Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федор Михайлович Достоевский – выдающийся русский писатель и мыслитель, чьё творчество оказало значительное влияние на литературное развитие не только в России, но и во всём мире. Его первый роман "Бедные люди" принёс автору известность благодаря новаторскому подходу к изображению общественных отношений через призму жанра писем. Главный герой романа, Макар Девушкин, предстаёт перед читателем как символ бесправия и страданий простого человека в условиях жестокого общества того времени.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости глубокого анализа характера Макара Девушкина, который, несмотря на свою кажущуюся простоту, обладает сложным внутренним миром. Роман "Бедные люди" позволяет рассмотреть взаимодействие личности и общественных условий, что является ключевым для понимания многих аспектов русской литературы и культуры.
Объект исследования – роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди".
Предмет исследования – характер и взаимодействие главного героя Макара Девушкина с другими персонажами.
Цель исследования - всесторонний анализ образа Макара Девушкина в романе "Бедные люди" с целью выявления особенностей его характера и взаимодействия с другими персонажами произведения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать символическое значение имени и фамилии героя и его влияние на восприятие читателями.
2. Рассмотреть восприятие Макара Девушкина другими персонажами и его воздействие на развитие сюжета.
3. Изучить самооценку и самовосприятие Макара через его письма и выявить их влияние на его поступки и решения.
4. Определить влияние социального контекста времени на формирование характера Макара Девушкина.
Методы исследования включают текстовый анализ, сравнительный метод и биографический подход, которые позволят глубже понять как самого персонажа, так и контекст, в котором он существует.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в курсах по русской литературе, культуре и истории, а также в разработке специализированных курсов по творчеству Достоевского.
Структура работы предусматривает наличие введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе анализируется контекст создания романа и его жанровая специфика, во второй – детально рассматривается характер главного героя и его взаимодействие с другими персонажами.
ГЛАВА 1. Из истории замысла и создания «Бедные люди»
1.1. Жанровое своеобразие романа
Роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди" первоначально появился в литературном мире в 1846 году и быстро привлек внимание критиков и читателей своим новаторским подходом к изображению жизни низших слоев населения. Это произведение, написанное в форме переписки между двумя героями – Макаром Девушкиным и Варварой Доброселовой, стало одним из первых в русской литературе, где на передний план выступает интимный дневниковый нарратив.
Фёдор Михайлович Достоевский выбрал эпистолярный жанр для своего первого романа «Бедные люди», вдохновлённый успехом и возможностями, которые предоставляла " Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя. Гоголь в своих письмах смог выразить глубокие личные и социальные размышления, что, без сомнения, повлияло на молодого Достоевского. Эпистолярная форма позволяла автору более глубоко и непосредственно раскрывать внутренние переживания и чувства героев, их личные драмы и конфликты. Письма в романе становятся не только средством для развития сюжета, но и мощным инструментом психологического анализа, позволяя героям самостоятельно выражать свои мысли и чувства, что создаёт особую эмоциональную окраску и углубляет восприятие текста читателем.
Как отмечает М.М. Бахтин, эпистолярный жанр даёт уникальную возможность для создания полифонии голосов в литературе. В каждом письме раскрывается уникальная перспектива героя, что позволяет читателю собрать мозаику различных взглядов и чувств, создавая многогранное восприятие романа. Бахтин пишет: "Эпистолярный жанр в руках Достоевского преобразуется в исключительно гибкое средство для раскрытия множества голосов, каждый из которых сохраняет свою идентичность и в то же время вступает в сложные взаимоотношения с другими" [1, с. 192].
Важной особенностью эпистолярного жанра является его способность представлять различные точки зрения, что обогащает нарратив и позволяет читателю получить более комплексное понимание ситуации. Каждое письмо приносит новую перспективу, будь то глубокие размышления Макара Девушкина о своей жизни и надеждах или тревоги Варвары Доброселовой о будущем. Эти переписки помогают читателям видеть не только внешние события, но и внутренний мир персонажей, их мотивации и конфликты.
Письма также вносят динамизм в повествование, перемещая фокус событий от одного персонажа к другому и обратно. Это динамическое перемещение внимания между персонажами усиливает психологизм произведения и создаёт глубокий эффект сопереживания. Читатели не просто наблюдают за событиями, но и эмоционально вовлечены в переживания героев, что усиливает сопричастность к их судьбам.
Эмоциональная окрашенность текста, достигаемая благодаря интимности писем, придает особую глубину взаимоотношениям между персонажами. Через простые, но выразительные слова писем, читатели могут ощутить всю полноту человеческих эмоций — от одиночества и отчаяния до надежды и любви. Это придает произведению не только литературную ценность, но и глубокий человеческий резонанс.
В силу этого, использование Достоевским эпистолярной формы в "Бедных людях" не только технически обогащает роман, но и создает мосты эмпатии между персонажами и читателями, делая их сопричастными к взаимным страданиям и радостям. Это подчеркивает уникальность эпистолярного жанра как средства психологического и эмоционального погружения в литературное произведение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / 4 изд. М: Сов. Россия, 1979, 192 с.
2. Баршт К. А. "Две переписки. Ранние письма Ф. М. Достоевского и его роман «Бедные люди»" / Достоевский и мировая культура. Альманах, 1994, №3. С. 77.
3. Бочаров С. Г. "Переход от Гоголя к Достоевскому" / Смена литературных стилей. М., 1974. С. 78.
4. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / Л., Наука, 1988. С. 123., 45., 88., 112
5. Владимирцев В. П. "Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману 'Бедные люди'" / Достоевский и мировая культура. Альманах, 1983. С. 85.
6. Днепров, В. "Достоевский как писатель двадцатого века" / - Вопросы литературы, 1971, №5, с. 67.
7. Достоевский, Ф.М. "Бедные люди". / Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1988. Том 1, с. 34., 54., 72., 123., 124.
8. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 28. Кн. 1: Письма 1832-1859 / Ф.М. Достоевский - Ленинград: Наука, 1985.-546 с.
9. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. / Этюды и исследования. М., Советский писатель, 1980. С. 198., 112
10. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. / Саратов, 1982.
11. Нечаева В. С. Ранний Достоевский 1821-1849. М., / Наука, 1979. С. 152.
12. Сараскина Л. И. Достоевский / М: Молодая гвардия, 2011. С. 315.
13. Турьян А.М. Об эпиграфе к "Бедным людям" / Достоевcкий: Материалы и исследования: в 20 т. Л.: Наука, 1997, Т.14 с. 88
14. Фридлендер, Г.М. Ф.М. Достоевский и его наследие/ Г.М. Фридлендер // Достоевский Ф.М. - Ленинград: Наука, 1998. С. 30
15. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. / М.-Л., 1964. С. 68.
16. Якубович И. Д. "Достоевский в работе над романом 'Бедные люди'" // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1991. Вып. 9. С. 85., 102