Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что, мироваые торговые отношения претерпевают колосальные изменения, подвергаются влиянию интеграционных процессов. Особую роль в этих условиях приобретет таможенное ругулирование внешнеэкономической деятельности, как одному из динамично развивающему процессу в мировой практике.
Регулирование таможенных процессов требует новых подходов и современных взялядов, модернизацию системы таможенного регулирования, привлечение международных организаций в процесс. Интеграция таможенных отношений выражается в появлении ВТамО, ВТО, таможенных служб в рамках Европейского союза и Евразийского экономического сообщества, в заключении международных договоров и соглашений по таможенным вопросам, в выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров.
Целью исследования является исследование таможенных аспектов в деятельности Всемирной таможенной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы формирования таможенного управления;
провести анализ деятельности международной организации в сфере таможенного регулирования;
Объект исследования – международные организации.
Предмет исследования – таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов – исследователей в области таможенного дела и ВЭД.
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральные законы, Постановления.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы и метод системного толкования нормативных текстов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Основные понятия внешнеторговых операций
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между странами, между предприятиями, осуществляющих свою деятельность в разных странах .
Сегодня существует два основных определения этого понятия.
Согласно первому подходу, «внешнеторговая сделка – это договор, заключенный между лицами, основная предпринимательская деятельность которых находится в разных государствах» . В этом случае соглашение заключается между субъектами права разных стран.
Вторым определением внешнеторговой сделки является договор, заключенный между субъектами международного частного предпринимательства. Он влечет за собой возникновение международных гражданских правоотношений .
Согласно первому определению, признаками такой сделки является ее осуществление в коммерческих целях (в ходе предпринимательской деятельности) сторонами, которые находятся в разных государствах. В этих странах они осуществляют свою деятельность в соответствии с местными законами. Однако, вступая в сделку, стороны регулируют свои отношения на основании норм международного права.
Признаками внешнеторгового соглашения по второму определению являются договора, заключенные между минимум двумя разными государствами. В этом случае объект сделки должен пересечь границу этих стран.
Заключение внешнеторговых сделок подразумевает четкое выполнения сторонами обозначенных в контракте или ином договоре обязательств. В случае несоблюдения сторонами установленных положений кредитору может быть нанесен серьезный имущественный урон, моральный ущерб. В этом случае должник будет отвечать за подобные действия.
Та сторона, которая нарушила условия контракта, будет обязана возместить ущерб, нанесенный контрагенту. В контракте часто оговаривается возможность передачи дела в судебные органы страны, к которой принадлежит участник соглашения. Также существует возможность обратиться к посредничеству служб медиации.
Также в договоре часто оговаривают размеры штрафных санкций за невыполнение обеими сторонами своих обязательств, способ подсчета убытков. Штраф может быть четко обозначенной суммой или выражаться в виде процента от общей стоимости, например, от не предоставленных услуг или товаров.
В договоре также может предусматриваться ответственность сторон за ненадлежащие условия или объемы выполнения своих обязательств. Например, это может быть необоснованный отказ покупателя принять продукцию, которая соответствует требуемым стандартам качества. Также ответственность может наступить из-за отсутствия оповещения о произведенной отгрузке товара .
Внешнеторговая сделка может считаться завершенной только в случае ее надлежащего исполнения обеими сторонами. В некоторых случаях исполнить договор невозможно по ряду причин. Договор может быть закрыт, если юридическое лицо было ликвидировано или гражданин, с которым заключалось соглашение, умер. В других случаях дело передается в суд. Обязательства сторон выполняются принудительно .
Рассмотрев особенности заключения международных договоров, можно отметить, что внешнеторговая сделка – это способ международной торговли. Она регулируется определенными законами. Это позволяет снизить риски сторон при правильном заключении договора.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия объединяет в себе совокупность средств и методов научно-технического и торгово-экономического сотрудничества и организации кредитных и валютно-финансовых отношений с другими странами.
К предприятиям-участникам ВЭД относятся самостоятельные юридические лица, которые обладают отдельным имуществом и полноправием в приобретении от своего имени имущественных и неимущественных личных прав. При этом такие субъекты хозяйствования должны исполнять определенные обязанности, а в случае необходимости могут даже выступать истцами в различных судах .
Участником подобных договоров являются физические или юридические лица, одно из которых является представителем другой страны.
Содержанием подобных соглашений является экспорт или импорт готовой продукции, услуг, прав на пользование результатами творческой, научной деятельности и ее результатами.
