Фрагмент для ознакомления
1
1) Демченко К. С. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации экономики / К. С. Демченко, О. И. Савва. – 2019. С. 59. –280 с.
2) Захарова Н. Ю. Швеция: экономика под ударами финансовых кризисов // Современная Европа. 2010. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shvetsiya-ekonomika-pod-udarami-finansovyh-krizisov (дата обращения: 29.04.2024).
3) Исмаилов М.А. Шведская модель в экономике // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000997 (дата обращения 29.04.2024).
4) Мальцев А. А., Кейнсианская теория: релятивистское или абсолютистское происхождение // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2019. — № 3. — С. 5-10
5) Камаева Я.М., Левченко Л.В. Государственное регулирование экономики//ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 2. С. 56-60
6) Кондратов Н. А. Особенности инновационной политики в странах Европы в начале XXI века//РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ. Сборник материалов VI Всероссийской конференции с международным участием. Архангельск, 2023. С. 208-215
7) Лютцер О. В. Система мер государственной поддержки МСП в Финляндии и оценка ее эффективности// XXXV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛЕХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. сборник статей участников : в 4 т.. Том 1. Москва, 2022. С. 326-330
8) Мамедьяров З. А. Норвегия: результаты государственной поддержки НИОКР / З. А. Мамедьяров. –URL: https://www.imemo.ru/news/ events/text/norvegiya-rezulytati-gosudarstvennoy-podderzhki-niokr (дата обращения: 29.04.2024).
9) Николаева, И.П. Мировая экономика. Практикум: Учебное пособие / И.П. Николаева. – Текст: непосредственный // М.: Юнити, 2019. С. 506. – 928 с.
10) Полякова, В.В. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / В.В. Полякова. – - Текст: непосредственный // М.: КноРус, 2018. С. 59. – 94 с.
11) Подоба З.С., Синцова А.В. Внешняя торговля Великобритании в условиях Брексита. Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 137-140
12) Подоба З.С. Международная торговля: итоги первых десятилетий ХХI века. Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. В 4 ч. Ч. 3. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 328-330
13) Санникова Т. Д. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике / Т. Д. Санникова, А. В. Богомолова, В. Н. Жигалова // Экономические отношения. – 2019. – Том № 9. – № 2. – С. 481-490
14) Сокур Е.А., Данилова Ю.В. Малый бизнес в Великобритании// ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЕ АПРЕЛЬСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы всероссийской научно-практической конференции, 20 апреля 2023 г. / Под ред. к.э.н., доцента Т.В. Ивашкевич, д.э.н., проф. А.И. Ковалева, к.ф.н., доцента О.В. Фрик, ст. преподавателя О.Г. Конюковой - Омск, 2023. С. 56-60
15) Сорокин А.С. Проекты регулирования взаимодействия государства и бизнеса в Финляндии // Достижения науки и образования. – 2020. - № 2.
16) Финляндия, 2019 // Информационный бюллетень Европейской Комиссии. – URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/38662/ attachments/10/translations/en/renditions/native (дата обращения: 29.04.2024).
17) Фокина Н.А., Попенкова П.С. Зарубежный опыт взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации//ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022. С. 62-65
18) Чуприн, Д. А. Опыт Великобритании в государственной поддержке малого бизнеса //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 146-150.
19) Digital Business Laws and Regulations Sweden 2023-2024. – URL: https://iclg.com/practice-areas/digital-business-laws-and-regulations/sweden (дата обращения: 29.04.2024).
20) Sustainable Business. A platform for Swedish action. – URL: http://images.mofcom.gov.cn/csr/201410/20141024142532732.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
21) Government Support for Business: Government Response to the House of Commons, Business, Innovation and Skills Committee Eight Report of Session 2014-15. Presented to Parliament by the Secretary of State for Business, Innovation and Skills by Command of her Majesty. March, 2015. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/420525/bis-15-278-government-response-to-bis-committee-report-on-government-support-for-business.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
22) Vasama, L. The Role of Government Support in Determining Finnish SME´s Competitive Capabilities and International Performance: A Case Study of Maxisat Oy. Vaasa, 2023.
