Фрагмент для ознакомления
2
В результате анкетирования участников выборки, состоящей из 10 человек, были получены следующие ответы:
1. Участник 1: Оценка речевого развития - 4. Трудности в усвоении новых слов - Да. Используемые методы расширения словарного запаса - Чтение книг, общение с окружающими. Частота общения и использования новых слов - Ежедневно. Реакция на новые слова и понятия - Проявляет интерес. Изменения в словарном запасе - Да. Использование словарного запаса в повседневной жизни - В повседневной речи. Трудности в использовании слов - Недостаточно богатая лексика. Частота задаваемых вопросов о новых словах - Редко. Влияние факторов на развитие словарного запаса - Внимание родителей, методы обучения.
2. Участник 2: Оценка речевого развития - 3. Трудности в усвоении новых слов - Да. Используемые методы расширения словарного запаса - Игры, чтение книг, общение с родителями. Частота общения и использования новых слов - Несколько раз в неделю. Реакция на новые слова и понятия - Нейтральная реакция. Изменения в словарном запасе - Да. Использование словарного запаса в повседневной жизни - В школьной деятельности. Трудности в использовании слов - Путает слова с похожими значениями. Частота задаваемых вопросов о новых словах - Иногда. Влияние факторов на развитие словарного запаса - Уровень интеллекта, образовательная среда.
3. Участник 3: Оценка речевого развития - 2. Трудности в усвоении новых слов - Да. Используемые методы расширения словарного запаса - Разговоры, игры. Частота общения и использования новых слов - Ежедневно. Реакция на новые слова и понятия - Негативная реакция. Изменения в словарном запасе - Нет. Использование словарного запаса в повседневной жизни - В повседневной речи. Трудности в использовании слов - Слабая артикуляция. Частота задаваемых вопросов о новых словах - Интерес к окружающему миру. Влияние факторов на развитие словарного запаса - Семейное воспитание, уровень образования.
4. Участник 4: Оценка речевого развития - 5. Трудности в усвоении новых слов - Нет. Используемые методы расширения словарного запаса - Чтение книг, общение с друзьями. Частота общения и использования новых слов - Редко. Реакция на новые слова и понятия - Интерес и активное использование. Изменения в словарном запасе - Нет. Использование словарного запаса в повседневной жизни - В общении с одноклассниками. Трудности в использовании слов - Отсутствуют. Частота задаваемых вопросов о новых словах - Редко. Влияние факторов на развитие словарного запаса - Интерес ребенка к обучению, общение с родителями.
5. Участник 5: Оценка речевого развития - 3. Трудности в усвоении новых слов - Да. Используемые методы расширения словарного запаса - Разговоры, чтение книг. Частота общения и использования новых слов - Ежедневно. Реакция на новые слова и понятия - Нейтральная реакция. Изменения в словарном запасе - Нет. Использование словарного запаса в повседневной жизни - В повседневной речи. Трудности в использовании слов - Слабая артикуляция. Частота задаваемых вопросов о новых словах - Иногда. Влияние факторов на развитие словарного запаса - Семейная обстановка, обучение в школе.
В результате тестирования уровень словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития был оценен по следующим критериям:
1. Участник 1: Речевое развитие оценено на уровне 4. Имеются трудности в усвоении новых слов, однако применяемые методы, такие как чтение книг и общение с окружающими, способствуют расширению словарного запаса. Ребенок ежедневно взаимодействует с новыми словами и понятиями, проявляя интерес к ним. Наблюдаются изменения в словарном запасе, и слова активно используются в повседневной речи.
2. Участник 2: Речевое развитие оценено на уровне 3. Ребенок также испытывает трудности в усвоении новых слов, однако используемые методы, такие как игры и чтение книг, помогают в расширении словарного запаса. В данном случае, частота общения и использования новых слов не так высока, но реакция на новые слова нейтральная. Путает слова с похожими значениями, что свидетельствует о необходимости дополнительной работы над различением слов.
3. Участник 3: Уровень речевого развития оценен на уровне 2. В данном случае наблюдаются трудности в усвоении новых слов, а также негативная реакция на новые слова и понятия. Используемые методы, такие как разговоры и игры, ежедневно способствуют общению и использованию новых слов, однако изменений в словарном запасе не наблюдается. Присутствует слабая артикуляция, что может затруднять процесс использования слов.
