Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мир меняется в сторону ускорения, цифровизации, смены способов передачи информации. Личность включена в поток взаимодействия с большими потоками информации начиная уже с дошкольного возраста. Кроме того, события последних лет (пандемии, противостояния государств, терроризм, экстремистская деятельность) повышают общий уровень стресса и тревожности в социуме в целом. Обновленные цели и задачи ставит перед собой и система образования в рамках ФГОС [2]. В данных условиях нервная система формирующегося ребенка находится в ситуации напряжения. Все более распространенными становятся психоневрологические диагнозы: РАС, ЗПР, СДВГ и др. Проблема воспитания и обучения детей с повышенной двигательной активностью волнуют педагогов, психологов, психиатров, родителей. Гиперактивность характеризуется чрезмерно активным, слабо моделируемым поведением с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач. Первые проявления гиперактивности встречаются у детей до 7 лет – у мальчиков по статистике в 4 раза чаще, чем у девочек[16]. В дошкольном возрасте проявление гиперактивности отмечается в нарушении засыпания, эмоциональной нестабильности (пониженное настроение, частое колебание настроения, плаксивость, раздражительность; в нарушении психомоторной стабильности (двигательная расторможенность, возбудимость, сосание пальца) и др.
При неправильном воспитании, отсутствии своевременной коррекционной помощи специалистов, родителей, нередко, в подростковом возрасте у детей с СДВГ наблюдается школьная неуспеваемость, дезадаптация‚ патологические наклонности (аддикции, девиации).
Вопрос школьной готовности детей с СДВГ становится актуальным для ребенка старшего дошкольного возраста и предполагает создание условий и/или дозревание ребенка к гармоничному переходу к систематическому обучению. Проблема школьной готовности рассматривается в контексте личностной, психологической, социальной готовности ребенка к переходу к школьному обучению при сохранении уникальности и самоценности детства и всестороннем развития личности ребенка. Понятие «готовности к школьному обучению» рассматривается в качестве синонимов понятий «школьная готовность», «школьная зрелость» – определенный уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, позволяющий эффективно преодолевать школьную нагрузку, связанную с систематическим обучением, адаптироваться к новой социальной ситуации развития и режиму[3, с. 13].
Сегодня проблема школьной готовности детей с СДВГ приобретает особую актуальность и специфику. Будущие первоклассники, нередко, демонстрируют недостаточный уровень готовности к школе: инфантильность, игровую мотивацию, трудности саморегуляции и т.д. При том, что курсы подготовки к школе становятся обыденным явлением и, фактически, обязательным условием перехода к школьному обучению. Проблемой становится стремление родителей уже в дошкольном возрасте максимально «ускорить» развитие ребенка, зачастую, с помощью дополнительного обучения по всевозможным направлениям (иностранный язык, спортивные секции, изостудия, музыкальное обучение, курсы раннего познавательного развития), по принципу «чем больше, тем лучше». Слишком раннее обучение, особенно, направленное на выработку навыков и умений в определённой области, может приводить к переутомлению нервной системы, развитию постоянного перевозбуждения, гиперреактивности, парадоксально замедляя развитие ребенка[18]. Таким образом, современная ситуация развития ребенка, исследование школьной готовности в контексте преломления к теме школьной готовности детей с СДВГ в рамках современной педагогической науки и практики, обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Диагностика и коррекция школьной готовности детей с СДВГ».
Цель исследования: изучение готовности к школьному обучению и коррекция школьной готовности детей с СДВГ.
Объект исследования: готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: диагностика и коррекция школьной готовности детей с СДВГ.
Задачи исследования:
- рассмотреть общее понятие готовности к школьному обучению;
- раскрыть наполненность понятия СДВГ и описать особенности дошкольников с СДВГ.
- провести диагностику готовности к школьному обучению детей с СДВГ;
- указать направления коррекция школьной готовности детей с СДВГ.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов исследования.
База и выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 старших дошкольников с СДВГ из нескольких ДОО.
Структурно исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С СДВГ
1.1.Общее понятие готовности к школьному обучению
Аспекты психолого-педагогической готовности к школьному обучению достаточно подробно рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. В рамках зарубежных исследований, зачастую, употребляется термин «школьная зрелость», подразумевая как физические, так и психосоциальные компоненты данного феномена (А. Анастази, Я. Йерасек, С. Штрембел). Отечественные авторы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) подробно описывают готовность к школьному обучению как на уровне теоретического анализа, так и в прикладных исследованиях [4, 10, 22].
Л.С. Выготский подчеркивал тот факт, что предпосылками готовности к школе для ребенка, является, помимо прочего, способность к анализу и синтезу предметов и явлений окружающего мира в определенных категориях [10].
Л.И. Божович рассматривала готовность к школе как многофакторное явление, которое предполагает наличие определенного уровня развития мышления, познавательных процессов и познавательной мотивации, способность к саморегуляции и произвольному поведению в процессе познавательной деятельности, формирование социальной позиции школьника [4].
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько обосновывали в своих исследованиях, тот факт, что старший дошкольный возраст является особенно сензитивным к усвоению морально-нравственных норм и правил, а также к принятию целей и способов систематического обучения. В связи с чем – переход к систематическому обучению к 7 годам, является не случайным и стимулирует дальнейшее развитие ребенка. Авторы определяют готовность к школьному обучению как комплексное образование психики ребенка, обеспечивающее экологичную для психики адаптацию к системе требований, которые предъявляются в школе, обеспечивающее эффективное овладение новыми видами деятельности и социальными ролями[21].
