Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы трудностей усвоения словарного запаса детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития 4
1.1 Анализ понятия «словарный запас» в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Особенности развития словарного запаса в онтогенезе 8
Глава 2. Методические особенности трудностей усвоения словарного запаса детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития 13
2.1 Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития 13
2.2 Логопедические методы коррекции развития речи детей с задержкой речевого развития 18
Заключение 24
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления
2
Особенности развития словарного запаса у детей были подвергнуты тщательному изучению в области физиологии, психологии и психолингвистики. Процесс формирования первой функции речи у детей, то есть умения использовать речь для общения, происходит в течение первых семи лет и подразделяется, по мнению Л.С. Волковой, на три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не понимает речь взрослых и не умеет говорить самостоятельно, но здесь начинают формироваться условия, которые обеспечат овладение речью в будущем. Этот этап называется фазой довербального развития.
Второй этап связан с появлением и развитием речи. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Этот этап известен как фаза появления речи.
Третий этап охватывает все последующее время до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все больше и разнообразнее использует ее для сообщения с окружающими взрослыми. Этот этап известен как фаза развития речевого общения.
Однако наиболее популярным подходом является подход А.Н. Леонтьева, согласно которому выделяются четыре периода развития речи у ребенка.
Первый период - период подготовки к речи. Он продолжается до конца первого года жизни ребенка. Важным фактором, определяющим предэтапное развитие речи, является речевое общение ребенка с окружающими. Здесь ребенок способен воспринимать речевые образцы для имитации и подражания.
Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования звуковой речи. Обычно этот период проходит достаточно быстро и заканчивается к концу третьего года жизни.
Этот период развития речи можно условно разделить на несколько стадий. На первой стадии, с одного до 1,5 года, высказывания ребенка ограничиваются всего одним словом, которое выполняет функцию целого предложения. Это связано с наглядным и действенным характером мышления ребенка.
Вторая стадия, с 1,5 до 2 лет, характеризуется двух-трехсловными предложениями или морфологическим разделением речи. На этой стадии происходит быстрый рост активного словаря ребенка.
Третий период - период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Он охватывает дошкольный возраст, начиная с трех лет и заканчивая семью годами. Главной особенностью этого периода является то, что речь развивается в процессе общения, отвлеченно от конкретных ситуаций, и требует развития более сложных языковых форм.
Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе. Этот этап начинается в конце дошкольного возраста и связан с обучением в школе. В процессе обучения ребенок овладевает сложными видами речи, такими как письменная, монологическая и художественная литературная, что помогает формированию правильной и развитой речи.
Речь у ребенка развивается после рождения, однако он не говорит сразу. Это связано с недоразвитием нервной системы и центра речи, а также другими причинами, такими как отсутствие навыка использования речевого аппарата, отсутствие содержания для речи, неизвестность словесных форм, связь речи с миссиями и развитие языка в контексте социального взаимодействия. Руководство развитием речи у детей должно осуществляться с учётом этих факторов. Необходимо содействовать развитию и совершенствованию речевого аппарата ребенка, а также помогать ему накапливать содержание для речи, овладевать структурой языка и устанавливать социальные связи с другими детьми. Все методики развития речи детей должны быть направлены на эти цели, начиная с самого рождения.
Первые годы жизни ребенка играют важную роль в развитии его речи и активизации словарного запаса. Многие причины задержки в развитии и дефектов речи у детей старшего возраста связаны с условиями их жизни и развития на раннем этапе. Четыре периода формирования грамматической структуры речи у детей были выделены А.Н. Гвоздевым.
Первый период происходит в возрасте от 1 года и 3 месяцев до 1 года 10 месяцев, когда дети формируют предложения, состоящие преимущественно из корневых слов. Этот период разделен на два этапа, в течение которых дети используют однословные предложения, преимущественно существительные. Второй этап этого периода характеризуется использованием фраз, в которых слова не грамматически связаны. На данном этапе дети фокусируются на общем смысле, не обращая внимания на грамматические детали.
Второй период (1 год 10 месяцев – 3 года)
Данный этап характеризуется усвоением малышом основ грамматической структуры. Начиная с 1 года 10 месяцев, ребёнок начинает приобретать навыки использования первых элементарных форм слова. Он уже способен анализировать связь между словами в предложении.
