Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим резервом повышения эффективности не только на уровне предприятия, но и всего общественного производства выступает повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений представляет собой составную часть любой управленческой функции, так как необходимость принятия решения относится ко всему, что делается в компании, когда формируются цели и задачи, их достижение. Поэтому понимание сути принятия решений важно для всякого предпринимателя, который желает организовать эффективное управление на своем предприятии.
Актуальность темы заключается в том, что эффективное принятие управленческих решений необходимо для качественного выполнения управленческих функций на уровне государства, региона, муниципалитета, отдельно взятой компании, фирмы, организации. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности возможно только путем применения научного подхода к данному процессу, с использованием моделей и количественных методов принятия решений.
Управленческое решение можно охарактеризовать как некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур, а волевой фактор является одним из моментов, который на¬правляет процесс разработки и принятия решения на высоконаучной основе, поэтому здесь решение может быть различным и неординарным, следовательно, оно всегда может быть неоднозначно, а суть волевого фактора состоит в том, чтобы выбрать один самый оптимальный вариант.
Следовательно, управленческое решение можно назвать результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов, направленных на достижение конкретной цели в системе менеджмента.
Целью данной работы является характеристика методов и моделей разработки управленческих решений.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-охарактеризовать сущность и характерные особенности управленческих решений;
-рассмотреть понятие эффективности управленческих решений;
-привести структуру и этапы принятия управленческих решений;
-дать краткую экономическую характеристику предприятия;
-провести анализ основных показателей деятельности организации и ее организационной структуры;
-характеристика структуры кадрового состава организации;
-провести оценку эффективности принятия управленческих решений.
Объектом исследования выступает коммерческое предприятие Общество с Ограниченной Ответственностью (ООО) «Клинмаш», которое является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Предмет исследования – методы принятия решений и идентификация проблем.
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из двух глав, где рассматриваются теоретические и аналитические (практические) аспекты принятия управленческих решений, заключения, списка источников и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность управленческих решений
Понятие «управленческое решение» трактуется как поиск и выработка оптимального варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат, но когда вопрос касается решения проблемы, то тогда термин «управленческое решение» понимается в трех значениях:
1) сформированный, но еще не реализованный план действий компании;
2) собственно, сам процесс ликвидации возникающих трудностей и препятствий и разных сложностей на пути к осуществлению принятого решения, его внедрению в действие;
3) полученный результат деятельности от реализации принятого управленческого решения и его полезность для фирмы.
Такая многозначность и спектр вариантов характерны для обозначения понятия «управленческое решение», но, в некоторых случаях определе¬ние управленческого решения может ограничиваться всего лишь выбором возможного наиболее оптимального варианта действий [8, c.121].
Однако, такой подход существенно снижает значение содержания этой категории и не соответствует ее сущности, потому что приводит к уменьшению числа возможных вариантов. Всегда у компании есть риск выбора хорошего и эффективного варианта действий, который может так и остаться намерением, если проводить инновационно-практическую деятель-ность для его развития.
Категория «управленческое решение» разнопланово по содержанию и по своей сути, так как управленческое решение, в широком смысле, на заключительной стадии предстает в виде концентрированного выражения процесса управления - какой-либо команды, исходящей от системы управляющей к системе управляемой и требующей незамедлительного выполнения при очень четких и последовательных действий.
Уп¬равленческое решение очень тесно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего свои способности, зна¬ния, умения и навыки, профессионализм, а следовательно, имеет социально-экономическую природу, которая выражена в достижении благоприятных условий функционирования компании.
Управленческое решение в системе менедж¬мента – это результат творческого и целенаправ¬ленного анализа возникшей проблемной ситуации, выбора оптимальных путей, средств и методов разрешения возникшей проблемы, согласно поставленной цели [11, c.138].
Главным толчком к выработке и принятию управленческого решения у компаний всегда является необходи¬мость: формирование решения, ликвидации проблемы, уменьшения ее негативности, устранения рисков, достижение положительного результата - то есть приближение существующих параметров объекта к желаемым или прогнозируемым.
Анализ проблемы позволяет выявить наиболее вероятные факторы, ее породившие, среди которых основными являются, чаще всего, следующие:
-выбор неверных принципов, которые опосредуют деятельность организации;
-ошибочные критерии оценки деятельности организации, ее подразделений, филиалов, коллектива, либо отдельного сотрудника, причем завышенные критерии покажут наличие проблемы там, где ее в действительнос¬ти не существует либо ее не замечали ранее, а заниженные – занизят ее реальные размеры и значе¬ние для фирмы, ее влияние на финансовые результаты;
-наличие допущенных нарушений в процессе достижения поставленных целей, причины которых могут быть случайными или намеренными, вызванными стремлением причинить вред всей организации или отдельному конкретному лицу;
-возникновение непредвиденных обстоятельств, таких, как стихийные бед¬ствия, техногенные катастрофы, политичес¬кие и экономические катаклизмы, войны и прочие.