23) Fatemeh Ahmadi Zeleti, Adegboyega Ojo, Olavi Uusitalo. Entrepreneurism and E-Government in Finland: Barriers to Entry. – URL: https://www.researchgate.net/publication/26665695 (дата обращения: 29.04.2024).
24) Norway. Economy profile. Doing Business 2020. – URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/n/norway/NOR.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
25) Successful Public Policy in the Nordic Countries: Cases, Lessons, Challenges. London: Oxford University Press, 2022. 529 p.
Фрагмент для ознакомления
2
Регулирование экономики государством представляет собой процесс контроля для целенаправленного влияния правительства на конкретные части внутреннего и внешнего рынка при помощи регуляторов макро и микроэкономического характера для достижения экономического роста самой системы.
По мере развития общества появились определенные воззрения относительно целесообразности и методов государственного вмешательства в экономику.
Одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных территорий является взаимодействие органов государственной власти, общества и бизнеса. Это взаимодействие проявляется в следующем: формирование инфраструктуры, создание правил игры в целях результативного функционирования экономики; формирование и развитие промышленной и инновационной политики; размещение государственных и муниципальных заказов; институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса; институциональное оформление сектора корпораций и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса взаимоотношения государства и бизнеса на примере моделей стран северной Европы.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы государственного регулирования экономики в зарубежных странах;
- изучить проблемы взаимодействия власти и бизнеса;
- дать характеристику странам Северной Европы, описать взаимодействие власти и бизнеса: опыт Норвегии;
- изучить малый бизнес и поддержку государства в Швеции;
- описать систему мер государственной поддержки бизнеса в Финляндии ;
- рассмотреть государство и бизнес-модель в Великобритании.
Объект исследования – взаимодействие государства и бизнеса.
Предмет исследования - взаимодействие государства и бизнеса в странах Северной Европы.
Степень разработанности проблемы. Данная тема исследования получила отражение в российских и зарубежных работах. Российские ученые, такие как Демченко К.С., Санникова Т.Д., Фокина Н.А., Попенкова П.С., в своих трудах исследуют влияние новых тенденций, таких как цифровая трансформация на процесс взаимодействия власти и общества . На примере отдельных кейсов (шведского, норвежского, британского) российские ученые анализируют вопросы поддержки национальными правительствами среднего и малого предпринимательства в странах Северной Европы . Финский кейс взаимодействия государства и бизнеса проанализирован в работе А.С. Сорокина, в которой акцент сделан на нормативно-правовой базе по данному вопросу .
В процессе исследования были использованы документы на английском языке, в которых анализируются подходы правительств Норвегии, Швеции, Финляндии, Великобритании, касающиеся вопросов устойчивого развития бизнеса . Финские ученые проводят анализ вопросов поддержки государством предпринимателей с помощью услуг электронного правительства (e-Gov) . Монография британских ученых под названием «Успешная общественная политика в Северных странах: примеры, уроки, вызовы» посвящена анализу государственного управления экономикой в скандинавских странах .
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Еще Дж. Кейнс показал, что, несмотря на способность рынка к саморегулированию, ей внутренне присущи определенные недостатки, на устранение которых требуются большие затраты, именно поэтому государство должно оказывать воздействие на рыночный механизм. В данной теории, одним из важнейших направлением считали формирование совокупного эффективного спроса, в том числе и инвестиционного, который стимулирует расширение производства и предложение товара.
Самые существенные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:
1) Самые важные вопросы воспроизводства нужно разрешать не с помощью изучения предложения ресурсов, а с помощью спроса, который обеспечивает фактическую реализацию ресурсов.
2) Рыночная экономика не умеет заниматься саморегуляцией, вследствие этого государственное вмешательство неотвратимо.