4. Участник 4: Уровень речевого развития оценен на уровне 5. В отличие от предыдущих участников, данный ребенок не испытывает трудностей в усвоении новых слов. Используемые методы, такие как чтение книг и общение с друзьями, редко применяются, но при этом ребенок проявляет активный интерес к новым словам и понятиям. Изменений в словарном запасе не наблюдается, слова активно используются в повседневной речи.
5. Участник 5: Речевое развитие оценено на уровне 3. Ребенок также испытывает трудности в усвоении новых слов, однако частота общения и использования новых слов ежедневная. Нейтральная реакция на новые слова и понятия, но изменений в словарном запасе не наблюдается. Слабая артикуляция может являться причиной трудностей в использовании слов.
Также было проведено анкетирование родителей младших школьников без отклонений:
Участник 1 (мужской, 7 лет): Оценка речевого развития: 5. Не замечали трудностей в усвоении новых слов. Используют методы, такие как чтение книг, общение с друзьями и родителями, игры. Ежедневно общаются и используют новые слова в речи. Проявляют интерес к новым словам и понятиям, иногда задают вопросы для уточнения значений. Словарный запас стабилен и постоянно расширяется. Используют словарный запас в повседневных ситуациях общения активно и разнообразно, без затруднений. Трудностей при использовании слов в речи не испытывают. Иногда задают вопросы о значении новых слов или понятий, в основном для более глубокого понимания. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие словарного запаса, включают интерес к чтению, общению и активному обучению.
Участник 2 (женский, 8 лет): Оценка речевого развития: 4. Иногда замечали трудности в усвоении новых слов, но они быстро усваиваются. Используют методы, такие как чтение книг, игры, просмотр образовательных программ. Несколько раз в неделю общаются и используют новые слова в речи. Проявляют интерес и стараются понять значение новых слов и понятий. Словарный запас постоянно растет. Используют словарный запас в повседневных ситуациях общения активно и разнообразно. Иногда путают синонимы. Иногда задают вопросы о значении новых слов или понятий, чтобы уточнить значение. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие словарного запаса, включают образовательную среду, интерес к чтению и обучению.
Участник 3 (мужской, 9 лет): Оценка речевого развития: 3. Иногда замечали трудности в усвоении новых слов. Используют методы, такие как чтение книг, общение с друзьями, просмотр образовательных программ. Ежедневно общаются и используют новые слова в речи. Иногда проявляют интерес, но иногда испытывают затруднения в понимании. Словарный запас постоянно расширяется, но не всегда легко усваиваются новые слова. Используют словарный запас в повседневных ситуациях общения активно, но иногда путают слова. Путают слова и иногда забывают их значения. Иногда задают вопросы о значении новых слов или понятий, но не очень часто. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие словарного запаса, включают образовательную программу, учителя и семейную обстановку.
Участник 4 (женский, 7 лет): Оценка речевого развития: 5. Не замечали трудностей в усвоении новых слов. Используют методы, такие как чтение книг, общение с родителями и друзьями, просмотр образовательных программ. Ежедневно общаются и используют новые слова в речи. Проявляют интерес и легко усваивают их значения. Словарный запас стабилен и постоянно расширяется. Используют словарный запас в повседневных ситуациях общения активно и разнообразно, без затруднений. Трудностей при использовании слов в речи не испытывают. Иногда задают вопросы о значении новых слов или понятий, в основном для более глубокого понимания. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие словарного запаса, включают интерес к чтению, общению и активному обучению.
Участник 5 (мужской, 8 лет): Оценка речевого развития: 4. Иногда замечали трудности в усвоении новых слов, но они быстро усваиваются. Используют методы, такие как чтение книг, игры, общение с друзьями и родителями. Несколько раз в неделю общаются и используют новые слова в речи. Проявляют интерес и стараются запомнить их значения. Словарный запас постоянно растет. Используют словарный запас в повседневных ситуациях общения активно и разнообразно. Иногда путают синонимы. Иногда задают вопросы о значении новых слов или понятий, чтобы уточнить значение. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие словарного запаса, включают образовательную среду, интерес к чтению и обучению.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абасова, Д. Г. Коммуникативная сфера младших школьников с задержкой психического развития / Д. Г. Абасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 478-480. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103301/ (дата обращения: 03.05.2024).
2. Басалаева А. И., Малыхина Е. В. Особенности лексического запаса у младших школьников с задержкой психического развития // . 2023. №22 (120). URL: https://scilead.ru/article/4590-osobennosti-leksicheskogo-zapasa-u-mladshikh- (Дата обращения: 02.05.2024)
3. Берендяева, В. А. Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. А. Берендяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104511/ (дата обращения: 03.05.2024).
