Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы начать исследовать такие категории, как «феномен» и «психология моды», обратимся к Соссюру. Этот ученный-лингвист настаивал на объединении таких сфер, как духовное и языковое начало. Чтобы понять, как антропологи бы посмотрели на этот «феномен» психологии моды, обратимся же к Гумбольдту, который определял философию разума как именно антропологию. И все лингвистическое, с его стороны, все исследование языка было направлено на изучение психологии устоявшегося как именно антропоцентричного и ступенчатого исследования под названием «языкознание». Мы имеем дело со смежными областями, на гранях которых – линия конвергенции по отношению к психологическому. И на данном примере рассмотрено, что без понимания философии и антропологии нет и языкознания, а значит, и без понимания таких категорий, как творчество, самосознание и развитие, невозможно представить себе психологию моды в ее феномене.
Гипотеза данной исследовательской работы, состоящей из глав теоретической и практической, в том, что феномен психологии моды – в самом что ни на есть духовном для человека. В лучшем его «спортивном» желании преодолеть и преобразовать. Несмотря на такую особенность, как желание аттрактации.
Актуальность исследования в том, что в наш век степень научной разработанности этой темы не связана с вескими, глубочайшими антропологическими открытиями по заданной теме. И любое ее просвещение будет полезно для общества в целом, ведь именно мода сегодня распространяется и на то, как живет человек, а не только на то, как он мыслит к одежде, товару услуг.
Степень научной разработанности темы, за исключением темы истории моды, крайне мала. Именно антропология здесь и ценна, а центром и должен стать человек во всех научных исследованиях по этой теме. Пока же сосредоточим внимание на мыслителях Гегеле, Гумбольдте и философе Анри Бергсоне, который считал творческий склад ума модной тенденцией, за которой он видел будущее.
Задачи исследования:
1. Построить теоретическую картину относительно психологии моды;
2. Рассмотреть такие категории, как «феномен», «психология моды», «творческий склад ума», «самосознание»;
3. Провести параллели между контекстами историческим и всенародной успешности по отношению к моде на примере рассмотрения модных тенденций нашего времени;
4. Сделать выводы по рассмотренным темам.
Объект исследования – теоретические концепции относительно феноменологии духа и моды.
Предмет исследования – феномен психологии моды.
Основные инструменты познания, использованные в этой работе, – это:
- синтез
- анализ
- проведение параллелей
- приведение аналогий
- картина мира.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Теоретические подходы к категории «меняющегося» мыслителей и ученых
Мода как самый главный феномен 21-го века не перестает удивлять и реципиентов (воспринимающих с точки зрения культурологии), и тех, кому свойственна только перцепция (чистое восприятие) – касаемо выбранной темы. Мы все не раз сталкивались с тем, как подробно организованы маркетплейсы или прилавки в живых магазинах, и знаем, что все (от места до сочетания цвета и формы на полках) имеет значения для продажи услуг и товаров.
Но дело не в этом (для теоретической расстановки), а в том, как добиться того самого грамотного взаимодействия формы и случая на природе у тех, кто неясно как выразился, не понял, что сделал, кому поверил, куда пошел. В данному случае, «прогревающие» иллюстрации, тексты с примером воздействия на мозговую деятельность человека, и есть тот камень преткновения, о котором не хочется говорить ученому, ведь не это исследуется мыслителями, а такое, что можно назвать масштабным и имеющим взаимосвязи на междисциплинарном уровне.
Чтобы понять, как жить в «вечно меняющемся», нужно помнить, что мода не есть источник этой глобальной, неистовой перемены, которой название-то и есть движение.
Мода для нас – это, в первую очередь, соответствующее времени, а не само время. И Гегель считал моду средством не более и не менее, чем арртактации [9, с.7] (а не аттракции), т.е. связанного с аттрактантом, как тем, что готово привлечь внимание в большей степени, чем понести ответственность за свои форму и существование наряду с ценностями морали и гуманизма.
В том-то и дело, что мода на «что-то» сама по себе безобидна и даже полезна для управления грамотного и ступенчатого, но феномен ее в том, что она как бы «сама по себе», и задающие моду всегда идут в ногу со временем.
Принцесса Диана, к примеру, имела морально-нравственные ориентиры. И потому мы не можем сказать, что она свою моду «навязывала». А вот то, что она ее задавала, несравненно ценилось среди людей индустрии рекламы и моды, бизнес-среды и сферы образования. Это мода на сдержанность, холодность к синтаксису неправильности и элегантность (а это уже черта стиля) в одежде.