Услышать, как дети произносят одно слово в разных формах, становится возможно на этом этапе. Он может сказать, например, "хочу к маме", вместо прежнего "хочу мама". Множественное число имен существительных также становится известным для детей и они начинают использовать окончания "-ы" и "-и". Некоторые слова, используются в винительном падеже, с окончанием "-у", например: "дай сосу". Иногда можно услышать использование слов в родительном падеже, например: "сосы нету".
Второй этап (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев)
Малыши постепенно усваивают грамматические формы слов, основываясь на их употреблении в окружающей речи. Для характеристики этой флексии А.Н. Гвоздев использует термин "главенствующее окончание". Виды окончаний, отличные от главенствующего, на данном этапе речи не присутствуют.
На примере использования окончаний существительных, можно заметить, что малыш присоединяет одно и то же окончание к слову в разных формах. Например, вместо "много ложек" он говорит "много ложков".
На данном этапе развития дети начинают различать единственное и множественное число глаголов. Им уже удается образовывать глаголы настоящего и прошедшего времени. Однако возникают определенные трудности с прошедшим временем – ребенок путает мужской и женский род глагола.
Прилагательные на данный момент употребляются в своей базовой форме, но малыш уже начинает пробовать использовать их в сочетании с существительными, хотя иногда делает грубые ошибки. Он пока не способен употреблять прилагательные во множественном числе, кроме как в именительном падеже. Иногда путаются местами прилагательные и существительные.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксарина, Н. М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет [Текст] : Книга для родителей / Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Н. Р. Ладыгина, Н. Р. Эйгес; под ред. проф. Н. М. Щелованова – М. : Просвещение, 1965. – 183 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2006. – 222 с.
3. Волкова, Л. Г. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.Г. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 398 с.
4. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.
5. Волосовец, Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России [Текст] / Т. В. Волосовец // Дефектология. – 2003. – №4. – С.5-6. 9.
6. Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2 -3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте [Текст] / О. Е. Громова // Дефектология. – 2009. – №2.
7. Громова, О. Е. Задержка речевого развития или «особый» путь развития речи [Текст]. / О. Е. Громова // Логопед. – 2007. - №3. – С. 26-32. 14. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е. Громова. – М.: Сфера, 2005. – 171 с.
8. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : Методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айриспресс, 2005. – 96 с. 1
9. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет [Текст]: Методическое пособие для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева – М. : Просвещение, 2007. – 143 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург. : ЛИТУР, 2003. – 320 с.
12. Калягин, В. А. Когда ребёнок плохо говорит [Текст] / В. А. Калягин. – СПб. : КАРО, 2004. – 192 с.
13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] : Методическое пособие ; сост. Ю. Ф. Гаркуша. – М. : Секачев, 2001. –175 с.
14. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет [Текст] / Л. М. Козырева. – М. : Академия Развития, 2001. – 159 с.
15. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : Сборник статей / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2009. – 144 с.
16. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 1968. – 27 с.
17. Новикова-Иванцова, Т. Н. От слова к фразе. Книга 1 [Текст] / Т. Н. Новикова-Иванцова. – М. : ГОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад V вида № 1708», 2011. – 57 с. 84
18. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] : Учебное пособие / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. – М. : Владос, 2002.
19. Панкова, О. Ю. Мама и малыш. От рождения до трёх лет [Текст] / О. Ю. Панкова. - М. : Эксмо, 2012.
20. Печора, К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи [Текст] / К. Л. Печора. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 142 с.
21. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2013. – 445 с.
22. Приходько, О. Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста с неврологическими нарушениями [Текст] / О. Г. Приходько // Развитие и коррекция. – 1998. – №3. – С.65-76. 45.
23. Разенкова, Ю. А. Выявление проблем в развитии детей раннего возраста [Текст] / Ю. А. Разенкова, Ю. Ю. Коваленко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – №2. – С.54-60. 46.
24. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 -3 лет. Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозаика Синтез, 2006. – 104 с.
25. Филлипова, Ю. В. Ребёнок учится общаться. От рождения до 5 лет [Текст] / Ю. В. Филлипова. – М. : У-Фактория, 2005. – 224 с. 55
26. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – СПб. : КАРО, 2006. – 128 с.
27. Шевцова Е. Е. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет [Текст] : Учебное пособие / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – М. : В. Секачев, 2007.
28. Шереметьева, Е. В. Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. В. Шереметьева ; МПГУ. – Москва, 2007. – 285 с.
29. Янушко, Е. А. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет [Текст] / Е. А. Янушко. – М. : Теревинф, 2011. – 410 с.