4. Бондаренко, П. С. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития / П. С. Бондаренко, А. В. Арефьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93599/ (дата обращения: 03.05.2024).
5. Вольфовская А. Д. Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-razvitiya-leksiki-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-i-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
6. Головина Ю. Н. Средства развития креативности у младших школьников // . 2022. №15 (60). URL: https://scilead.ru/article/1981-sredstva-razvitiya-kreativnosti-u-mladshikh-s (Дата обращения: 02.05.2024)
7. Головина, Е. В. Психолингвистические особенности детской речи / Е. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78932/ (дата обращения: 03.05.2024).
8. Игнатова, В. Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. Ю. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98220/ (дата обращения: 03.05.2024).
9. Коррекционная работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9102/2/nykulina.pdf (Дата обращения: 02.05.2024)
10. Лапина А. А. Особенности монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития // . 2024. №1 (151). С. 98-99. URL: https://scilead.ru/article/5599-osobennosti-monologicheskoj-rechi-u-doshkolni (Дата обращения: 02.05.2024)
11. Логинова Е. А., Киргинцева М. А. Особенности лексики и значимых для ее формирования функций у школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-leksiki-i-znachimyh-dlya-ee-formirovaniya-funktsiy-u-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
12. Логинова Е.А., Киргинцева М.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-razvitiya-rechi-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
13. Малмыгина Н.В., Нарушения связной монологической речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вестник магистратуры. 2022. №4-2 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
14. Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет [Электронный ресурс] URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/23/articles/2889 (Дата обращения: 02.05.2024)
15. Особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: https://t-obr.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=7:publ-korr&id=817:особенности-лексического-строя-речи-у-детей-с-задержкой-психического-развития&Itemid=464 (Дата обращения: 02.05.2024)
16. Особенности развития словарного запаса младших школьников [Электронный ресурс] URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227315-osobennosti-razvitija-slovarnogo-zapasa-mlads (Дата обращения: 02.05.2024)
17. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: http://www.detsadparus.ru/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/ (Дата обращения: 02.05.2024)
18. Особенности формирования словарного запаса у детей с задержкой психического развития. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-slovarnogo-zapasa-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-2152199.html (Дата обращения: 02.05.2024)
19. Особенности формирования словарного запаса у дошкольников [Электронный ресурс] URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osobennosti-formirovaniya-slovarnogo-zap.3378188/ (Дата обращения: 02.05.2024)
20. Патратий О.Ю. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития // Теория и практика современной науки. 2023. №10 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-razvitiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
21. Пашова, А. Н. Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР / А. Н. Пашова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6268/ (дата обращения: 03.05.2024).
22. Перменова Д. С., Взаимосвязь речевого поведения и социального интеллекта в ситуациях общения младших школьников с задержкой психического развития // Психология. Психофизиология. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-rechevogo-povedeniya-i-sotsialnogo-intellekta-v-situatsiyah-obscheniya-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo (дата обращения: 03.05.2024).
23. Полупанова, Л. Н. Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ / Л. Н. Полупанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84788/ (дата обращения: 03.05.2024).
24. Рахманова Е.В. Характерные особенности детей с задержкой психического развития // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
25. Рыдлевская, А. А. Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития / А. А. Рыдлевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95367/ (дата обращения: 03.05.2024).
26. Тихонова, П. К. Обогащение речи младших школьников с задержкой психического развития природоведческой лексикой / П. К. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71772/ (дата обращения: 03.05.2024).
27. Тушенцова, М. В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Тушенцова, Т. А. Карандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/ (дата обращения: 03.05.2024).
28. Успенская Ю. В. Педагогическая работа с детьми при задержке психического развития // Достижения науки и образования. 2022. №3 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-rabota-s-detmi-pri-zaderzhke-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 03.05.2024).
29. Шаповалова А. Ю. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития // . 2023. №32 (130). URL: https://scilead.ru/article/4883-psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika-m (Дата обращения: 02.05.2024)
30. Юдакова Ж. А. Особенности развития диалогической речи у детей с задержкой психического развития. // . 2022. №43 (88). URL: https://scilead.ru/article/3054-osobennosti-razvitiya-dialogicheskoj-rechi-u- (Дата обращения: 02.05.2024)