Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Основные понятия фирменного стиля
Под фирменным стилем в научной литературе понимают основу каждого бренда, которая представляет собой совокупность фирменной атрибутики компании, выраженной в различных символических аспектов визуального и иного характера, оказывающих влияние на сознание и подсознание представителей целевой аудитории.
Вопросами изучения фирменного стиля занимались такие авторы как П.А. Астахова, И.М. Вербутова, Г.В. Собакина, Г.В. Борисюк, Е.Н. Уланова, И.М. Головченко, А.А, Сахарова, И.М. Иванченко, Г.А. Суворина, Г.С. Плотицына, И.М. Коноваленко, Ю.В. Швабрина, Н.В. Самойлова и многие другие. Исследователи сходятся во мнении, что возникновение фирменного стиля является наследием XI века, эпохи рыцарства. Это наследие времен рыцарских гербов, их личных цветов и девизов, по которым рыцарей отличали друг от друга. В те времена гербы имели колоссальное значение, по ним судили о статусе и знатности владельца, о его заслугах перед обществом. Постиндустриальная эпоха (начало XX столетия) была ознаменована не только появлением, но и стремительным развитием сферы услуг, для которой наличие фирменного стиля является жизненно важным фактором существования на рынке [6].
Фирменный стиль представляет собой многокомпонентную структуру, которая включает в себя ряд элементов, которые, так или иначе, демонстрируют потребителю внешние и внутренние характеристики компании и отличают ее от символики и концептуальных особенностей компаний-конкурентов.
На рисунке 1.1 представлены основные преимущества фирменного стиля как инструмента продвижения компании.
Рисунок 1 – Основные преимущества фирменного стиля как инструмента продвижения компании [3]
Современные маркетологи называют фирменный стиль одним из центральных и самых эффективных инструментов продвижения любого бренда, что связано с комплексностью и динамичностью данного явления и возможностью осуществлять постоянную работу по его совершенствованию.
Кроме того, фирменный стиль – это неотделимый визуальный образ каждой компании, который необходим для повышения привлекательности бренда на психологическом уровне [11].
Формирование фирменного стиля для организации направлено на создание имиджа и репутации фирмы – это его основная цель. Также он призван решить несколько ключевых задач [11]:
определяет положение бренда на рынке среди конкурентов. Фирменный стиль позволяет компании подчеркнуть свою уникальность, выделиться среди конкурентов и стать лидером в определенной отрасли. Он также помогает при необходимости эффективно подчеркнуть определенное сходство торговой марки той или иной организации с другими всемирно известными брендами, к которым у потребителей уже сложилось благоприятное отношение;
идентифицировать продукцию (товары и услуги) организации. В любой сфере человеческой деятельности всегда существует огромное количество похожих продуктов и компаний. Зачастую у потребителей нет времени на проведение сравнительного анализа. Правильно разработанный и индивидуальный стиль организации может эффективно выделить товары и услуги из множества аналогичных и оттеснить продукцию конкурентов на второй план;
заложить положительный образ компании в подсознание целевой аудитории. Приобретая те или иные товары, люди сегодня подчеркивают свою принадлежность к определенной группе (успешные, знаменитые, здоровые). Потребители всегда хотят быть счастливы, решив одну из своих повседневных проблем. Правильный информационный посыл, заложенный в дизайн логотипа организации, может привлечь и надолго удержать интерес как существующих, так и потенциальных клиентов;
донести до клиентов дополнительную информацию о продуктах и услугах. Дизайн может указывать на запуск новой серии (например, разных вкусов жевательной резинки). Он также может подчеркивать другие потребительские характеристики продукта (например, экологичность товара). В этом случае фирменный стиль сам по себе становится важным элементом рекламной кампании;
сформировать необходимый имидж организации. Позиционируя организацию с определенными положительными качествами, такими как профессионализм, открытость, честность и надежность, организация закладывает основы для долгосрочных отношений с потребителями. Доверие потребителей к определенному бренду ускоряет процесс выхода на рынок новых продуктов и снижает затраты на рекламу.
В целом, фирменный стиль представляет собой не просто набор элементов дизайна, а целостную концепцию, которая отражает дух компании, ее ценности и цели. Он является важным стратегическим инструментом в брендинге и маркетинге, способствующим укреплению позиций компании на рынке и формированию положительного имиджа у потребителей.
1.2. История создания фирменных стилей для брендов
Фирменный стиль, в современном его понимании, возник относительно недавно - менее ста лет назад, а сам термин устоялся в шестидесятых годах прошлого столетия, когда были переориентированы на мирные рельсы военные технологии и материалы, дающие производителям возможность резко увеличить производство разнообразной промышленной продукции высокого качества.
