Фрагмент для ознакомления
2
Оценка знаний студентов - одна из главных проблем образовательного процесса. Эта проблема мучает ученых и практиков. Это связано с тем, что новые социальные условия и процесс обновления образовательных структур предписывают свои правила. Любая деятельность, особенно организация обучения и познания, не может существовать без оценки. Это связано с тем, что процесс оценивания является одним из компонентов деятельности, ее координатором и показателем ее эффективности. Таким образом, оценивание - это процесс, а оценка - результат этого процесса.
Оценка в стенограммах, классных журналах, дневниках и базах данных фиксируется с помощью отметок. Отметки – это условные обозначения, кодовые сигналы, "зарубки", оттиски и т. д. Оценка – это управление качеством образования. Оценка – это инструмент для определения развития и прогресса образовательной деятельности [11, с.27].
Оценка – это способ модификации деятельности учеников, с ее помощью учителя определяют уровень подготовленности учеников [3, с.171]. В каждом государстве существует своя система оценивания. В России это пятибалльная шкала. В других странах существуют 9-, 10- и 12-балльные системы оценки, а в некоторых африканских странах - даже 30- и 100-балльные. Однако такие системы не всегда оправданы. В основе оценки успеваемости учеников лежат результаты, то есть итоги управления, которые учитывают качественные и количественные показатели успеваемости конкретного ученика. Количественные показатели часто фиксируются в виде отметок, а качественные - в виде оценочных суждений, таких как "отлично" или "хорошо". Каждое рейтинговое решение соответствует определенному показателю, например, в России рейтинговое решение "отлично" соответствует оценке 5. Следует отметить, что оценка - это значение, присвоенное суждению, а не числовое значение, полученное в результате измерения или расчета [17, с.240].
В специальной литературе, педагогике и методике преподавания, а также в школьной среде такие важные для понимания сути оценки обучения понятия, как учет, администрирование, валидизация, оценка и балльная оценка, еще не до конца раскрыты и поняты. Порой их приравнивают друг к другу и используют в сочетании друг с другом без предварительного раскрытия их сути. Особенно это касается понятий "оценка" и "градация". В существующей системе образования оценка и грейдинг в принципе однозначно трактуются как один и тот же термин, с некоторыми оговорками, что оценка имеет форму отметок (баллов). Однако дальше этой оговорки дискуссии об оценках и градации не идут. Разграничение природы понятий "отметка" и "балл" представляется принципиально важным для более глубокого рассмотрения психологических, дидактических, педагогических и воспитательных аспектов оценочных аспектов традиционного образования [17, с.240].
В то же время оценка и баллы характеризуются своими особенностями и последствиями. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Оценка - это процесс, деятельность (или акт) оценивания, осуществляемая человеком, а отметка - результат этого процесса, деятельности (или акта) и отражение условной формальности. Сходство между оценкой и отметкой равносильно приравниванию процесса решения задачи к его результату. Исходя из оценки, отметка предстает как ее формальный логический итог. Однако то, во что эта отметка превращается в будущем и что она делает для ребенка, которому ее ставят, - это реальность, которая не зависит от отметки.
Отметка, которой отведена лишь невинная роль отражателя или фиксатора результатов оценки, на самом деле становится источником радости или печали для ребенка. Игнорировать эту реальность – значит совершить серьезный психологический просчет при анализе оценочных аспектов обучения.
Мы считаем целесообразным сосредоточиться на одном цикле вопросов, которые помогают последовательно проследить процесс формирования отметки. Что оценивается? Почему оцениваются знания? Кто будет их оценивать? Как будет происходить оценка? Как будет осуществляться выставление отметок?
Под проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся понимается проверка и сравнение результатов учебной деятельности с требованиями, установленными программой на определенном этапе обучения. Эта проверка призвана установить, правильно ли выполнено учебное задание, нет ли отклонений в формировании представлений и понятий, каков уровень и качество сформированных умений и навыков. На основе анализа уровня знаний и умений отдельных учеников, выявленных с помощью теста, учитель может оценить этот уровень в виде вербальных суждений и баллов. Установив определенный уровень знаний, умений и навыков, учитель может скорректировать дальнейший процесс обучения, дать ученику необходимые советы и рекомендации, выразить индивидуальность ученика и его отношение к учебному процессу [17, с.240].
На практике процесс оценивания обычно проявляется в виде расширенного суждения учителя, обосновывающего выставленные оценки, или в виде "объявления", то есть прямой отметки. Расширенная оценка выглядит примерно следующим образом.:
«Молодец, ты всегда такой старательный. Мне понравилось, как ты прочел стихотворение — громко, выразительно, не останавливался. Ставлю «пять». Принеси дневник». Или же: «Что мне с тобой делать? Стихотворение не знаешь, говоришь с ошибками, даже голос у тебя пропадает. А грамматику ты почему невзлюбил? Ведь этому разбору мы вчера учились?»
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357; приказом Ми-нобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507.
2. Амонашвили Ш. А. Сущность оценки и отметки //Мир науки, культуры, образования. – 2007. – №. 2. – С. 77-79.
3. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе //Человек и образование. – 2014. – №. 1 (38). – С. 171-175.
4. Воронцов А. Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. – 2018.
5. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. - 2016. -Т. 5, № 3. - С. 50-58. - URL: http://psyjournals.ru/files/83909/jmfp_2016_n_3_ Zemlyansk aya.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
6. Землянская Е. Н. Современные педагогические технологии начального образования: учеб. пособие. - М.: РУДН, 2009.
7. Землянская Е. Н. Уровневая дифференциация в развивающем образовании // Школа будущего. - 2016. - № 6. - С. 10-19.
8. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание образовательных достижений учащихся в начальном общем образовании: подготовка учителей //Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – №. 4. – С. 449-455.
9. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования «Начальная школа XXI века»: моногр. - М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2017.
10. Корнева Е. Н. Реализация формирующего оценивания в контексте развития самооценки студентов //Проблемы современного образования. – 2017. – №. 6. – С. 64-68.
11. Логинова Л. Г. Анализ подходов к оценке качества в дополнительном образовании детей, представленных в отечественной и зарубежной практике //Методист. – 2014. – №. 2. – С. 27-34.
12. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника //Narva: TartuUlikool. – 2012.
13. Мельник А. А. Из истории факультативного обучения //Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – №. 18. – С. 191-201.
14. Михайлова Е. К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения //Magister Dixit. – 2012. – №. 1. – С. 25.
15. Пинская М. А. Формирующее оценивание и качество образования //Народное образование. – 2010. – №. 1. – С. 179-185.
16. Поволяева М. Н., Попова И. Н. Неформальное образование: развитие, вызовы и перспективы //Народное образование. – 2013. – №. 8. – С. 43-48.
17. Понятие оценивания в образовании / Т. В. Загоруйко, С. Ю. Диденко, Е. И. Черепанская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53434/ (дата обращения: 30.04.2024).
18. Руденко И. В. Формирующее оценивание как инструмент совершенствования и опыта профессиональной деятельности будущих педагогов //Казанский педагогический журнал. – 2022. – №. 3 (152). – С. 27-35.
19. Трегубова Ю. А., Мосина М. А. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе //Пермский педагогический журнал. – 2021. – №. 12. – С. 130-138.
20. Шаповалова О. Н. Формирующее оценивание как технология развития метапредметных результатов обучающихся основной школы : дис. – 2020.