Фрагмент для ознакомления
2
Долгое время деньги изучались на экономическом факультете как объект познания. В этом контексте их рассматривали как средство обмена, способствующее развитию торговли. Однако со временем стало ясно, что этого недостаточно, и нужно рассматривать их в рамках денежно-кредитной экономики и общества в целом. Тем не менее, деньги до сих пор остаются недостаточно изученной социологической категорией. Современный подход к изучению этого явления в рамках культурной социологии предполагает анализ их статуса и роли в регулировании отношений между людьми и группами в различных областях общественной жизни. Такого рода проверка позволяет определить все возможные формы и способы валютных операций, поскольку они зависят от различных процессов социального взаимодействия и их статуса в культурной, главным образом денежной системе ценностей. Исследования денег в этой области предполагают использование валюты и других категорий: культуры, установок, воззрений, моделей поведения, стереотипов.
«Деньги – это не просто валюта, это также язык, который переводит чужие желания и ценности.»
Изучение системного значения валютных отношений в контексте денежной культуры показывает, что они выполняют не только экономические, но и социальные и культурные функции. Что касается российского общества, то это стало особенно очевидным за последние 30 лет, когда российские граждане столкнулись с рядом экономических, финансовых и социальных кризисов, приведших к изменению их взглядов и ценностей. «Поскольку монетизация культуры не развивалась эволюционным путем, можно сказать, что в российском обществе переходного периода отношение к деньгам в определенной степени деформировало систему социальных отношений. Определение статуса денег в иерархии современных ценностей означает, что необходимо изучить, как рассматриваются особенности их функций в трудах наиболее выдающихся представителей общественных наук».
Современные люди сталкиваются с деньгами каждый день, и это глубоко укоренилось в нашей повседневной практике. «Являясь средством обмена и торговли, валюта накапливает ценность и реализует различные отношения. Изобретение денег сравнивают с появлением языка, письменности и образованием страны. Однако изучение денег как экономического феномена уступило место изучению социальной функции денег и их роли в социальной коммуникации».
«Деньги – это одно из явлений общественной жизни, доступное и недосягаемое для всех. Это легко, потому что их важность в повседневной жизни признается всеми и сводится к вопросу "существования–отсутствия". Это сложно, поскольку любая попытка выйти за рамки прагматической модели в научной интерпретации столкнется с некоторым сопротивлением со стороны классической денежной теории. Когда мы обычно пытаемся игнорировать экономические традиции и относимся к ним как к социокультурному феномену, сложность изучения денег возрастает. Такие исследования затрагивают социальную сферу, где чисто монетарные методы не могут дать адекватной картины реальности» .
Проблема, которая отражает специфическую ситуацию социокультурного анализа, - это проблема информационной значимости валюты с точки зрения изучения коммуникативной функции валюты, идеала валюты и диалектики материи.
После многих лет использования людьми трансформация формы и природы денег привела к ожидаемому, но все же удивительному факту – содержание денег свелось к их количеству.
«Деньги не только средство обмена; они также способ влиять на других и передавать ценности.»
Мнение о деньгах как средстве для продвижения культурных ценностей и стиля жизни характерно для размышлений ученых общества в целом. Например, К. Маркс обращал внимание на то, что «деньги образуют в капиталистическом обществе единую отчужденную среду, в которой человек существует как абстрактная единица. В капиталистическом производстве деньги эквивалентны силе и навыкам, затраченным работником»
Г. Зиммель указал на еще одно свойство валюты – абсолютно важное свойство, которое доминирует во всех культурах. Он отметил, что деньги теперь приняты как универсальная форма обмена и получили статус универсальной ценности. То, что ранее считалось характеристикой предметов, сегодня рассматривается как количество денег. Будучи основным средством общения, они стали главной целью для большинства людей, что делает их символом регулирования всей культуры. Это и является ключевой значимостью данного исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью проанализировать значимость денег как средства обращения, важности понимания их функции и роли в мире. В ходе анализа важно понять, какую роль играют деньги в современном мире, но и их история, а также определить дальнейшее понимание коммуникативной важности денег.
Объект исследования: деньги, их определение и функции
Предмет исследования: деньги, выпущенные к олимпиадам 1980 и 2014
Цель исследования: изучение коммуникативной функции валюты путем изучения банкнот и монет, выпущенных по случаю крупных международных мероприятий, организованных в Российской Федерации: Олимпийских игр 1980 года и Олимпийских игр 2014 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие коммуникации;
- классифицировать формы коммуникации;
- рассмотреть коммуникационные средства;
- выявить универсальность денег как фактор эффективности социальной коммуникации;
- проанализировать множество денег как фактор, ограничивающий социальную коммуникацию;
- выявить информацию про олимпийские деньги
-проанализировать сходства и разницу между ними
-выявить значимость олимпийских денег в экономике
При работе над темой была использована литература: Буденкова В.Е., Никитина А.П., Галяутдинова Р.Р. Коваленко, М. Ю., Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколовой М.М. и др.
Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного анализа взаимосвязи понятия коммуникации и понятия денег. Это позволяет выявить не только основные виды и функции денег, но и оценить их значимость в развивающемся мире и изменения их ценности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов работы в рамках преподавания Теории коммуникации для студентов вузов соответствующего направления.
Работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Коммуникация, как понятие и средства коммуникации
1.1 Понятие и виды коммуникации
«Коммуникация в своей первой греческой форме (koinonia) и латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе», как пишет А. Тойнби .
«Слово communication означало общение, совместную жизнь и, можно сказать, издревле выражало саму суть понятия общества. Формируя свое представление об обществе, античные мыслители обращались к нему, конструируя идеальную «коммуну» и беря в качестве исторического прототипа возникающую на новом месте небольшую колонию».
«В XX в. возникают новые понятия: коммуникация (именно как научное понятие), речевая коммуникация, коммуникативное действие, коммуникативное поведение, коммуникативная революция и т.д., черпающие свой изначальный смысл из бихевеористики и психологически интерпретированной практики» .
«Процесс общения является континуальным и бесконечным, и сами границы «коммуницирования» не всегда возможно определить». Тем не менее, и сегодня, перечисленные выше понятия, остаются относительно новыми, недостаточно артикулированными ни в философском, ни в научном, ни в общесемантическом измерении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин А.В. Золото: международный экономический аспект. М.: Международные отношения. 1988. 336 с
2. Буденкова В.Е., Никитин А.П. Коммуникативная функция денег в культуре /Вестник ТГУ, №355, февраль 2012 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-funktsiya-deneg-v-kulture (Дата обращения: 20.06.2024)
3. Галяутдинов Р.Р. Деньги: понятие и роль в экономике, виды и функции, история. 2020 / Сайт преподавателя экономики. Режим доступа: //https://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii (дата обращения: 03.05.2024).
4. Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги. 2004. 284 с
5. Интернет-ресурс «Монетник.ру» Краткие сведения о памятных банкнотах России Режим доступа: https://www.monetnik.ru/obuchenie/bonistika/pamjatnye-banknoty-rossii/ (Дата обращения: 20.06.2024)
6. Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. – М. : Юрайт, 2016. – 466 с.
7. Коммуникация // Социологическая Энциклопедия. - М., 2003. - С.463
8. Косой А.М. Платежный оборот: исследование и рекомендации. М.: Финансы и статистика. 2005. – С 264
9. Кощегулова И. Р. Институциональные критерии эволюции денег //ИННОВАЦИОННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. – 2018. – С. 70-72.
10. Кудряшова И. В. Мировые валюты: сущностные характеристики и условия формирования //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2014. – №. 4. – С. 157-163.
11. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: Сборник статей / Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. - СПб.:СПбГУ, 2007. - 196 с.
12. Маркова Е. И., Маркова И. Д. Коммуникативные барьеры в деловом общении и способы их преодоления //Наука и современность. – 2012. – №. 16-2. – С. 54-59
13. Назарова О. В. ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД //Иностранные языки в диалоге культур. – 2018. – С. 795-803.
14. Назарчук А. В. Учение Никласа Лумана о коммуникации /А. В. Назарчук. – М. : Весь Мир, 2012. – С. 23– 26.
15. Никитин А. П. Деньги как средство социальной коммуникации //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – Т. 1. – №. 2 (54). – С. 129-133. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dengi-kak-sredstvo-sotsialnoy-kommunikatsii (Дата обращения: 20.06.2024)
16. Платон. Законы. – М. : Мысль, 1999. – С. 450.
17. Симоненко С. И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 78
18. Рублевые монеты к Олимпиаде – 80 /Монетник.ру Режим доступа: //https://www.monetnik.ru/obuchenie/numizmatika/olimpijskie-rubli/ (Дата обращения: 20.06.2024)
19. Румянцев М. А. Трансцендентное в мире денег //Философия хозяйства. – 2007. – №. 5. – С. 64-73. Режим доступа: https://oaji.net/articles/2014/561-1394163070.pdf (Дата обращения: 20.06.2024)
20. Сухова И. А. Деньги как феномен культуры //Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №. 324. – С. 146-148.
21. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М. : Айрис-Пресс, 1991. – С. 360
22. Хисматуллин С. А. Характеристика средств коммуникации, 2019/Журнал E-Scio// Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sredstv-kommunikatsii (Дата обращения: 20.06.2024)
23. Шоскальне М., Деньги, как социокультурный феномен. 27.08.2020 //Культуролог. // Режим доступа: https://culturolog.ru/content/view/3914/110/ (Дата обращения: 20.06.2024)
24. Д.Гребер, Долг: первые 5000 лет истории
Режим доступа: https://www.litres.ru/audiobook/devid-greber/dolg-pervye-5000-let-istorii-69509059/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=mixed_web_books_dsa_drr_feed+607619718%7C47441382&utm_content=8258473710&utm_term=¶m_2=987239&yclid=7633977299821920255&lfrom_processed=607619718 (Дата обращения: 20.06.2024)
25. Нассим Николас Талеб Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости.- «КоЛибри» 2009,- С 231. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nassim-nikolas-taleb/chernyy-lebed-pod-znakom-nepredskazuemosti-4234345/ (Дата обращения: 20.06.2024)