Л.И. Божович рассматривала мотивационный компонент готовности к школе, как один из наиболее значимых, выделяя две группы мотивов в рассматриваемом направлении:
а) мотивы коммуникативного взаимодействия, связанные с потребностью в общении;
б) познавательные мотивы, предполагающие потребность интеллектуальной и познавательной активности. Их сочетание и формирует «внутреннюю позицию школьника»[4].
Одним из ведущих векторов готовности к школьному обучению в науке рассматривается развитие произвольности в различных видах деятельности. Д.Б. Эльконин со своей научной группой, определяли несколько аспектов учебной деятельности, которые предполагают наличие произвольности:
1) способность к сознательному выполнению правил;
2) способность ориентироваться по заданному «эталону» (определённую описанную систему требований);
3) способность концентрироваться и понимать устную информацию, воспроизводить инструкцию;
4) способность выполнить задания, воспринятые на зрительном уровне[29].
Д.Б.Эльконин, в контексте исследования произвольного поведения, вводит термин «образец». Соотношение с образцом, автор рассматривает для измерения произвольности. Соответственно, произвольное поведение определяется как поведение, соответствующее заданному образцу и контролируемое с помощью сопоставления с эталоном, смоделированным в процессе образовательно-воспитательной деятельности [27].
Автор подчеркивал также, что произвольное поведение появляется в сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте в процессе взаимодействия в коллективе. Взаимодействие в коллективе помогает развиваться произвольному поведению, т.к. в отличие от ситуации, когда ребенок играет в одиночку, группа помогает корректировать «нарушения правил игры». К старшему дошкольному возрасту, контролирующая функция все еще развита не достаточно сильно, чтобы ориентироваться на самоконтроль. Ребенку требуется поддержка со стороны взрослых и сверстников. При этом, как отмечалось выше, сюжетно-ролевая игра, игра по правилам позволяет естественным образом развивать произвольное поведение[27, с.321].
Т.Г. Визель, также указывает, что одним из приоритетных компонентов психологической готовности к школе, является нормативное речевое развитие, с акцентом на развитии фонематического компонента речи (русское письмо является звуко-буквенным, т.е. его составные единицы – буквы соотносятся с фонетическими (звуковыми) единицами языка). С одной стороны речь и мышление находятся во взаимосвязи, с другой стороны – речевое развитие является необходимой предпосылкой овладения письмом и чтением [9, с.29].
Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению предполагает созревание для реализации следующих условий:
- формирования «учебной мотивации» - желания посещать школу для того чтобы учиться (учебный мотив),
- определенный, достаточно широкий спектр представлений и знаний об окружающем мире;
- способность выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, сравнение и др.);
- определенный уровень физического созревания, а также созревания нервной системы, способности к адаптации, выносливость;
- наличие интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств;
- определенный уровень развития речи и общения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2014. 811 с.
2. Андрианова Г. А., Хуторской А. В., Кулешова Г. М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект : сб. науч. тр. ; под ред. А. В. Хуторского. М.: «ИНЭК», 2007. 300с.
3. Актуальные проблемы дошкольного образования: науч.-метод. сопровождение ФГОС дошкольного образования : сб. матер. XII междунар.науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч.1. Челябинск: Циреро, 2014. 393 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПБ.: Питер, 2008. 276 с.
5. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. М.: 2010. 247с.
6. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
7. Венгер Л.А. Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 2008. 335 с.
8. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 127 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. – Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136 с.
10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы. М.: Академический Проект, 2005. 256 с.
11. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования: забота –поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996. – С. 10-37.
12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. Томск: Обь, 2014. 240 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2009. 208 с.
14. Гуцаева, Н.И. Сущность и особенности предшкольной подготовки // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2013. №21. С. 252-255.
15. Габракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 44 с.
16. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Под ред. М.М. Безруких. — М.:МОДЭК, 2009. — 248 с.
17. Зимина Е.С. Психологические условия формирования личностной саморегуляции младших школьников: дис. …канд. психол. наук / Е.С.Зимина – Армавир, 2007. – 171 с.
18. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05701-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539796 (дата обращения: 27.04.2024).
19. Катунова В.В., Проявления агрессии у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности). [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 7—15.
20. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2015. — 656 с.
21. Конопелкина А.Е. СДВГ и способы коррекции состояния средствами физической культуры // Современный урок. – Электронный ресурс: https://www.1urok.ru/categories/17/articles/47839
22. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А.Р.Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2002. – 720 с.
24. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010. — 336 с.
25. Семенова В.Н., Галузо Н.А., Крашенинина Г.И. О готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. № 7-3. С. 27-32.
26. Смирнова О.Е. Детская психология: учебник для вузов / О.Е.Смирнова. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
27. Смирнова О.Е. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1998. - 251 с.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б.Эльконин – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с.
29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. 2-е изд., стер. М.: Воронеж, 2007. 416 с.
30. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз : особенности гиперактивного ребенка / О. Яскова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2009. - № 8. - с. 108-113.
31. Pliszka S.R. Treating ADHD and Comorbid Disorders. New York: Guilford Press, 2009. 242p.