Наибольший интерес вызывает процесс принятия и реализа¬ции решений, выраженный в последовательной смене взаимосвязанных ста¬дий или этапов различных действий руководителя компании, где на каждом уровне руководитель решает проблемы от самой мелкой до самой крупной, глобальной (Приложение 1).
Таким образом, можно сказать, что процесс выработки управленческого решения для устранения негативной проблемы не заканчивается только выбором альтернативы, а наоборот, в силу получения реального эффекта, принятое решение должно быть обязательно реализовано или находиться в стадии, в процессе его исполнения, что для компании и будет эффективным решением возникших недочетов в ее работе.
Все выявленные существующие проблемы организации при их идентификации подлежат решению, для чего стоится дерево решений проблем (Приложение 2).
1.2 Основные этапы принятия решений
Принятие и реализация управленческих решений в своем исполнении проходит определенные стадии, или этапы, на которых фирмой предпринимаются те или иные действия. Для успешной реализации решения требуется установление комплекса работ и изыскания ресурсов, их эффективное распределение по ответственным исполнителям и срокам. Важно и необходимо предусмотреть все главные моменты: кто, где, когда и какие дей¬ствия должен совершить, какие для этого нужны ресур¬сы и в какие сроки нужно уложиться при завершении решения. Если выполнение поставленной задачи требует серьезных и многоступенчатых решений, то может потребоваться разработка цельной программы с выделением ее поэтапной реализации. Руководи¬тель должен всегда следить за тем, как решения выполняются исполнителями, при возникшей необходимости оказывать помощь, давать консультации, и проводить определенные коррективы и мероприятия.
Контроль, мониторинг и оценка итогов выполнения принятых решений также обязательна и важна, даже после внедрения решения в действие - процесс не будет считаться полностью завершен¬ным, поскольку необходимо убедиться в его эффективности, целесообразности и надлежащем исполнении. Для этой цели служит этап контроля, выполняющий функцию обратной связи, в процессе которой необходимые расчеты, измерение и оценка результатов решения или проводится сопоставление фактических результатов с запланированными ранее или прогнозными [11, c.67].
Не следует также забывать о том, что любое решение всегда носит временный ха¬рактер, так как его актуальность рано или поздно утрачивается, наступают новые изменения и проблемы, которые вновь требуют своих решений. Срок эффективного действия управленческого решения равняется периоду относительного постоянства проблемной ситуации, а в ином случае решение может перестать давать положительный эффект и, что еще хуже, оно может стать тормозом, препятствием для фирмы, превра¬титься в свою полную противоположность, так как будет не решать проблемы, а только их обострять и усугублять. Поэтому, основная задача контроля и мониторинга исполнения решения состоит в своевременном выявлении убывания эффективности, его корректировке или принятии нового решения, соответствующего новым обстоятельствам.
Этот этап является источником накопления и систематизации опыта в системе принятия решений и содержит определенную ценность для компании в выборе тех или иных альтернатив. Проблема контроля исполнения управленческих решений на предприятиях весьма актуальна, особенно в крупных корпорациях, когда сотрудники теряются в огромном объеме
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов Г.Н. Организация деятельности предприятия. М.: НОРМА, 2017. – 455 с.
2. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 233 с.
3. Вяткин А.П. Прогнозирование и планирование на предприятии. М.: Кнорус, 2018. –316 с.
4. Вершинин О.Е. Управленческие решения. М.: ПРИОР, 2018. – 355 с.
5. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. М.: Проспект, 2022. – 450 с.
7. Квашнин Ф.Г. Формирование фонда оплаты труда на предприятии.
СПб.: Питер, 2017. – 237 с.
8. Кабушкин А.Н. Основы менеджмента, Минск БГУ, 2020. - 320 с.
9. Лосев Т.В. Основы принятия управленческих решений. М.:
Русская Деловая литература, 2019. - 312 с.
10. Любушин Н.П. Лещева В.Б. Дьякова В.Г. Анализ финансово-
экономической деятельности предприятия. М.: Юнити, 2020. – 471 с.
10. Мишин В.М. Исследование систем управления. - М.: Владос, 2018. – 210 с.
11. Макаров С.ИМ Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2019. — 384с.
12. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Юнити, 2018. – 310 с.
13. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.: Дашков и К, 2022. – 1012 с.
14. Романовский Д. С. Теория организации: учебное пособие / Д. С. Романовский. – М.: Академия, 2019. – 268с.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск.: Новое знание, 2018. – 565 с.
16. Умаров Э.Ю. Управление фирмой. М. : Акалис, 2018. – 340 с.
17. Уколов, В.Ф. Теория управления: учебник для вузов / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – 2-е изд., доп. – М.: Экономика, 2022. – 656 с.
18. Фадеев Н.Н. Инновационный менеджмент. М.: Интел-Синтез, 2019. – 264 с.
19. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. М.: ИНФРА-М, 2022. – 480 с.
20. Хромченко С.М. Управленческие решения. М.: Юнити, 2018. – 450 с.
21. Шумилов А.Н. Организация хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Мысль, 2019. –283 с.