История возникновения фирменного стиля уходит корнями в глубокую древность. Именно в этот период появилась первая система обозначения права собственности на товар (по сути, прообраз современного логотипа) - печать. Археологи обнаружили штампы на античных амфорах и на произведениях искусства VII-VI веков до нашей эры. Уже в этот период клеймение стало постоянным обычаем. Клейма можно увидеть на краснолаковой керамике юго-западного Крыма I-III веков нашей эры, которая хранится в музеях Москвы и Санкт-Петербурга [10].
Античные амфоры, найденные в Херсонисе (современная территория Крыма), имеют штампы в виде оттисков. На большинстве амфор оттиск был сделан путем вдавливания, но встречаются и выпуклые рельефы, сделанные с помощью форм. Многие клейма имеют надписи, некоторые из которых расшифровываются как имя владельца мастерской. Этот факт свидетельствует о том, что уже в далеком прошлом «производители» явно чувствовали необходимость идентифицировать свои товары [10].
Дальнейшее развитие формальных признаков фирменного стиля произошло в Средние века. Наиболее яркие и сложные стили стали атрибутами феодального двора. Имущественные знаки прикреплялись ко всему имуществу феодала, включая архитектурные элементы замка, предметы обихода и инструменты, оружие и сбрую, щиты, флаги, знамена и одежду герольда, официального представителя феодала. Личные символы включались в состав печати и становились обязательными официальными атрибутами. Большая роль отводилась окраске герба, которая распространялась на одежду феодалов, их слуг и стражников, вымпелы и флаги, и даже на интерьеры замков и дворцов [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агальцова М. В.Тренды фирменного стиля и айдентики брендов за 2022 год / М. Х. Яндиева. // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 264-267.
2. Астахова П.А. Фирменный стиль и позиционирование как предмет научно-практического исследования в современных социально-экономических условиях: российский и зарубежный опыт / П.А. Астахова, И.М. Вербутова, Г.В. Собакина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы маркетинга в России и за рубежом». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2022. – С. 57–58.
3. Борисюк Г.В. Разработка и продвижение фирменного стиля как компонент маркетинговой политики компании: проблемы и перспективы / Г.В. Борисюк, Е.Н. Уланова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 45.
4. Васильева Е.А. Современные аспекты маркетинговой политики компании: технологические и экономические особенности / Е.А. Васильева, И.М. Прянишникова, Н.а. Абдуллина // Сборник статей Мурманского государственного педагогического института. Вып. 4. Менеджмент и маркетинг. – Мурманск: Издательство Мурманского государственного педагогического института, 2022. – С. 99–100.
5. Головченко И.М. Фирменный стиль и брендинг. Монография / И.М. Головченко, А.А, Сахарова. – Владивосток: Звезда, 2023. –526 с.
6. Иванченко И.М. Роль фирменного стиля в повышении конкурентоспособности современной компании: основные позиционные факторы и социально-экономические аспекты / И.М. Иванченко, Г.А. Суворина, Г.С. Плотицына // Известия Самарского государственного университета. – 2021. – № 5 (136). – С. 156–157.
7. Кривенко Ю.С. Технологии формирования имиджа организации / Ю.С. Кривенко, А.Т. Минасян, А.О. Разиньков // Будущее науки-2018 : сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции : в 4-х томах / ответственный редактор А.А. Горохов. – 2018. – С. 183-186.
8. Кузьмина М.С. Фирменный стиль как инструмент продвижения продукта: электронное учебно-методическое пособие / М.С. Кузьмина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. 64 с
9. Лесневская Т.И. Имиджмейкинг : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы и контрол. работ / Т.И. Лесневская ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д : [б. и.], 2017. – 10 с.
10. Имиджелогия: создание корпоративного имиджа/ Е.В.Шалагина; ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 112 с.
11. Сироткина И.В. Построение связи целостного имиджа компании / И.В. Сироткина // Маркетинг и маркетинговые исследования. –2017. – №1. – С. 34-41.
12. Ушакова Н.В. Имиджиология / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова. – М. : Дашков и Ко, 2016. – 264 с.
13. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг/ В. Е. Хруцкий. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 706 с.
14. Томилова М.В. Модель имиджа организации / М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. –2018. – №1. – С. 45.
15. Яндиева М. Х. Фирменный стиль как составляющая часть брендинга / М. Х. Яндиева. // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 264-267.