Фрагмент для ознакомления
2
Фонематическое недоразвитие речи определяется такими авторами, как М. Ф. Фомичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и др. как нарушение процесса формирования фонемной системы речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с различными нарушениями речи [27].
Р.Е. Левина в своей работе указывает на то, что достаточный уровень сформированности фонематического восприятия является необходимым условием для качественного усвоения фонетических аспектов. Дети с нарушениями произношения и восприятия фонем не способны точно воспринимать тонкие акустические и артикуляционные изменения звуков, испытывают трудности в процессе формирования правильных связей. Ниже перечислены основные симптомы, характеризующие нарушения фонематического восприятия:
1. вместо 2-3 звуков произносится один, а непроизносимые звуки невозможно различить на слух.
2. у детей с нарушениями речи звуки со сложной артикуляцией заменяются простыми звуками. Такие звуки обычно встречаются на ранних этапах развития языка.
3 Еще одно основное правило неразвитой фонетического недоразвития - смешение звуков. Звук может быть правильно произнесен в одном слове, но заменен или искажен в другом [24].
Т.Б. Филичева, Н.А. Чеверева и Г.В. Чиркина связывают указанные отклонения в формировании произношения с недостаточным восприятием фонем. Они также описывают выделение признаков, по которым можно определить недостаточное развитие восприятия фонем. Авторы выделяют следующие признаки:
1) дети с ОНР испытывают трудности с воспроизведением последовательностей слогов с противоположными звуками, даже если те же самые звуки правильно произносятся отдельно;
2) они допускают ошибки в определении звуков в слогах и словах, а также в оценке наличия или отсутствия звуков в слове;
3) большие трудности в подборе картинок или создании слов с определенными звуками;
4) трудности в выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударных звуков в словах;
5) практически невозможно распознать начальные и конечные согласные в словах и слоговые гласные в односложных словах [22].
Если вышеперечисленные нарушения встречаются при расстройствах речи у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что у этих детей недостаточно развиты фонологические и фонетические особенности [9].
Помимо этих особенностей, у детей с языковыми нарушениями часто наблюдается невнятная речь, сжатая артикуляция, бедный словарный запас и задержка формирования грамматического строя речи. Овладение детьми фонетическим анализом напрямую зависит от развития фонематического восприятия.
Степень недоразвития фонематического восприятия и соотношение между способностью выделять последовательность звуков в слове и способностью осознанно ориентироваться в звуковых элементах слова также подчеркивают различие между первичными и вторичными нарушениями фонематического восприятия.
Вторичное недоразвитие восприятия фонем наблюдается при кинетических расстройствах языка, обусловленных атоническим нарушением моторики голосовых органов. В таких случаях нарушается нормальное слуховое взаимодействие - один из важнейших механизмов развития произношения. Также имеет значение снижение познавательной активности и спонтанного интереса ребенка к формированию речи.
При первичном нарушении восприятия фонем предпосылки для овладения звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
По-разному выражено несформированное произношение звуков. Звонкие звуки заменяются глухими, с и ш звуками ф и т.д. Поэтому некоторые дети заменяют эти группы звуков более простыми. В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел, и вместо близких по смыслу звуков произносятся промежуточные и нечеткие, например, мягкие звуки ш вместо ш, с' вместо с, т вместо ч и т. д.
Наиболее распространенной формой этого расстройства является искаженная артикуляция звуков. В таких случаях имеется определенная степень сходства с нормальными звуками, восприятие звуков ухом и дифференциация близких тонов не нарушены. При таких нарушениях звуки отсутствуют или заменяются близкими тонами, что приводит к путанице соответствующих фонем и трудностям в обучении чтению и письму [18].
Дети формируют артикуляцию при смешении близких звуков, но процесс образования фонем еще не завершен, и дети испытывают трудности при выделении близких звуков из нескольких фонологических групп и смешении соответствующих букв.
Т.А. Ткаченко [24] исследовала процесс формирования фонем у детей с ЗПР и пришла к выводу, что у детей есть несколько условий:
- Недостаточная дифференциация только тех звуков, которые мешают произношению и трудно поддаются анализу (простейшая степень недоразвития);
- Нарушение звукового анализа: неспособность адекватно различать большое количество звуков, относящихся к разным фонологическим группам, в артикуляциях, формируемых в устной речи;
- Неспособность различать звуки в словах, выделять звуки из структуры слова и определять их порядок (тяжелая степень недоразвития).
У детей с ОНР слабо развит фонологический анализ. Неясная и непонятная речь не дает им возможности сформировать четкое слуховое восприятие и контроль. Неспособность отличить собственное неправильное произношение от произношения других людей тормозит процесс фонематического восприятия речи в целом, что еще больше усугубляет нарушения фонематического анализа структуры слов [20].
Таким образом развитие слухового восприятия и речи у детей с ОНР является взаимообусловленным процессом, поскольку, с одной стороны, недоразвитие речевых компонентов, чаще всего фонетических, обеспечивает слабость слухового восприятия, а с другой – недостатки слуховой модальности предопределяют нарушения как устной, так и письменной речи. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это создает трудности при овладении детьми грамотой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 602 c.
2. Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие [Текст] / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2018. - 765 c.
3. Аржанова О. В., Медведева Е. Ю. Нарушения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 71-2. – С. 26-29.
4. Буданова И. В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] //Состав редакционной коллегии и организационного комитета. – 2024.
5. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи [Текст] / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
6. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. [Текст] - М.: Каро, 2021. - 256
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
8. Воробьёва, Валентина Константиновна Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. [Текст] Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. - 231 c.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020 — 144 с.
10. Волосовец Т.В., Фомичева М.Ф., Е. Н. Кутепова и др [Текст].; Под ред. Т. В. Воло-. совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. [Текст] - М.: Лабиринт, 2019.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Изд. РГПУ, 2018. – 472 с.
13. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст] / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2020. - 184 c.
14. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. [Текст] - М.: Центр-пресс, 2017. - 512 с.
15. Даньшина, Н. Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознанвания у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Г. Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 499 c.
16. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. [Текст] / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2019. - 936 c.
17. Кыласова, Л. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование [Текст] / Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - М.: Учитель, 2018. - 836 c.
18. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] - М.: Владос, 2019. - С. 112-129
19. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 2020. – 31 с.
20. Мурашова И. Ю.,Н. И. Ефимова > Н. В. Петровская > Н. П. Чижевская Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта. [Текст] -Ангарск, 2018г. – с.145
21. Павлова И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. И. Ю. Павлова [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2019г.). – Пермь: Меркурий, 2019. – С. 120-123.
22. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей. [Текст] Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с.
23. Пилипенко Л. В. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] //Состав редакционной коллегии и организационного комитета: Аймурзина БТ, доктор экономических наук Ахмедова НР, доктор искусствоведения Базарбаева СМ, доктор технических наук Битокова СХ, доктор филологических наук. – 2024. – с.178
24. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста[Текст]; КАРО -, 2019. - 160 c.
25. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. [Текст] // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 2011, Т.3. - 109 с.
26. Скоробогатова Н. Е., Шевчук Д. В. Особенности фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) [Текст] //Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – 2022. – С. 200-203.
27. Филичева М.Ф, Чиркина Г.В, Туманова О.В: Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. [Текст] Под ред.:Бондарчук О. А.- Просвещение, 2019 г.
28. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]; Владос - Москва, 2018. - 288 c.
29. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 240 с.
30. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2019 - с. 312.