Фрагмент для ознакомления
2
Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя в контексте договора морской перевозки грузов является ключевым аспектом, определяющим права и обязанности каждой из сторон. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" содержит ряд положений, регулирующих этот вопрос и устанавливающих основы для решения возможных споров и претензий.
Согласно статье 166 КТМ РФ, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение или просрочку доставки груза в случае наступления определенных обстоятельств, таких как непреодолимая сила, опасности или случайности на море, действия соответствующих властей и другие. При этом перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза с момента его принятия для перевозки до момента его выдачи.
Статья 167 КТМ РФ устанавливает ответственность перевозчика за навигационную ошибку, которая привела к утрате или повреждению груза. В случае действия или бездействия в судовождении, управлении судном капитана или других членов экипажа, перевозчик может быть признан ответственным за возникшие убытки.
Освобождение перевозчика от ответственности может также наступить в случае, если груз прибыл в порт назначения в исправных грузовых помещениях, с исправными пломбами отправителя и без следов вскрытия в пути. При этом получатель несет бремя доказывания того, что утрата или повреждение груза произошли по вине перевозчика.
Статья 169 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации определяет механизм исчисления размера ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза. В соответствии с этой статьей, перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза в определенных размерах:
1. По закону, перевозчик несет значительную ответственность за сохранность груза в процессе морской перевозки. В случае утраты груза перевозчик обязан возместить его стоимость в полном объеме. Это означает, что перевозчик несет ответственность за любые утраты, которые могут возникнуть в результате непредвиденных обстоятельств или недостаточных мер предосторожности.
2. Кроме того, если груз был поврежден в процессе перевозки, перевозчик также несет ответственность за ущерб, нанесенный грузу. Ответственность перевозчика определяется в размере суммы, на которую понизилась стоимость поврежденного груза. Это обеспечивает защиту интересов отправителей и фрахтователей, обеспечивая возмещение убытков в случае повреждения груза во время транспортировки.
3. Важно отметить, что если груз был принят для перевозки с объявлением его ценности, перевозчик несет ответственность только до объявленной стоимости груза. Это означает, что перевозчик может быть освобожден от дополнительной ответственности за утрату груза, превышающую объявленную стоимость. Однако за такую дополнительную защиту груза перевозчик взимает дополнительную плату в соответствии с условиями договора морской перевозки груза.
4. Эти меры ответственности призваны обеспечить справедливое и эффективное осуществление морских перевозок, минимизируя риски для всех участников. В случае утраты или повреждения груза отправители и фрахтователи могут рассчитывать на возмещение ущерба, что способствует поддержанию доверия к системе морских перевозок.
Также статья 169 устанавливает порядок исчисления общей суммы, подлежащей возмещению, исходя из стоимости груза в месте и в день выгрузки судна. Стоимость груза определяется исходя из цены, установленной на биржевых торгах, или, в случае ее отсутствия, из существующей рыночной цены, а если и этой цены нет, то из обычной стоимости грузов того же рода и качества.
Статья 170 КТМ РФ устанавливает ограничение ответственности перевозчика в определенных случаях. Например, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика ограничивается определенными суммами за место или за единицу отгрузки, либо за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза. Это ограничение применяется также к случаям просрочки доставки груза.
Согласно статье 171, правила об ответственности перевозчика, установленные в других статьях Кодекса, применяются к любым требованиям, вытекающим из утраты, повреждения или просрочки доставки груза, которые могут возникнуть как из самого договора морской перевозки, так и из обязательств, связанных с причинением вреда. Это означает, что перевозчик несет ответственность в соответствии с законом как за нарушение условий договора, так и за причинение ущерба.
Кроме того, если требование по утрате, повреждению или просрочке доставки груза предъявлено к работнику или агенту перевозчика, они также могут ссылаться на правила об ответственности и ограничении ее, предусмотренные в законе, если докажут, что действовали в пределах своих обязанностей или полномочий. Это означает, что работники и агенты перевозчика несут ответственность в рамках своей компетенции, и их ответственность может быть ограничена в соответствии с законом.
Однако статья 172 устанавливает случаи, когда перевозчик, его работник или агент не имеют права на ограничение ответственности. Это происходит в случае, если доказано, что утрата, повреждение или просрочка доставки груза произошли вследствие их собственных умышленных или грубо неосторожных действий или бездействия. Таким образом, если перевозчик, его работник или агент виновны в причинении ущерба умышленно или по грубой неосторожности, они не могут ограничить свою ответственность, предусмотренную законом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 01.05.2024)
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 19.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
3. Руководящий документ РД 31.10.31–88 Правила исчисления сроков доставки грузов в каботаже: Приказ Минморфлота СССР от 01.03.1988 № 24 // ИПО «Гарант».
