Фрагмент для ознакомления
2
Конкурентные рыночные взаимодействия являются отражением глубоких процессов, которые формируют эволюцию общества и продолжаются. Развитие экономики (материально-технические элементы и структуры), развитие человека (общая и профессиональная культура, творческие способности, моральные качества), развитие общественных отношений (государственный и классовый уклад, отношения собственности, производственные отношения) являются три взаимосвязанных эволюционных потока, пересекающих рынок труда. Основа прогресса общества заложена в этих трех эволюционных потоках.
Эффективность конкурентоспособной экономики во многом зависит от производительных и творческих способностей ее рабочей силы, которая является уникальным товаром. От этих атрибутов зависит производство приятных товаров и услуг, а также масштабы и скорость научных, технологических и организационных изменений. Таким образом, одним из главных краеугольных камней национальной экономики является подготовка и выпуск на рынок труда квалифицированной и творчески заинтересованной рабочей силы, гарантирующей ее территориальную мобильность. Сложность проблем, которые предстоит решать, возрастает по мере экономического развития. Следовательно, требуется персонал с более высокой компетенцией. В эпоху НТР подавляющее большинство компаний и государственных учреждений в промышленно развитых странах хотят обеспечить наилучшие условия труда и жизни для этого типа работников и, насколько это возможно, обеспечить социальную защиту на рабочем месте.
Поскольку рабочая сила, как правило, является наиболее заинтересованной стороной в развитии своих творческих способностей — способностей, которые реализуются в национальной экономике и представляют собой индивидуальные, особенно творческие способности, — рабочая сила является уникальным товаром. Одной из отличительных социально-экономических характеристик рыночной экономики является преобладание общих интересов между рабочей силой и ее потребителями или экономикой и государством. Согласование интересов рабочей силы и ее потребителей создает прочную гуманистическую основу для роста экономики и общества страны.
Очевидно, что по мере роста экономики страны организованный рынок труда, который в первую очередь контролируется правительством и поддерживается предприятиями сырьевой экономики, постоянно демонстрирует признаки развития. Это важнейший компонент социально-экономической структуры каждой страны.
Основная цель рынка труда – обеспечить социальную безопасность и удовлетворение личных и профессиональных целей экономически занятых людей, обеспечивая при этом доступ экономики страны к необходимой рабочей силе. Вторая цель — получить максимально возможный процент полной занятости с наименьшим количеством перерывов, учитывая при этом необходимость гибкого графика работы и/или неполной рабочей недели.
Самые талантливые и предприимчивые люди выбираются за их навыки и инициативу на рынке труда. Рынок не щадит слабых и неумелых. Но оно также поощряет высококвалифицированный труд, что помогает установить жесткую связь между вкладом каждого работника и конкретным достигнутым результатом.
Труд является наиболее значимой категорией в рыночной экономике. Самым сложным для использования экономическим ресурсом является рабочая сила. Труд – это ресурс, который можно покупать и продавать, и он имеет определенную стоимость. Это отражает характеристики и ситуацию на рынке труда, а также баланс между спросом и предложением. Поиск подходящей оплачиваемой работы является целью реализации права граждан на труд как владельцев рабочей силы.
Работодатель ищет работников для планирования и выполнения производства, а также для выполнения других прибыльных задач. В этих отношениях государство выступает координатором и регулятором, содействуя развитию цивилизованного общества. Оно способствует формированию и укреплению социального партнерства между работодателями и гражданами, которые в будущем станут объектами трудовых отношений. Одновременно государство стремится гарантировать полное расширение производства, одновременно облагая соответствующими налогами как работодателей, так и рабочих.
Важно помнить, что рынок труда можно рассматривать и как правовую площадку, где граждане (работники) и работодатели заключают трудовые договоры, осуществляют трудовые правовые взаимодействия, разрешают споры о профессиональном развитии и переподготовке. К этому правовому пространству в России относятся земли Российской Федерации и всех входящих в нее государств, а также места расположения посольств и представительств Российской Федерации за рубежом. Тем не менее, прием на работу и обучение граждан часто происходит в ведении определенных организаций.
