа является актуальной, так как история всегда была и будет важна для всего мира. Изучая историю, можно понять развитие культуры и общества в целом. Культура, а в точности архитектура, напрямую связаны с историей страны, поэтому изучением этих аспектов пренебрегать нельзя. Многие архитектурные сооружения Испании остаются малоизученными, что очень плохо, ведь именно они являются главным достоинством страны. Помимо этого, своевременное изучение архитектуры, может помочь людям, преимущественно туристам, погрузиться в эпоху той или иной страны, когда это сооружение было построено, что так же дает возможность получить незабываемые ощущения и понимание прошлого. Так изучение культуры других стран дает обществу возможность сплотиться и понять друг-друга.
Объектом исследования является культурное наследние Испании в различных городах.
Предметом исследования являются объекты культурного наследия Испании, полностью находящиеся на территории государства.
Цель исследования: изучение и анализ архитектурных особенностей и исторического развития испанской архитектуры.
Задачи исследования:
1. Изучение основных этапов исторического развития испанской архитектуры.
2. Анализ стилевых особенностей испанской архитектуры, таких как мавританский стиль, готика, ренессанс, барокко, неоклассицизм и т. д.
3. Изучение влияния исторических, культурных и религиозных факторов на формирование испанской архитектуры.
4. Рассмотрение ключевых архитектурных памятников Испании, таких как Саграда Фамилия, Альгамбра, Эль-Эскориаль и др.
5. Оценка вклада испанской архитектуры в мировое культурное наследие.
Методы исследования:
1. Исторический анализ: изучение исторического развития испанской архитектуры, обзор основных этапов и стилей, анализ исторических событий и факторов, влияющих на формирование архитектурного облика страны.
2. Литературный анализ: обзор и анализ научной и профессиональной литературы по теме, изучение каталогов, альбомов, монографий, статей и публикаций, касающихся испанской архитектуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ИСПАНИИ
1.1. История формирования испанской архитектуры
Испанская архитектура – это проявление богатого культурного наследия и исторической эволюции страны. Она включает в себя разнообразные архитектурные стили и техники, которые отражают многонациональную и многокультурную историю Испании. От арабских крепостей Альгамбры до готических соборов, от дворцов эпохи Возрождения до современных архитектурных чудес – Испания может похвастаться богатством архитектурных форм и выразительных стилей.
История испанской архитектуры – это увлекательное путешествие сквозь века, демонстрирующее слияние различных культурных влияний и технологических достижений. Каждая эпоха и цивилизация, населявшая Испанию, оставила неизгладимый след в ее архитектурном наследии, в результате чего сформировался разнообразный и уникальный архитектурный ландшафт, не имеющий аналогов в мире.
С приходом римлян в Испании появились величественные архитектурные сооружения, которые до сих пор покоряют своей красотой и величием . Римская архитектура стала неотъемлемой частью испанского ландшафта, оставив после себя такие знаковые памятники, как амфитеатры, акведуки и древние дороги.
Однако наплыв варварских народов, таких как вандалы, суэбы и вестготы, привел к временному застою в развитии архитектуры . На смену сложным римским технологиям пришли более простые и строгие архитектурные формы, часто имевшие религиозное значение. Этот переходный период и адаптация к новым условиям очевидны в архитектурных стилях и формах, появившихся в это время.
Приход мусульман в восьмом веке стал поворотным моментом в испанской архитектуре и привел к периоду значительного культурного и архитектурного прогресса . Арабские мастера привнесли в Испанию новые строительные техники, архитектурные формы и узоры, оказав на страну неизгладимое влияние. Такие легендарные архитектурные чудеса, как Альгамбра в Гранаде и мечеть в Кордове, стали символом элегантности и величия арабской культуры.
В Средние века, по мере развития христианских королевств, сформировался особый стиль испанской архитектуры, сочетающий элементы местных традиций с европейскими влияниями. Соборы, замки и дворцы приобрели значение символов власти и религиозной преданности, а такие архитектурные стили, как романский и готический, сформировали ландшафт Испании и придали ей уникальный характер.
В период между XII и XVII веками в испанской архитектуре возник стиль мудехар, представляющий собой сплав европейского дизайна и арабского декоративного искусства. В эту эпоху были созданы потрясающие архитектурные шедевры, характеризующиеся сложными узорами, тонкими линиями и грандиозными формами.