Историки моды Бердник с Неклюдовой считают, что мода есть образ, мера и способ. А также правило и предписание. [20, с. 4] И здесь мы имеем дело с рассмотрением такой философско-антропологической категорией, как «вкус». Вкус, на наш взгляд, – это то, что не связано с модой, но «задает» ее.
Чтобы понять, как вкус может влиять на моду, посмотрим, к примеру, на столь невесомое и «парящее» проявление жизни, как красота одевающейся женщины в высшем учебном заведении. То, как оденется педагог, напрямую зависит от вкуса. Но то, как оденутся под впечатлением от ее лекций студентки, – уже дело моды, которую она может задать. И здесь мы имеем дело уже не с модой как таковой, а с дресс-кодом, который «незримо присутствует» во всем по инфраструктуре, что связано с заведением для учебы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Р. Энциклопедия моды: - СПб: Издательство «Литера», 1997. – 416 с. ISBN 5-86617-030-2
2. Свендсен Л. Философия моды, М.: «Прогресс-традиция», 2007. – 256 с. (с. 6-9, 25) ISBN 5-89826-198-2
3. Б. Байер, У. Бирнштайн, Б. Гельхофф, Э. К. Шютт. История человечества. / М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 640 с. (с. 620) ISBN 5-17-012785-5
4. Буйон К. Твое тело. – пер. с фр. Л. Корнеевой. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 128 с. (с.74-75) ISBN 5-17-022546-6
5. Головской В. Мэрилин Монро. М.: ИП Богат, 2007. – 304 с. (с. 63) ISBN 978-5-8159-0714-0
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 478 с. ISBN 978-5-97137405-3
7. Гоулман Д. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг, тело. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 336
8. Гришаева Л., Цурикова Л. Введение в теорию межкультурной коммуникации / М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 335 (с. 12) ISBN – 978-5-7695-4410-1
9. Гегель Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000 – 495 с. ISBN 5-02-008380-1
10. Дитрих М. Мысли и чувства. – М.: АСТ: Зебра Е. – 2018. – 314 с. ISBN 978-5-17-049901-4
11. Ермолаев А. Новый словарь дизайнера / LiniaGrafic, 2014 ISBN 978-5-600-00301-9
12. Кузнецов М., Адорно Т., Маклюэн М. Опыт коммуникации в информационную эпоху / Москва, 2011. – 144 с. (с. 10-12) ISBN 978-5-9540-0196-9
13. Лихачев Д. Письма о добром. / М.: Мартин, 2020. – 160 с. (с. 17-18, с. 24) ISBN – 978-5-8475-1232-9
14. Литке С. Г. Психология моды [Текст]: Учебное пособие для бакалавров. – Челябинск, 2016 – 96 с.
15. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. / ООО «Азбука-Аттикус», 2016. – 608 с. ISBN 978-5-389-10417-4
16. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Москва, 2019. ISBN 978-5-7598-1981-3
17. Театр. Все, что вы хотели знать о современном танце / журнал о театре № 20 / 2015 (c. 25)
18. Узнадзе Д. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с. ISBN 5-318-00163-7
19. Гумбольдт В. Язык и философия культуры, «Прогресс», 1985. – 450 с. ISBN (не указан)
20. Неклюдова Т., Бердник Т. Дизайн костюма. – изд-во «Феникс», 2000. – 448 с. ISBN 5-222-00909-2
21. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: «ЭКСЛИБРИС», 2002. – 176 с. ISBN 5-94847-082-2
22. Ермилова Д. История домов моды: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2003. – 238 с. ISBN 5-7695-1064-1
23. (Автор в электронной библиотеке не указан) Русский народный костюм, 1989. – 314 с. ISBN (не указан)
24. Норбоева Т. Феноменология традиционного костюма в современной моде. / Издательство «Грамота», 2011 https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1714500282&tld=ru&lang=ru&name=issn_1997-292X_2011_5-4_34.pdf&text=%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%8B&url=https%3A%2F%2Fwww.gramota.net%2Farticles%2Fissn_1997-292X_2011_5-4_34.pdf&lr=4&mime=pdf&l10n=ru&sign=c17374b8aa1b97434ad57b0e2daf7332&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1714500282%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dissn_1997-292X_2011_5-4_34.pdf%26text%3D%25D1%2584%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%258B%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fwww.gramota.net%2Farticles%2Fissn_1997-292X_2011_5-4_34.pdf%26lr%3D4%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Dc17374b8aa1b97434ad57b0e2daf7332%26keyno%3D0%26nosw%3D1
25. Борисова М. / Психология моды и стиля, 2018 / Текст: электронный / https://www.b17.ru/article/127091/