Правовой ландшафт рынка труда динамичен. Он носит динамичный характер и предполагает, что его границы могут смещаться в ответ на мобильность трудового населения как внутри, так и за пределами России и государств-членов Федерации. В результате трудовую миграцию необходимо рассматривать как неотъемлемый компонент и связующее звено, объединяющее правовую сферу рынка труда. Основная роль государства на рынке труда заключается в поддержании его цивилизованной формы. На данный момент основная ответственность за это лежит на Федеральной государственной службе занятости, подведомственной Минтруду РФ.
Действующее законодательство Российской Федерации также устанавливает организационные, финансовые и правовые предпосылки обеспечения занятости и сохранения свободы человека в реализации права на труд. Эти положения дают широкое определение государственной политики занятости и защиты права людей на труд. Точное регулирование правовых, экономических и организационных условий занятости, а также гарантий реализации прав граждан на труд регулируется действующим законодательством, а не Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно законодательству Российской Федерации, занятость определяется как любая деятельность граждан, приводящая к получению трудового дохода или заработка и одновременно удовлетворяющая личные и общественные потребности. Важно помнить, что граждане имеют право использовать свои способности только для творческого, производительного труда. За исключением случаев, разрешенных законом, никто не может быть принужден к труду ни при каких обстоятельствах — физических, психологических или моральных — без его согласия. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 43) описывает условия, при которых такие меры наказания, как исправительные и обязательные работы, могут быть использованы в качестве средства наказания. Наказание кого-либо — это своего рода государственное принуждение, осуществляемое по решению суда.
Поэтому неверно утверждать, что безработица гражданина может служить оправданием возложения на него административных или иных обязанностей. В соответствии с действующим законодательством (статья 2 Закона о занятости) трудоустроенными считаются следующие лица:
а) лица, работающие по трудовому договору (контракту), например лица, работа которых оплачивается полный или неполный рабочий день, а также лица, выполняющие иную оплачиваемую работу (услугу), например временную или сезонную работу.
б) Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
в) лица, работающие на себя; г)
Люди, занимающиеся вспомогательными профессиями и реализующие товары по договорам.
д) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
д) физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, именуемым также договорами подряда, и члены производственных кооперативов, именуемых также артелями.
е) лица, которые в силу избрания, назначения или разрешения занимают оплачиваемую должность.
ж) лица, проходящие службу в органах внутренних дел и в вооруженных силах.
з) лица, обучающиеся по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также других образовательных учреждениях; сюда входит обучение, проводимое под руководством федеральной государственной службы занятости.
и) Отсутствие на работе по причине болезни, отпуска, повышения квалификации, переподготовки, приостановления производства в связи с забастовкой или по другим причинам.
Термин «безработный» относится к любому лицу в возрасте шестнадцати лет и старше, у которого не было прибыльной работы в течение установленного периода времени, который активно искал работу или был готов приступить к работе. К этому термину относятся те, кто обратился в коммерческие или государственные службы занятости, опубликовал объявления в прессе, связался с администрацией бизнеса (работодателями), установил личные связи или готовился запустить собственное предприятие.
Для того, чтобы человек считался безработным, должны быть выполнены три требования: (1) он должен активно искать работу; (2) они должны быть готовы к работе; и (3) они не могут быть трудоустроены в данный момент. Отношение безработного к экономически активному населению называется уровнем безработицы.
Кроме того, под руководством службы занятости жители имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Для обеспечения успешного трудоустройства физически здоровым лицам, которые трудоустроены, но недовольны условиями труда и хотят сменить место работы, необходимо встать на учет в службе занятости. Это придало бы импровизированной мобилизации рабочей силы организованную основу. Возможность граждан России самостоятельно искать работу за рубежом, а также право участвовать в профессиональной деятельности во время посещения теперь официально признаны законом (ст. 10 Закона о занятости).
Для этого заключаются межгосударственные соглашения, определяющие количество миграционных потоков, их квалификационный состав, условия работы.
Взвешивая противоречивую важность международной миграции в нашей стране, необходимо оценить свободу наших граждан уехать, а также благоприятные возможности работы и компенсации за рубежом. Особенно это касается Федеральной целевой программы содействия занятости населения в Российской Федерации, которая направлена на совершенствование законодательной базы, регулирующей иммиграционно-миграционную структуру, в целях поддержки трудовой активности. Статья 11 Закона о занятости гарантирует правовое положение людей на рынке труда и в сфере занятости, позволяя им обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их сотрудников [4].