В конце XV века в Испании зародилось архитектурное движение эпохи Возрождения, в котором основное внимание уделялось классическим формам и пропорциям, вдохновленным античной архитектурой. Местные мастера сыграли ключевую роль в создании многих выдающихся зданий в этот период.
В XVI веке возникла архитектура испанского барокко, отличавшаяся разнообразием и роскошью. Стиль чурригереско, известный своими замысловатыми деталями и пышностью, стал заметной чертой этого архитектурного периода. Испанская архитектура стала отличаться от европейских тенденций, демонстрируя миру уникальный стиль.
Колониальный стиль, который сохранялся на испанских территориях в течение столетий, продолжает оказывать влияние на архитектуру Мексики, Центральной Америки и стран, расположенных вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Этот стиль сочетает в себе европейские и местные архитектурные элементы, создавая самобытные и уникальные строения в каждом регионе.
В XIX веке испанские инженеры сосредоточились на разработке нового архитектурного языка и внедрении инновационных материалов, таких как железо и стекло . Эта эпоха стала свидетелем значительных достижений в области строительной инженерии, что существенно повлияло на архитектурную практику в Испании.
Распространение модерна в академических кругах в двадцатом веке способствовало появлению таких выдающихся архитекторов, как Антонио Гауди. Работы Гауди стали символом инноваций и смелых архитектурных решений, которые и по сей день восхищают и вдохновляют зрителей по всему миру.
Эволюция испанской архитектуры представляет собой увлекательное исследование различных исторических периодов и культурных влияний, каждое из которых наложило свой отпечаток на архитектурное наследие страны. Это привело к созданию уникального и культурно богатого архитектурного ландшафта, сформированного гобеленом исторических событий и культурных слияний.
1.2 Стилевые особенности испанской архитектуры
Во II веке нашей эры Испания пережила значительный период в своем архитектурном развитии, известный как римская эпоха. Под римским владычеством регион пережил технологическую революцию, которая привела к превращению небольших деревень в грандиозные города, соединенные между собой разветвленной сетью дорог. Римляне не только повлияли на городское планирование, но и оставили неизгладимый след в виде создания впечатляющих архитектурных чудес.
Таррагона является ярким примером богатства и изысканности римского архитектурного дизайна. В городе можно увидеть арки, купольные своды и строгие колоннады - все это характерные черты того времени. Заслуживают внимания примеры римского инженерного мастерства: мосты, которые служили выдающимися строительными подвигами. Акведук Мериды, мост Кордубана, мост Алькантры и другие являются непреходящими свидетельствами римской изобретательности.
Кроме того, реликвией древнеримской эпохи является Геркулесова башня – маяк, символизирующий силу и стойкость. Различные архитектурные комплексы в таких городах, как Мерида, Кордова, Толедо и Италика, также относятся к этому периоду. Эти сооружения не только выполняли практические функции, но и олицетворяли величие и авторитет Римской империи, внося значительный вклад в культурное наследие Испании.
После набегов вестготов многочисленные римские памятники были преданы забвению, но на их месте возник самобытный архитектурный стиль, известный как мудехар (от арабского слова, означающего «одомашненный») . В период с X по XII век в Испании этот стиль стал воплощением слияния арабских и европейских архитектурных элементов. Получившийся в результате сплав придал зданиям особый характер, который можно охарактеризовать как эклектичный. Хотя мудехар не отличался замысловатостью, его простота и долговечность способствовали легкости строительства и комфортному проживанию.
В стиле мудехар ярко выражены мавританские детали, такие как искусно вырезанные элементы, арки и яркие цветные плитки, придающие зданиям оригинальность и экзотичность. Эти отличительные черты придали мудехарским сооружениям уникальную и запоминающуюся эстетику.
В настоящее время в таких городах, как Сагунта, Толедо и Гранада, сохранилось множество памятников, демонстрирующих этот стиль. Эти архитектурные чудеса стали неотъемлемой частью культурного наследия страны, привлекая туристов и ученых со всего мира своей исключительной архитектурой и исторической значимостью. Среди памятников мудехара можно выделить Цитадель и Дом Пилата в Севилье, которые продолжают очаровывать и вдохновлять своими характерными формами и декоративными украшениями.
