Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема самосознания личности в настоящее время является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности [6].
Развитие самосознания студентов — это важный процесс, который помогает им лучше понимать себя, свои цели и потребности. Чем глубже студент понимает себя, тем эффективнее он может учиться и развиваться как личность. Самосознание позволяет студентам осознать свои сильные и слабые стороны, а также работать над саморазвитием и самосовершенствованием. В процессе развития самосознания студенты обычно сталкиваются с различными эмоциями, внутренними конфликтами и самопознанием, что способствует их личностному росту. Важно, помогать студентам осознать свои ценности, убеждения и мировоззрение, чтобы они могли принимать осознанные решения и строить свою жизнь в соответствии с собственными убеждениями.
Проблема исследования: как изменяется структура самосознания студентов психологов в процессе профессионального обучения.
Цель исследования: определить уровень самосознания студентов
Предметом исследования: особенности становления самосознания человека.
Объектом исследования - уровень самосознания личности.
Исходя из названной цели, в работе решаются следующие основные задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме развития самосознания и самооценки личности;
2.Определить особенности развития самосознания и самооценки человека;
3. Проведения эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей развития самосознания и самооценки у разных групп людей (например, студентов, подростков, взрослых и т. д.).
4. Обработки и анализа полученных данных с использованием методов математической статистики.
5. Формулирования выводов о том, как развивается самосознание и самооценка личности, какие факторы на это влияют и какие методы могут быть использованы для их развития и коррекции.
Методы исследования могут включать в себя:
• Анализ научной литературы по проблеме исследования.
• Опросники и анкеты для изучения самосознания и самооценки.
• Тестирование для определения уровня развития самосознания и самооценки.
• Наблюдение за поведением испытуемых в различных ситуациях.
• Беседы и интервью для получения дополнительной информации о развитии самосознания и самооценки.
Изучение психологических аспектов развития самосознания у студентов является важной задачей в области психологии образования. Самосознание представляет собой сложный процесс, который включает в себя осознание своей личности, ценностей, возможностей, а также своих мыслей, чувств и переживаний. Уровень развития самосознания может значительно влиять на академическую успеваемость, социальные отношения и общую самооценку студента.
Авторы, самосознание, цитирование - все эти понятия тесно переплетены и играют важную роль в мире литературы и исследований. Авторство, или создание уникальных произведений, является одним из основных аспектов литературного мира. Оно позволяет писателям выражать идеи, эмоции и мысли через письменное слово.
Самосознание - это понятие, которое относится к осознанию себя как отдельной личности. Это внутренняя рефлексия, которая позволяет писателю исследовать свои собственные мысли, чувства и опыт. Самосознание также позволяет писателю установить свою уникальность и подход к творчеству.
Цитирование - это использование чужих высказываний или идей в своем произведении. Цитирование может быть использовано для подтверждения или дополнения собственных исследований или аргументов, а также для придания произведению авторитетности и обоснованности. Цитирование является важной частью академической и научной работы и обычно требует точности и точности.
По-разному взаимодействуя друг с другом, авторы, самосознание и цитирование играют свою роль в формировании культуры, общества и понимания мира. Авторы, выражая свое самосознание через письменное слово, могут создавать проникновенные исследования, эссе и произведения искусства, которые вдохновляют читателей. Они могут использовать цитирование для подкрепления своих идей и доказательств, а также для создания качественной исследовательской работы.
В целом, взаимодействие авторов, самосознания и цитирования способствует развитию литературы и знаний. Благодаря разнообразию авторов и их самосознанию, мы получаем широкий спектр творчества и исследований, которые помогают нам лучше понять себя и мир вокруг нас. Цитирование придает этим работам авторитетность и помогает нам строить научную и академическую платформу, на которой можно основываться и развиваться.
Таким образом, взаимодействие авторов, самосознания и цитирования является неотъемлемой частью литературного мира. Оно позволяет нам наслаждаться и познавать разнообразные произведения и исследования, а также развиваться как интеллектуальные существа. В конечном счете, авторы, самосознание и цитирование являются строительными блоками нашего знания и разумения мира.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания
1.1 Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
Изучение самосознания и его структуры является одной из ключевых тем в психологии. На протяжении десятилетий проводились различные теоретические исследования, позволяющие глубже понять природу этого феномена [5].
Один из подходов к изучению самосознания основывается на идентификации его основных компонентов. Согласно этому подходу, самосознание состоит из трех основных элементов: самопонимания, самовнимания и самооценки. Самопонимание представляет собой осознание личной идентичности и различных аспектов своей личности. Самовнимание включает осознание своего существования и наличия в пространстве. Самооценка отражает оценку себя и своих качеств.[1]
Еще один подход к изучению самосознания связан с его разделением на отдельные аспекты и уровни. Так, выделяются такие аспекты, как когнитивное самосознание (осознание своих мыслей, логических суждений и понимание себя как мыслящего субъекта), эмоциональное самосознание (осознание своих эмоций, настроений и эмоциональных реакций) и социальное самосознание (осознание своей социальной роли и взаимодействия с другими людьми) [7].
Также существуют различные теории о возникновении самосознания. Одна из них предполагает, что самосознание появляется у человека в возрасте около двух лет, когда он начинает осознавать свое существование отдельной личности. Другая теория предлагает, что самосознание формируется через взаимодействие с окружающей средой, включая других людей, и развивается на протяжении всей жизни.
Однако, несмотря на все представленные теоретические подходы, истинная природа самосознания до конца остается загадкой. Несомненно, дальнейшие исследования и углубленный анализ помогут нам более полно
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология личности: Учебное пособие.
2. Бернс, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва, Прогресс, 1986г. - 367 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М., 1968г. - 348 с.
4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - Москва: Политиздат. - 1984г. - 235 с.
5. Крылов, А.А. Психология: учебник/А.А. Крылов.- Москва: «Проспект», 1999 - 584 с.
6. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений./ В.Б. Никишина - Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
7. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 175 с.
8. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубенштейн. - В 2т.Тн.-М.: "Педагогика", 1989г., с.236-249
7. Спиркин, А.Г. Происхождение сознания. / А.Г. Спиркин. - Москва, 1960.- 230 с.
8. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - Москва, 1972г. - 160 с.
9. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - Изд. Наука. Москва, 1977г. - 245 с.
10. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Самосознание личности/ З. В.Диянова, Т. М.Щеголева - Москва: Издательство Юрайт, 2023.
11. Кон И. С. Открытие «Я»Москва: Политиздат, 1978.
12. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. Москва: Политиздат, 1978.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.Москва: Политиздат, 1975.
14. Петровский А. В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. и др. Общая психология.Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
15. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.Москва: Изд-во МГУ, 1991. - 108,[1] с.; 22 см. - (Педагогика. Психология).; ISBN 5-211-02447-8: 70 к.
16. Рогов Е. И. Психология человека.Азбука психологии.Владос, 2001 г – 30 с.