Подобно другим товарным рынкам, рынок труда формируется на основе принципов спроса и предложения. Потребность экономики в определенном количестве рабочих на определенный период времени отражается в спросе на рабочую силу. Обычно этот спрос выражается в фактическом количестве людей или в среднегодовых показателях. Общий спрос должен быть количественно равен сумме числа рабочих и открытых позиций. Потребность в рабочей силе является показателем спроса, за которым скрывается широкий спектр экономических процессов и событий. Он возникает в результате рынка труда.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа –М.: Финансы и статистика, 2015.-378 с.
2.Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М: «Финансы и статистика», 2014.-384 с.
3.Волков О. И. Экономика предприятия. -М.: ИНФРА-М, 2016. –238 с.4.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М: Проспект, 2015. –318 с.
5.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2016.-336 с.
6.Конституция РФhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/1efbc1b5ebdab46ae63fe9219156c319914287b3/(дата обращения: 25.03.2024)
7.Гражданский Кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ec531d2938f351bcb3a9b2f1b50a6f119eac231a/(дата обращения: 25.03.2024)
8.Налоговый Кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/663b1f72ac99492b2ce694326b5446adf70f47fa/(дата обращения: 25.03.2024)
9.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 25.03.2024)
10.О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности: федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ: по сост. На 03.07.2016// Электронный фонд правовой и нормативно –технической документации: сайт. -URL: http://docs.cntd.ru/28399/663b1f72ac99492b2ce694326b5446adf70f47fa/4563/(дата обращения: 25.03.2024)
11.Оборганизации предоставления государственных муниципальных услуг: федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ: по сост. На 28.12.2022// Электронный фонд правовой и нормативно –технической документации: сайт. -URL: http://docs.cntd.ru/document/cons_doc_LAW_283215164849(дата обращения: 25.03.2024)
12.Об основах социального обслуживания граждан в РФ: федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ: по сост. на 28.04.2024//(дата обращения: 25.03.2024)
13.Электронный фонд правовой и нормативно –технической документации: сайт. -URL: http://docs.cntd.ru/report/277382/(дата обращения: 25.03.2024)
14.О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008№273-ФЗ: по сост. на 28.06.2021// Электронный фонд правовой инормативно –технической документации: сайт. -URL: http://docs.cntd.ru/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612 (дата обращения: 25.03.2024)
15.Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду изанятости: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №324: по сост. На01.07.2016 // Электронный фонд правовой и нормативно –технической документации: сайт. -URL: http://docs.cntd.ru/28399/663b1f72ac99492b2ce694326b5446adf70/ (дата обращения: 25.03.2024)
16.Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. –Киров: АСА, 2015. С. 233-248.
17.Белявский, М.О. «Рынок труда в России и динамика изменения реальной заработной платы» // Проблемы прогнозирования, 2022г. №6 С.91-104
18.Заславский, И. «К характеристике труда в современной России» // Вопросы экономики №2 2021г С.76-92
19.Нижегородцев, Р. «Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики» // Проблемы теории и практики управления , 2014 г. 4 С.89-9520.Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы». Авторы раздела: Н. Воловик С. Приходько. С.318-320
21. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. –М.: ИНФРА-М, 2011. –512 с.
22. Экономическая теория: Учебник/ под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.И., Тарасевича Л.С..-М., 2002.-с.31523.Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда / Катульский Е.Д.–М.: Инфра-М, 2007. –540с.
24.Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник / Райзберг Б.А.-М.: ИНФРА-М, 2007.–358с.
25.Ильин, С.С. Основы экономики / С.С. Ильин, Н.Л. Маренков. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. –672 с.
26.Кашепов, А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы / А.В. Кашепов // Общество и экономика. –1997. -№ 7-8. –С. 94-108.
27.Кузьмина, Ю. Рынок труда требует реформирования / Ю. Кузьмина // Человек и труд. –2008. -№ 6. –С. 18-22.
28.Некрестьянова, С. Рынок труда: наблюдается сокращение трудовых ресурсов / С. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент. –2008. -№ 5. –С. 21-26.
29.Рынок труда в цифрах //Экономика и жизнь. –2009. -№ 3. –С. 19-22.
30.Щур, Д.Л. Меры по поддержке рынка труда в Российской Федерации / Д.Л. Щур // Консультант бухгалтера. –2009. -№ 2. –С. 18-22.