Фрагмент для ознакомления
2
Закон - это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой .
Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие.
Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения..
Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами.
Закон эффективно обеспечивается.
Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.
По сравнению с другими актами, к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения предъявляются более строгие требования.
Перечислим основные признаки закона:
1. Принимается представительными органами или населением .
2. Регулирует наиболее важные общественные отношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.
3. Первостепенно в сравнении с другими НПА.
4. Обладает высшей юридической силой.
5. Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.
Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:
1. Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны – Конституции РФ . Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.
2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ).
К их основным особенностям относятся:
- они являются продолжением конституционных норм и помогают избегать частых поправок в текст Конституции РФ;
- по сравнению с другими законами обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;
- регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения;
- обладают по сравнению с текущими законами более высшую юридическую силу.
3. Закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ .
Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в особом порядке.
Самая распространенная форма закона - Кодексы. Они содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.
Законы о ратификации и денонсации международных договоров. К особенностям относятся:
- предмет регулирования точно определен; - особая процедура принятия.
Модельные законы (появились после создания СНГ). Этот вид законов носит рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.
Делегированное законодательство – новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов.
Законы, принимаемые путем референдума. Особенность данного вида законов состоит в том, что они обладают высшей юридической силой и тот факт, что они могут быть отменены только на референдуме.
говорить в целом о видах законов, то всё зависит по какому основания проводить рассмотрение. В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют .
В свою очередь, обыкновенные законы – это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения. Они издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.
Если рассматривать законы по отраслевой принадлежности, то выделяют законы, касающиеся той или иной отрасли права.
Например, законы, содержащие нормы административного права и т.д.
В зависимости от объема и объекта регулирования выделяют общие и специальные законы.
Общие, то есть те, которые регулируют целую область (сферу) общественных отношений в целом, как правило, это кодексы.
Специальные - те, которые регулируют часть общественных отношений, если сравнивать их с общими, то они будут составлять узкую часть, а общие законы – широкую.
В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные, чрезвычайные.
В зависимости от адресатов те законы, которые действуют в отношении всех граждан, называются общими, а те, которые касаются отдельных социальных групп или классов, называются специальными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.04.2024 г.)
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8215/ (дата обращение 28.04.2024 г.)
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12209/ (дата обращения 28.04.2024 г.)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
6. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
7. О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона) / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М.: ИЗиСП, 2021. 96 с.
8. Процедурные пределы цифровизации законодательного процесса / С. С. Зенин, Д. Л. Кутейников, И. М. Япрынцев, О. А. Ижаев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 3. С. 72–80.
9. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
10. Норморайтер как профессия: материалы дискуссии. М.: РГ-Пресс, 2019. 352 с.
11. Правовое управление в кризисных ситуациях / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Проспект, 2022. 280 с.
12. Башева О. А. Цифровой активизм как новый метод гражданской мобилизации // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 1. С. 41–57.
13. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2017. 464 с
14. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. 656 с.
15. Морозова Л.А. Теория государства и права. 5-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 464 с.
16. Чернобель Г. Т. Правовая легитимность законодательного акта // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 3. С. 51–59.
17. Баранов В. М. Ссылки (отсылки) в актах правотворчества: технико-юридические дефекты и пути преодоления их вредных последствий // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 3. С. 5–21.
18. http://publication.pravo.gov.ru/
19. http://www.eaeunion.org/#info