То есть к субъектам ВЭД могут относиться объединения и общественные организации, которые имеют возможность вступать в неправительственные международные объединения с поддерживанием прямых контактов международного уровня и заключением некоторых соглашений.
Объектом ВЭД может быть один товар или несколько товарных позиций, если продавец поставляет их одному покупателю.
Наряду с определенной самостоятельностью внешнеэкономическая деятельность предприятия (важнейшие ее аспекты) подлежит регулированию со стороны государства. Концептуальное определение такого контроля закреплено в соответствующем законодательстве РФ.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия управляется государством с использованием конкретных административных и экономических методов, к которым может быть отнесено, например, таможенное и тарифное регулирование в форме использования определенного экспортно-импортного тарифа, а также лицензирование или квотирование.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется с использованием следующих видов сделок: импортные (приобретение товара у зарубежного продавца с последующим ввозом его на территорию покупателя), экспортные (вывоз товара за границу без обязательства обратного ввоза на территорию продавца), встречные (бартеры, в основе которых лежит товарообмен между представителями различных государств) и реэкспортные (приобретение товара у зарубежного поставщика с последующим ввозом на территорию покупателя и с дальнейшей перепродажей его в изначальном виде опять за рубеж) .
Финансовая деятельность предприятия ВЭД может быть осуществлена в двух направлениях: заключение контрактов с иностранными партнерами или осуществление предпринимательской деятельности совместно с зарубежными контрагентами.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение движения товаров, капитала, ресурсов и т.д. Основная часть ВЭД – внешняя торговля, определяемая формой предпринимательской деятельности в сфере обмена товарами на международном уровне, а также работами, информацией, услугами и результатами, полученными в ходе осуществления интеллектуальной деятельности.
§ 2. Таможенное регулирование как способ обеспечения экономической безопасности страны
Эффективная система внешнеэкономических отношений позволяет интегрироваться в общее мировое хозяйство и является обязательным условием успешного развития любого государства. В настоящее время внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – важнейшая составляющая, которая формирует структуру, динамику и устойчивость национальной экономики .
Государственное регулирование ВЭД – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые призваны совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.
Государственное регулирование ВЭД предполагает разработку концепции и стратегии ВЭД. Под этим понимается определение целей, задач и приоритетных направлений развития, достижение результатов и эффективности внешнеэкономического комплекса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2018)
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (дата обращения: 02.03.2018)
3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) от 15.04.1994 г. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2014 (дата обращения: 10.03.2018)
4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30.10.1947. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2014 (дата обращения: 10.03.2018)
5. Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2014 (дата обращения: 10.03.2018)
6. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. – URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2014 (дата обращения: 10.03.2018)
7. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2014 (дата обращения: 10.03.2018).
8. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2014 (дата обращения: 10.03.2018)
9. Байков М. Актуальные проблемы экономических отношений Россия–ЕС. Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 6.
10. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.А. Гуреева - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
11. Загладин Н. Переходные периоды в мировой политике. Мировая экономика и международные отношения, 2016, № 12, т. 60, с. 27-39
12. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/22ad39bb36d3b8a63d... (дата обращения: 02.03.2018)
13. Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенное регулирование и таможенное законодательство в Евразийском экономическом союзе // Люберцы. Вестник РТА. - 2014. - № 4. - С. 97 – 105
14. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС // Реформы и право. - 2016. - № 1. - С. 2 – 14
15. Лапкин В., Пантин В. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве: роль внешнеполитических факторов. Мировая экономика и международные отношения, 2016, № 12, т. 60, с. 92-103
16. Международная торговля: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 234 с.
17. Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 223 – 321
18. Пащенко А.В. Международно-правовая база таможенно-тарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕАЭС // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 38 – 46
19. Петров Ю. Экспортные пошлины на углеводородные носители: отменить или усовершенствовать использование // Российский экономический журнал. - 2014. - № 2. - С. 54-57
20. Пылин А. Российско-европейские отношения: политические противоречия и корпоративные интересы. Мировая экономика и международные отношения, 2017, № 12, т. 61, С. 116-119
21. Энтин М., Энтина Е. От мирового либерального порядка к нормализации международных отношений. Мировая экономика и международные отношения, 2017, № 12, т. 61, С. 5-17
22. Энтин М.Л. Международное право в эпоху перемен. Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова: сборник научных статей. Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 216-237.