Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 5
1.1 Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе 5
1.2 Особенности нарушений мелкой моторики у детей с нарушением зрения 7
1.3 Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 11
Глава 2. Практические аспекты развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 17
2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 17
2.2 Программа коррекции развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 22
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие мелкой моторики является важной часть жизни ребенка, так как ее сформированность показывает способность ребенка выполнять определенные движения.
Чем раньше ребёнок будет совершать различные простые и сложные двигательные задачи при помощи кистей рук (рисование, лепка, конструирование), тем быстрее и качественнее будет протекает его речевое развитие.
Исследования тифлопедагог подчеркивают, что в настоящее время вопросы коррекции зрительных нарушений у детей остается весьма открытым (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.А. Ремезова и др.). Недостатки зрительного восприятия и их влияние на развитие детей с нарушением зрения рассматриваются в работах М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Р.Б. Каффеманаса, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др.
Анализ данных исследований показывает, что развитию мелкой моторики уделено недостаточное внимание.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречием между недостаточным уровнем развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения и выбором эффективных средств ее развития в условиях ДОО.
Цель исследования: исследование развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения и разработка программы по ее коррекции средствами продуктивных видов деятельности.
Объект исследования: формирование развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности развития мелкой моторики в онтогенезе;
2) описать особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения;
3) выделить методы развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения;
4) выявить особенности развития зрительного восприятия у данной категории детей;
5) провести диагностику уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения;
6) разработать программу развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения посредством продуктивных видов деятельности.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез психолого-педагогической, коррекционной, нормативной литературы по теме исследования, педагогическая диагностика, проектирование.
База исследования:
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанная программа развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения может быть использована тифлопедагогами в работе с детьми с нарушением зрения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
1.1 Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе
Слово «моторика» (лат. двигательное движение) обозначает двигательную деятельность тела, отдельных его органов или частей. По мнению В.И. Селиверстова, в понятие моторики авторы вкладывают неодинаковое содержание. Большинство из них акцентируют на двигательные качества человека (скорость, мощность, ловкость) и измеряют их по результатам прыжков, бега и метания. Лучшее объяснение дает А. Гамбергер определял моторику как результат умения и способностей, результат полной возрастной структуры двигательного чувства определенного типа (мимики, врожденных особенностей тела, жестов) [14].
В науке под мелкой моторикой понимают способность выполнять мелкие и точные движения пальцев рук в результате согласованного действия важнейших систем: нервов, мышц и скелета.
В структуре мелкой моторики выделяется способность к выполнению движений посредством различных групп мышц.
С раннего возраста ребенок начинает осваивать крупную и мелкую моторику. Ребенок учится контролировать движения рук при захвате, например, игрушки [16].
Более сложные проявления мелкой моторики реализуются в процессе обучения ребенка письму. В этом случае сформированность мелкой моторики определяется правильность захвата ребенком пишущего инструмента, правильность линий, высота букв. Тем самым развития мелкой моторики определяется сформированность и читаемость почерка человека.
Развитие мелкой моторики – это постепенный процесс, который индивидуален и различен для каждого ребенка. В начале жизни движения детей непоследовательны, неопытны и неловки, но со временем ребенок развивает мелкую моторику и приобретает разнообразные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы у их ребенка быстрее и эффективнее развивалась мелкая моторика, они будут заниматься с ним развивающими играми, которые помогают улучшить мелкую моторику ребенка.
Существует несколько способов развития мелкой моторики ребенка [18]:
Зрительно-моторная координация предполагает зрительное восприятие движущихся предметов и связывание его с движениями тела, что позволяет двигать рукой ребенка при письме или рисовании, находя оптимальный способ выполнения задания.
Развитие графомоторики позволяет правильно держать ручку или карандаш, определяет положение рук, включает пространственную ориентацию и чувство ритма на странице.
Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Уровни развития мелкой моторики представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровни развития мелкой моторики [18]
Для всестороннего развития ребенка созданы российские и зарубежные образовательные программы, направленные на развитие мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям заниматься интенсивно и не уставать, ведь занятия постоянно меняются. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности детей к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.
Сензитивный период для формирования и развития мелкой моторики от 1,5-5,5 лет [20]. Ребенок учится держать предметы, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Работа с мелкими предметами, например, конструктором, значительно развивает мелкую моторику.
При наличии всевозможных отклонений в ходе развития индивида. Они влекут за собой существенные трудности в овладении навыком письма и множества других двигательных актов (Р. Беккер, P. M. Грушевская, Л. А. Евдокимова) [22].
Отечественными педагогами была разработана образовательная программа по развитию мелкой моторики в возрасте от 3-х до 7 лет, включающая в себя следующие разделы: «рисование линий», «выполнение штриховки», «копирование рисунков», «рисование и пропись по клеточкам», «рисование и пропись на линейках», «пальчиковая гимнастика», «оригами», «аппликация», «конструирование», «действия с предметами», «графические упражнения», «лепка» [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, Л.Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. — № 2 (9). — С. 176–178.
2. Безруких, М. М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет / М. М. Безруких, Н. Н. Теребова // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 6. – С. 37-42.
3. Болдинова, О. Г. Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов / О. Г. Болдинова, Е. А. Иванова, Н. Ф. Маркова, С. Л. Антонова, В. М. Скляднева. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 70 с.
4. Волкова, А. А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию / А. А. Волкова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 4. — С. 64–72.
5. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия / Л. В. Восковская. – М. : Юрайт, 2017. – 476 с.
6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
8. Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 27.03.2023).
9. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Владос, 2000. – 240 с.
10. Земцова, М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения : сборник статей / М. И. Земцова. – М. : Просвещение, 1978. – 93 с.
11. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Издательство «Книголюб», 2015. - 160 с.
12. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
13. Мустафаева, Е.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ / Е.Ф. Мустафаева // Вестник магистратуры. 2019. №4-4 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-sposobstvuyuschie-razvitiyu-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-lepki (дата обращения: 25.04.2024).
14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
15. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения : пособие для общеобразовательных организаций, реализующих АООП для слабовидящих обучающихся соответственно ФГОС НОО ОВЗ / Л. И. Плаксина. – М. : Владос, 2021. – 87 с.
16. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет : монография / Е. Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 5. – с. 28-35.
17. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной.-М.: Экзамен, 2003. - С.98-111, 125-153)
18. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии школьников : монография / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Начальная школа. 2015. – № 1. – с. 60-64.
19. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.
20. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н.И. Поддьяков, Т.С. Комарова и др./ Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
21. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М. : Полиграф сервис, 2000. – 250 с.
22. Уланова, Н. В. МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / Н.В. Уланова // Вестник магистратуры. 2014. №4-2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melkaya-motorika-kak-effektivnoe-uslovie-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения: 25.04.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
24. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2019. – 272 с.