Фрагмент для ознакомления
2
Основными проявлениями позиции субъекта ребенка в сюжетно-
ролевой игре прежде всего будут являться его интерес к игровой деятельности и избирательное отношение. Каждый ребёнок предпочитает играть в те, или иные игры. Лишь в этом случае можно говорить об инициативности школьника и его желании заниматься тем или иным видом игровой деятельности.
Педагог всегда контролирует процесс развития игры, но при этом ребёнок всегда имеет самостоятельность выбора в процессе осуществления игровой деятельности. Важными признаками освоения позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре являются:
- активность ребёнка;
-инициатива;
-исполнительность как мера продуктивности и ответственности за
достижение результата;
-самостоятельность и свобода выдвижения замыслов игры;
-выбор средств и способов осуществления игры;
-общение в условиях совместной игровой деятельности.
Всё это педагог обеспечивает в ходе сюжетно – ролевой игры и непосредственно, с учётом личностно ориентированного подхода к каждому ребёнку в классе. При этом педагог учитывает особенности каждого из детей, их склонности и потребности, что в дальнейшем можно учитывать при распределении ролей в сюжетно – ролевых играх.
Лишь в этом случае можно будет говорить о том, что ребёнок овладел не только игровыми умениями и действиями, но и необходимыми универсальными учебными действиями (УУД), которые позволят говорить об его эстетическом развитии.
Можно будет говорить, что школьник научился планировать и разворачивать свои игровые и творческие замыслы. Он в игре способен использовать индивидуальные средства выразительности и понимает их зависимость от глубины игрового образа. Дальнейшее освоение позиции субъекта игровой деятельности школьника может рассматриваться как
условие существования в совместной игре.
Задача педагога при этом управлять процессом таким образом. чтобы каждый ребёнок в игре исполнял наиболее близкую для него роль, и при этом, игра детей не должна перейти в шаблон исполнения ролей.
Активные и самостоятельные дети всегда стремятся занять в игре позицию взрослого. Дети более робкие и застенчивые, вероятно тоже хотели бы исполнять роль ведущего взрослого, но у них не получается выразить это таким образом, чтобы его поняли и дали попробовать побывать в этой роли, поскольку роли дети, как правило, выбирают сами. Они всегда стремятся выполнять именно то, что им ближе и понятнее. Совершенно не случайно дети часто играют в профессии своих родителей, или демонстрируют поведение тех взрослых, которые находятся в семье рядом с ними.
Самостоятельность и творчество ребёнка в игре во многом
зависят от содержания, которым он оперирует. В этом возрасте у детей
происходят существенные изменения в отношениях между сверстниками. Появляется эмоциональная направленность по отношению к деятельности и
переживаниям сверстников.
При этом, дети готовы с некоторыми детьми играть не переставая, а других будут постоянно притеснять. Тем не менее, педагоги отмечают, что в подготовительной группе, дети по отношению к товарищам больше проявляют доброжелательные качества. Они часто подсказывают друг другу, что и как нужно делать. Они стараются помочь друг другу, пожалеть и др. Негативные проявления в поведении ребенка, такие как злость и зависть, не носят постоянного характера и протекают в более мягкой форме.
В ходе общения с взрослыми и сверстниками происходит развитие и становление личности старшего дошкольника. Педагогу важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, причём, уже не только игровой.
Ребёнок должен понимать, что предложенное задание быстрее, удобнее и эффективнее можно выполнить совместными усилиями. Для сюжетно-ролевой игры, детям свойственно черпать идеи для новых сюжетов из полученных знаний во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых и др. У детей появляется понимание, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными и добрыми. Педагог при этом, постоянно подкрепляет эти убеждения новыми сказками, рассказами, играми и др.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры, при руководстве взрослого, представляют собой основу формирования гармонично и эстетично развитой активной личности, способной находить выход из конкретной ситуации, принимать решения и проявлять инициативу.
Своеобразие сюжетной игры детей заключается в том, что в ней они отражают окружающую действительность. Задача педагога заключается в том, чтобы в этой действительности было больше положительных моментов, и меньше – отрицательных.
2.2. Методические рекомендации по развитию младшего школьника на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства посредством сюжетно-ролевой игры
В ходе работы с детьми в рамках внеурочной деятельности и создании соответствующей проблемной ситуации, посильной для ребёнка, происходит активизация воображения ребенка через его эмоциональное состояние. Организация учебных занятий в рамках внеурочной деятельности осуществляется с помощью соблюдения структуры учебного занятия, реализации тематического плана, а также применения приемов и методов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка.
Внеурочная деятельность позволяет в полном объёме реализовать системно – деятельностный, и личностно ориентированный подход, по отношению к каждому ребёнку. В рамках урочной деятельности педагоги иногда вынуждены работать в традиционном формате, поскольку на уроке их время всегда ограничено. В рамках внеурочной деятельности педагог имеет возможность найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Практически во всех направлениях педагог имеет возможность заниматься проектной и исследовательской деятельностью вместе со школьниками. При этом у детей всегда развивается ориентировочно-исследовательская деятельность и фантазия. Формы и методы внеурочной деятельности в школе для всестороннего развития личности ребёнка могут быть самыми разнообразными, но всё это зависит от опыта и профессиональной компетентности педагога.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - N 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2016. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 01.05.2024).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 01.05.2024).
9. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 01.05.2024).
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 01.05.2024).
12. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с. 222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
15. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
16. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 01.05.2024).
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
18. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 01.05.2024).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - N 5. - с. 59-62.
21. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 01.05.2024).
22. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
23. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 01.05.2024).
24. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 01.05.2024).
25. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.