Фрагмент для ознакомления
2
Исходной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составные элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и сбережений. Выделение прибыли, отчислений на социальное обеспечение, амортизационных отчислений и т. д.
В составе доходов от реализации продукции. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между хозяйствующими субъектами (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т.п.) и уточнение ее целевого использования (ориентация прибыли на капитальные вложения, формирование стимула экономической деятельности). средства из различных источников и т. д.) также происходит на основе финансирования.
Распределение и перераспределение стоимости через финансы обязательно сопровождаются движением средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются субъектами предпринимательства и государством за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются для расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников и удовлетворения социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальной опорой финансовых отношений.[1]
Потенциально финансовые ресурсы формируются на этапе производства, когда создается новая стоимость и передается старая стоимость. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается лишь на этапе распределения, когда реализуется стоимость и выявляются специфические экономические формы реализованной стоимости в составе дохода.
Использование финансовых ресурсов осуществляется преимущественно за счет денежных средств специального назначения, хотя возможна и безфондовая форма использования. Финансовые фонды составляют важную составляющую общей системы денежных средств, действующих в народном хозяйстве.
Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и имеет определенные преимущества перед нефондовой формой: позволяет теснее связать удовлетворение каких-либо потребностей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; позволяет полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем самым активнее влиять на производство.
Важная специфика финансов, отличающая их от других категорий распределения, состоит в том, что финансовые отношения всегда связаны с образованием денежных доходов и сбережений, которые принимают форму финансовых ресурсов. Эта особенность присуща финансовым отношениям любой общественно-экономической формации, где бы они ни осуществляли свое существование.
При этом формы и методы формирования и использования финансовых ресурсов изменились в соответствии с меняющейся социальной природой общества.
Изучение экономической сущности финансов и выявление специфики этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и сбережений между субъектами предпринимательства и государством и их использованием для расширенного воспроизводства. материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества.[2]
Финансовая политика – это совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а также мер правительства, направленных на использование финансовых отношений для обеспечения возможности выполнения государством своих функций.
Государственная финансовая политика осуществляется уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности через законодательную базу государства.
Государственная финансовая политика может преследовать политические, экономические и социальные цели.
При этом государственная финансовая политика, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью государственной экономической политики. Он определяет основные направления развития национальной экономики, определяет общий объем финансовых ресурсов, их источники и сферы использования, разрабатывает механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов с использованием финансовых методов.
В то же время финансовая политика представляет собой относительно независимую от государства сферу деятельности. Оно имеет свое специфическое содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Содержание финансовой политики:
Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, основных задач.
Создание адекватного финансового механизма.
Управление финансовой деятельностью государства и других хозяйствующих субъектов. Финансовая политика базируется на стратегических направлениях, определяющих долгосрочные и среднесрочные перспективы использования финансов и предусматривающих решение основных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
При этом государство выбирает текущие тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Все эти виды деятельности тесно связаны и взаимозависимы. Основной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, посредством которого государство осуществляет деятельность в финансовой сфере. Финансовый механизм – это установленная государством система форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, способы их формирования, система законодательных норм и нормативов, используемых для определения государственных доходов и расходов, организации и регулирования бюджетной сферы, финансирования предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики.
Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Поэтому финансовый механизм чувствителен ко всем особенностям социально-экономической ситуации в стране. Отечественные экономисты внесли большой вклад в понимание сущности финансовой политики.
Профессор В.В. Лавров, раскрывая главное, подчеркивал ее связь с учетом и контролем производства, объема работ и распределения продукции. Эти вопросы имели основополагающее значение при определении дальнейших задач финансовой политики в области национальных банков, государственного контроля за денежным обращением, монополизации внешней торговли и введения налогов. [3]
Ранее финансовая политика считалась основным элементом государственного регулирования экономики. Экономист И.В. Левчук, подчеркивая важную роль финансовой политики в увеличении производства, отмечал, что эта политика призвана создать правильное сочетание демократического и централизованного управления распределением и использованием финансовых ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2021. - 385 c.
2. Кабанов, В. Н. Долгосрочная финансовая политика / В.Н. Кабанов. - М.: Высшая школа, 2019. - 304 c.
3. Кабанов, В.Н. Долгосрочная финанс\\\\\\\\овая политика. Учебное пособие для вузов / В.Н. Кабанов. - М.: Высшая школа, 2021. - 310 c.
4. Карпова, Е.Н. Долгосрочная финансовая политика организации: Учебное пособие. Гриф МО РФ / Е.Н. Карпова. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2019. - 335 c.
5. Когденко, В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика / В.Г. Когденко, М.В. Мельник, И.Л. Быковников. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 472 c.
6. Когденко, В.Г. Корпоративная финансовая политика / В.Г. Когденко. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 136 c.
7. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. Практикум / В.Г. Когденко. - М.: Юнити-Дана, 2023. - 630 c.
8. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО МО РФ / В.Г. Когденко. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 814 c.
9. Лихачева, О.Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. Гриф УМО МО РФ / О.Н. Лихачева. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2021. - 956 c.
10. Лобанцова, С. Н. Аналитические тетради ИЛА РАН. Выпуск 17. Новое в современной финансовой политике и практике межамериканского банка развития / С.Н. Лобанцова. - Москва: Наука, 2017. - 931 c.
11. Мардаровская, Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / Ю.В. Мардаровская. - М.: ЭЛИТ, 2019. - 134 c.
12. Марней, Л. П. Д. А. Гурьев и финансовая политика России в начале XIX в.: моногр. / Л.П. Марней. - М.: Индрик, 2018. - 288 c.
13. Сидорова, Е. А. Бюджетно-финансовая политика в ЕС. Учебное пособие / Е.А. Сидорова. - М.: МГИМО-Университет, 2021. - 282 c.
14. Симоненко, Н. Н. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы. Учебник / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко. - М.: Инфра-М, Магистр, 2023. - 512 c.
15. Тесля, П. Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 c.