4. Алимпиева Е. Договор международной морской перевозки груза // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 26.12.2022. — URL https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/dogovor_mezhdunarodnoy_morskoy_perevozki_gruza/ (дата обращения: 02.05.2024).
5. Багиров Р. С. Юридические особенности морской перевозки грузов // E-Scio. 2021. №12 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-osobennosti-morskoy-perevozki-gruzov (дата обращения: 02.05.2024).
6. Бакеева А.С., Лошкарев А.В. Договор перевозки грузов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovor-perevozki-gruzov (дата обращения: 02.05.2024).
7. Бразовская, Я.Е., Цветкова Ю.С. Правовое регулирование морских транспортных операций: учебное пособие / Институт по изучению проблем морского права. СПб: Academus, 2017. 98с.
8. Договор морского фрахтования. [Электронный ресурс] URL: https://assistentus.ru/forma/dogovor-morskogo-frahtovaniya/ (Дата обращения: 01.05.2024)
9. Договор морской перевозки [Электронный ресурс] URL: https://www.klerk.ru/blogs/astral/594208/ (Дата обращения: 01.05.2024)
10. Договор морской перевозки груза [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/5_129145_dogovor-morskoy-perevozki-gruza.html (Дата обращения: 01.05.2024)
11. Договор морской перевозки грузов. [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/7609240/page:62/ (Дата обращения: 01.05.2024)
12. Договор морской перевозки грузов: понятие, содержание и особенности [Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/959275/pravo/dogovor_morskoy_perevozki_gruzov_ponyatie_soderzhanie_osobennosti (Дата обращения: 01.05.2024)
13. Договоры международных морских перевозок грузов: условия и особенности [Электронный ресурс] URL: https://astral.ru/business/edo-logistiki/mezhdunarodnye-dogovory-morskikh-perevozok-gruzov/ (Дата обращения: 01.05.2024)
14. Иванов М. В., Особенности правового регулирования договора международной морской перевозки // Научные исследования и инновации. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-mezhdunarodnoy-morskoy-perevozki (дата обращения: 02.05.2024).
15. Конвенция о международных морских перевозках [Электронный ресурс] URL: https://alfatransn.ru/informatsiya-o-perevozkakh/konventsiya-o-mezhdunarodnykh-morskikh-perevozkakh (Дата обращения: 01.05.2024)
16. Малева, М. Л. Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза / М. Л. Малева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74100/ (дата обращения: 02.05.2024).
17. Никитина А.П., Михайлова А.Д. Организация морских перевозок по договору фрахтования морского судна // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-morskih-perevozok-po-dogovoru-frahtovaniya-morskogo-sudna (дата обращения: 02.05.2024).
18. Определение и виды договора морской перевозки груза [Электронный ресурс] URL: https://www.zakonrf.info/kodeks-torgovogo-moreplavania/115/ (Дата обращения: 01.05.2024)
19. Остапчук Е.С., Полякова К.О. Проблемы договора перевозки на морском транспорте и пути их решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №12-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-dogovora-perevozki-na-morskom-transporte-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 02.05.2024).
20. Понятие договора морской перевозки груза. Морская перевозка груза как частноправовой институт [Электронный ресурс] URL: https://law.wikireading.ru/1949 (Дата обращения: 01.05.2024)
21. Правила морской перевозки грузов [Электронный ресурс] URL: https://plkgroup.ru/info/pravila-morskoj-perevozki-gruzov/ (Дата обращения: 01.05.2024)
22. Тихенко Т. Ю., Правовая природа договора морской перевозки груза // Вестник СГЮА. 2015. №3 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-dogovora-morskoy-perevozki-gruza (дата обращения: 02.05.2024).
23. Толмачева, М. В. Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов / М. В. Толмачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82834/ (дата обращения: 02.05.2024).
24. Хихинашвили Л. Г. Вопросы ответственности перевозчика при морской перевозке груза // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-otvetstvennosti-perevozchika-pri-morskoy-perevozke-gruza (дата обращения: 02.05.2024).
25. Чувелева Н. Н. Правовое регулирование перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов морским транспортом по чартеру // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 20.08.2020. — URL https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravovoe_regulirovanie_perevozok_krupnogabaritnyh_i_tyazhelovesnyh_gruzov_morskim_transportom_po_charteru/ (дата обращения: 02.05.2024).
26. Энциклопедия решений. Морская перевозка грузов (апрель 2024) | ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/58074334/ (Дата обращения: 01.05.2024)