Фрагмент для ознакомления
2
Современный танец возрождает импровизацию как искусство композиционного мышления и объединяет постановщика и исполнителя. Возможности дальнейшего развития и обогащения пластики и танцевальной лексики безграничны. Найдя решение, танцевальная пластика способствует более глубокому осознанию содержания образа, более богатой и разнообразной его характеристике. Убедительность образа, степень его воздействия на зрителя, зависит от суммы сочетания танцевально-пластических средств. Конечно, это требует мастерства, а мастерство постановщика танца включает в себя умение использовать весь спектр богатых выразительных движений и средств выразительности, включая общение, цвет и свет [3]. Импровизация играет важную роль в исполнении современных хореографических произведений.
Импровизация - это метод творчества, предполагающий создание произведения в процессе свободного воображения, в котором композитор и исполнитель образуют единое целое. Существуют различные техники, использующие импровизацию как эффективное средство развития хореографического словаря. Импровизация может рассматриваться как инновационный метод расширения хореографического текста, как средство проявления оригинальности в деятельности, как авторская или экспериментальная хореография, как способ постановки хореографического произведения.
Хореографы при создании хореографического произведения ориентируются на исполнителя. Импровизация учитывает качество исполнения и повышение эффективности работы. Ее применение ведет к развитию современного хореографического искусства. Импровизация студентов позволяет создавать комбинации и вариации в зависимости от памяти и степени подготовки.
Система накопления оригинальных хореографических текстов приводит к лучшему взаимопониманию исполнителей и постановщиков. Все разнообразие импровизирующих исполнителей строится на процессе обучения дисциплине современного танца.
В процессе исполнения произведения исполнитель может помогать хореографу в его создании. Эта особенность современной хореографии открывает более широкие творческие возможности для хореографа-постановщика.
Композиция в современном танце - это процесс принятия решений, направленных на повышение выразительности вариаций и образов в хореографическом тексте. Скорее, это техника, раскрывающая потенциал исполнителя и дающая постановщику новый танцевальный словарь.
Искусство танца характеризуется такими понятиями, как содержание и форма. Содержание включает в себя идею или тему произведения, а форма делится на внутреннюю форму (определяется сюжетом) и внешнюю форму (определяется хореографической лексикой).
Импровизация может использоваться как для создания хореографических форм по отдельности, так и для создания каждой из них одновременно. Мотив импровизации определяется темой и идеей произведения и может включать работу с пространством, телами в пространстве, весом и энергией.
Форма хореографии - это структура танца, в которой разрабатывается его тема. Свобода действий автора Хореограф не ограничен в выборе средств, приемов и принципов, может стимулировать активность и строить форму произведения по своему усмотрению. При этом необходимо соблюдать законы драматургии, чтобы создавать законченные по мысли и содержанию произведения, применяя новые идеи и накопленный опытом материал [18]:
законы единства драматургического и хореографического содержания;
закон единства музыкального и танцевального выражения;
закон целостности композиции;
закон актуальности;
закон контраста.
Постановочная работа - контакт между хореографом и исполнителем; согласование хореографических текстов. Потенциал импровизации предполагает взаимопонимание между постановщиком и исполнителем импровизированного танца. Руководящая роль принадлежит постановщику, который знаком с теорией композиции и использует композиционные принципы: принцип формального построения, принцип пространственного решения, принцип устойчивого и разнообразного повтора, принцип краткости смены акцентов, принцип контраста.
Постановочная работа определяется пройденным программным материалом, подготовленностью исполнителей, наличием музыкального материала и постановочной темой, при этом учитываются возрастные особенности детей и разнообразие репертуара коллектива. Творческий подход балетмейстера - один из главных аспектов реализации потенциала как постановщика, так и учеников, с учетом особенностей работы с детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Laban R. Der Moderne Ausdruckstanz in der Erziehung. Eine Einfbhrung in die kreativenzerische Bewegung als Mittel zur Entfaltung der Persunlichkeil. Wilhelmshaven, 2001. S. 41.
2. Wigman M. Tanzerlebnis und Tanzgestaltung // Sprache des Tanzes. Berlin, 1998. S. 17.
3. Вернигора О.Н. Импровизация в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история/ О.Н. Вернигора, О.А. Воробьева // Мир науки, культуры, образования. -№1 (62), 2017. С. 185-186.
4. Воробьева О.А. Современный танец в России/ О.А. Воробьева, К.Б. Демина// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. С. 106-108.
5. Даренская Н. В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства / Н. В. Даренская. — Текст: непосредственный
6. // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 42-43.
7. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. - 2019. - 182 с.
8. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайфферт. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 128 c.
9. Иридеева А.Ю. Современный танец как средство формирования творческой личности подростков/ А.Ю. Иридеева// Научная идея. 2017. № 2(2). С. 33-39.
10. Карпенко В. Н., Чалова А. И. Методика танцевальной импровизации в системе непрерывного образования(бакалавриат- магистратура) // Культурная жизнь Юга России. 2018. №1.
11. Малышева В. В. Развитие способности к импровизации у детей во время обучения современным уличным танцам / В. В. Малышева, И. Э. Рахимбаева // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области : Материалы X Международной научно-практической конференции, Саратов, 06–09 октября 2021 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 531-537.
12. Михайлова Т. С. Импровизация в системе обучения народно- сценическому танцу / Т. С. Михайлова // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 25 сентября 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 74-77.
13. Мун Л. Н. Синтез искусств в художественном образовании // Психология, социология и педагогика. 2011. № 3. С. 15-21.
14. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце/ В. Ю. Никитин. СПб.: Из-во «Лань», 2018. 520 с.
15. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь, 2015. С. 38-41.
16. Пода А. А. Танцевальная импровизация как инструмент развития индивидуальности / А. А. Пода, И. Э. Рахимбаева // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: Материалы X Международной научно- практической конференции, Саратов, 06–09 октября 2021 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 363-369.
17. Тебякина Е. Е. Использование импровизации как педагогической технологии в подготовке танцовщиков современного танца / Е. Е. Тебякина // Научный альманах. – 2019. – № 3-2(53). – С. 86-89.
18. Черная М. Р. Профессионализм в обучении танцора хореографии и танцевальной импровизации / М. Р. Черная, А. Г. Манукян, П. С. Евдокимов- Есенский // Научное мнение. – 2019. – № 1-2. – С. 49-55.
19. Шевченко Е. В. Роль танцевально-двигательной импровизации в становлении самобытности танцора (из опыта работы хореографической школы "Карнавал") / Е. В. Шевченко // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : Материалы VII Всероссийской научно- практической конференции: в 2-х частях, Самара, 29 марта 2019 года / Под редакцией С.В. Соловьевой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. – С. 233-236.
20. Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова К.Т. Проблемы и способы импровизации в современном танце // Евразийский Союз Ученых. 2021. №1-1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-sposoby- razvitiya-improvizatsii-v-sovremennom-tantse.
21. Шульц В. Ш. Импровизация как методологическая основа современного танца / В. Ш. Шульц // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 14. – № 1. – С. 120-124.