Романская архитектура, получившая распространение в XIII веке, распространилась по всему Пиренейскому полуострову и Италии. Основополагающие принципы этого архитектурного стиля были заложены монашеским орденом Клюни, который построил множество монастырей для размещения паломников, направлявшихся к мощам святого Иакова. Отличаясь простотой и лаконичностью, романская архитектура отличалась толстыми стенами и неукрашенными арками, подчеркивая функциональность и практичность, и в то же время служила проявлением глубокой религиозной преданности.
В Испании в эту эпоху было построено более пятисот церквей. Среди них особенно выделяются монастырь Сан-Хуан, базилика Святого Исидора в Леоне, а также соборы Саламанки, Саморы и Пласенсии. Эти здания отличаются строгими формами и сдержанной элегантностью, воплощая в себе дух и ценности того времени.
Романская архитектура не была лишена влияния французского и арабского архитектурных стилей, которые иногда смешивались в одном сооружении . Церковь Санта-Доминго в провинции Сория служит примером такого слияния, где элементы обоих стилей гармонично сочетаются, создавая самобытный и непревзойденный образ. Романская архитектура с ее непритязательной, но величественной эстетикой продолжает очаровывать и удивлять исследователей и туристов, сохраняя свое значение в исторической и культурной среде Испании.
В XIV веке Испания пережила период обострения национального самосознания и культурного возрождения, характеризующийся отказом от арабского влияния и расцветом искусства, архитектуры и языка коренных народов. Несмотря на постоянное присутствие арабских мотивов в испанском архитектурном дизайне, примером которых служат прочные конструкции, замысловатые узоры и колокольни с минаретами, начала формироваться отдельная испанская архитектурная идентичность, отражающая преобладающий дух времени и национальный этнос .
Чтобы в полной мере оценить суть готической архитектуры, можно осмотреть различные религиозные сооружения в Толедо, Бургосе и Жироне, а также светские постройки, такие как церковь Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне, Шелковая биржа в Валенсии и Королевская капелла в Гранаде. Эти архитектурные чудеса воплощают в себе характерные черты готического стиля, включая акцент на вертикальность, элегантные линии и сложный орнамент.
Хотя личности архитекторов раннего периода были утеряны в древности, наследие знаменитых готических мастеров продолжает жить. Такие личности, как Гийом Бофил, Вентура Родригес, Хуан де Колонья и Энрике Эгас, известны своим непреходящим вкладом в испанское архитектурное наследие, а их работы продолжают покорять зрителей своим величием и архитектурной изобретательностью.
В конце XV века в Испании наступил Ренессанс, положивший начало новой эре архитектурных стилей, отличающихся тонкостью и симметрией. Этот период обновления и инноваций привнес в испанскую архитектуру чувство элегантности и изысканности, отличив ее от предыдущих готических стилей.
Одним из наиболее ярких примеров испанской архитектуры эпохи Возрождения является дворец Карла в Гранаде, построенный по проекту знаменитого архитектора Педро Мачуки. Этот дворец является образцом принципов Ренессанса благодаря обилию арок, симметричных форм и изысканных деталей, создающих атмосферу элегантности и величия.
Среди других выдающихся произведений испанской архитектуры эпохи Возрождения – монастырь Эскориал, построенный по проекту Хуана де Эрреры, и Кафедральный собор Хаэна, возведенный Андресом Вандельвирой . Эти здания не только демонстрируют характерные черты эпохи Возрождения, но и служат символами богатого культурного и исторического наследия Испании.
Фасад Королевского университета Саламанки, спроектированный Диего де Силоэ, отличается изысканным мастерством и гармоничными пропорциями, являясь ярким примером испанской архитектуры эпохи Возрождения.
Наследие испанского Ренессанса в архитектуре продолжает вдохновлять будущие поколения своей элегантностью и красотой, которые по-прежнему вызывают восхищение и оказывают влияние на современные творческие начинания.
Переход от симметричного и строгого стиля к пышному и изобильному барокко в начале XVII века ознаменовал собой значительный сдвиг в архитектурном дизайне. Стиль барокко, получивший свое название от итальянского слова "barocco", означающего причудливость, характеризовался витиеватым декором, сложными деталями и предпочтением утонченности. Возникновение архитектуры барокко можно отчасти объяснить ослаблением