Фрагмент для ознакомления
2
Учитывая, что развитие координационных способностей (далее – КС) является многоаспектной проблемой, методисты предлагают различные подходы к решению данной проблемы. Описание различных методик мы находим в учебных пособиях по теории физической культуры, в работах Л.А. Архиповой, Л.П. Матвеева, А.М. Максименко, В.И. Ляха и др.
Однако, Ю.Н. Серикова говорит о необходимости, в первую очередь, выделения и обобщения основных базовых методических приемов в развитии КС, о необходимости поиска новых современных средств развития и совершенствования указанного двигательного качества. Она называет ряд методических приемов, которые создают условия для эффективного развития КС:
• постепенное усложнение уже освоенных движений новыми исходными положениями, увеличение темпа выполнения этих же движений;
• постепенное введение новых упражнений;
• использование приема зеркального выполнения более сложных упражнений;
• выполнение освоенных движений в условиях ограниченного пространства;
• использование различных средств в виде инвентаря и площадок для движения разного качества [15, с.247].
Выбор методов развития КС зависит от того, какие задачи в области развития КС предстоит решать. В.И. Лях называет следующие задачи в развитии КС у младших школьников:
1. Создание базы (фонда) новых двигательных умений и навыков в соответствии со школьной программой начальной школы, а затем на этой основе развитие различных КС, которые необходимы для выполнения гимнастических и акробатических упражнений, метательных движений с установкой на дальность и меткость, в подвижных играх и спортивно-игровых двигательных действиях;
2. Воспитание специфических КС через использование точного воспроизведения и дифференциации заданных параметров движений, выработка чувства равновесия и ритма;
3. Выработка чувства пространства, времени, дозирования мышечных усилий, сенсомоторных реакций, формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.
В.И. Лях [9] считает, что в основе методики развития КС младших школьников должна быть систематичность, последовательность, индивидуализация обучения новым двигательным действиям (навыкам, умениям), и уже на этой основе осваиваются новые и более сложные формы КС. Именно систематичность, последовательность и индивидуализация являются основными дидактическими принципами, которые должны лежать в основе любой методики развития КС.
Простейшие упражнения, направленные на развитие КС относятся к категории подводящих, на их основе будут далее осваиваться более сложные координационные движения. Это также дидактический принцип – от простого к сложному, используемый при обучении младших школьников в любой предметной области [2].
Известно, что двигательный опыт детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста еще не столь велик, поэтому каждое новое двигательное действие должно осваиваться тщательно и пополнять базу.
Кроме того, что младший школьник освоит новые двигательные действия, необходимо приобретать опыт выполнения такого действия в разных условиях, изменять требования к таким параметрам как точность, быстрота исполнения, рациональность движений.
И только после того, как младший школьник освоит новое координационное движение до состояния легкости в выполнении, следует изменить условия его выполнения или подводящие к этому действию упражнения. В теории физической культуры выделены методы развития КС (В.И. Лях, А.М. Максименко, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов и др.).
В.Н. Введенский и О.С. Сурина утверждают, что выбор метода развития КС должен быть обоснован определенными требованиями:
• должен быть научно обоснован;
• соответствовать задачам обучения или конкретно поставленной задаче;
• должен обеспечивать воспитывающий и развивающий характер обучения;
• опираться на общепринятую систему принципов обучения.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделяют несколько методических подходов в развитии КС у детей, а именно [17, С.137]:
− постоянное обучение новым двигательным действиям, увеличивая при этом постепенно их координационную сложность, что позволяет расширять двигательную базу и осваивать новые формы координационных движений. В случае перерыва в обучении новым координационным движениям, происходит торможение в развитии КС;
− формирование способности перестраивать двигательную деятельность в быстро изменяющихся условиях, что необходимо во многих видах спорта и физических упражнениях;
− систематическая работа по повышению пространственной, временной и силовой точности движений, что базируется на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;
− обучение умению преодолевать нерациональную мышечную напряженность, которая может привести к дискоординации движений и других физических качеств.
Рассмотрим методы, которые используются в современной практике развития КС в образовательных организациях при работе с детьми. Для развития КС используется группа практических методов. В.И. Лях выделяет методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.
Методы стандартно-повторного упражнения педагоги используют для развития КС при разучивании новых и весьма сложных в координационном отношении двигательных действий. Причем овладеть ими можно только после нескольких повторений в стандартных условиях.
Методы вариативного упражнения являются главными методами развития КС, которые можно разделить на две группы: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.
Методы строго регламентированного варьирования включают в себя 3 группы методических приемов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бурнашев Р. А. Использование упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры / Р. А. Бурнашев // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Казань, 27–28 ноября 2014 года. – Казань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", 2014. – С. 361-362.
2. Буров, А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А.Э. Буров, О.А. Ерохина. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – 192 с.
3. Буянов, В.Н. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I III курсов) / В. Н. Буянов. – Ульяновск : УлГТУ, 2019. – 310 с.
4. Дзюбенко Е. М. Использование метода круговой тренировки для развития двигательных качеств учащихся на уроках физической культуры с целью сохранения и укрепления их здоровья / Е. М. Дзюбенко // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 5(5). – С. 97-103.
5. Калинин А. В. Применение игровой деятельности и круговой тренировки на уроках физической культуры // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №10.
6. Ким Т. К. модификация «круговой тренировки» и её комплексирование с другими методическими подходами в физическом воспитании детей младшего школьного возраста: специальность 13.00.04. "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ким Татьяна Константиновна. – Москва, 2004. – 28 с.
7. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. — М. : Сов. спорт, 2019. — 464 с.
8. Куш, В. В. Метод круговой тренировки на уроках физической культуры / В. В. Куш // Вестник научных конференций. – 2017. – № 9-3(25). – С. 112-113.
9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – Москва: Физическая культура и спорт, 2012. – 105 с.
10. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – Москва: ТВТ Дивизион, 2020. – 290 с.
11. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.:ФиС, 2000.
12. Методика развития физических качеств на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, БУ ВО «Сургутский государственный университет», Кафедра теории физической культуры. – Сургут: Издательский центр СурГУ, 2017. – 63 с.
13. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов [Текст]/ под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010. – 200 с.
14. Попов Г.Г. Обучение дошкольников комплексу физических упражнений разной технической сложности / Г.Г. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 31-32.
15. Серикова, Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, А.Ю. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 224 – 231.
16. Трофимов, О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3.– Том II. – С. 114 – 118.
17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд., - М. : Издательский центр «Академия»,2019.- 480 с.