3) Нежелательными являются кризисы перепроизводства, следовательно, проблему равновесия, возможно, решать в макроэкономике с точки зрения «эффективного спроса», который в свою очередь формулирует равновесие между производством и потребителем, занятостью и доходом.
4) Включение дефиниции «эффективный спрос» выступило стимулом для процесса анализа всех макроэкономических показателей, что дало возможность понять, как действует в целом система экономическая, как происходит движение потока стоимости, который производится, распределяется и потребляется.
5) Основной инструмент регуляции экономики - бюджетная политика, в свою очередь на которую возлагаются задачи по обеспечению производственного оборудования и занятости рабочей силы .
«Регулирование экономики» может выступать в качестве общего понятия «государственного регулирования экономики». Многие авторы характеризуют государственное регулирование экономики, как меры и действия, которые органы государственной власти применяют для корректировки и регулирования процессов экономического характера в государстве.
Возможные причины, по которым в стране возникает процесс государственного регулирования экономики, можно назвать: - общественные блага, расположенные в этой стране (система здравоохранения, структура образования и другие); - наличие негативного влияния внутреннего рынка (безработица, уровень преступности и т.д.); - наличие производства, которое можно характеризовать или частным, или государственным; - стремление к монополизации; - развитие научно-технической отрасли.
Процесс регулирования экономики государством подразделяется на два вида регулирования. Первый тип характеризуют по уровню иерархии в регионе. То есть, в этой ситуации государство концентрируется федеральном и региональном направлениях. Следующий вид – в зависимости от типа объекта, на который направленно воздействие государства. Тут речь идет об деятельности органов власти по контролю за тремя основными составляющими процесса воспроизводства. Рыночная экономика характеризуется как рядом преимуществ (эффективное распределение ресурсов, гибкость и высокая адаптация к изменяющимся условиям, возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации и др.), так и определенными недостатками (угасание конкуренции, наличие нестабильности: инфляция и безработица, невозможность обеспечить фундаментальные исследования в науке, которые должны регулироваться государством) .
Следует отметить ряд ключевых причин государственного вмешательства: отсутствие реальной совершенной конкуренции; неполнота информации для субъектов рынка; невозможность рынка достигать равновесия; потребность в общественном перераспределении благ в соответствии с факторами, независимыми от рынка; недостаток развития разных видов рынка; наличие экстерналий, которые требуют компенсаций; наличие сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ; выделение границ между необходимыми потребностями и теми, употребление которых следует сократить. Кроме того, необходимо отметить три важные задачи, решаемые в процессе правительственного регулирования экономики: 1) обеспечение стабильности экономического роста с целью повышения благосостояния и социального развития нации; 2) результативное изменение экономической системы страны для увеличения эффективности и гибкости ее институтов; 3) защита национальных интересов во внешнеэкономических взаимоотношениях.
Государственное регулирование осуществляется через планирование, прогнозирование, налогообложение, кредитование, финансирование, учет и т.д.
Под косвенными методами можно понимать мероприятия, проводимые налоговой политики, по реформированию налогов для поддержания и стимулирования экономической активности, монетарной политики, тут следует понимать регулирование денежного обращения в стране, а также проведение социальной политики посредством регулирования трудовых отношений.
Под методами прямого регулирования следует понимать действия органов власти, использующих прямые бюджетные ассигнования или административные ресурсы в форме установления формальных и неформальных правил экономической деятельности. Разобрав методы государственного регулирования экономики, не лишним было бы упомянуть о таких видах регулирования экономики, как внешние и побочные эффекты. Говоря про внешний эффект, важно выделить то, что он оказывает влияние не только на организации, но и на потребителей, которые пользуются различными услугами этих организаций. Данный эффект имеет как положительный характер (например, улучшение качества земельных участков), так и отрицательный (например, ухудшение окружающей среды). Решением такого рода взаимодействия, по мнению экономиста из Англии А. Пигу, является введение налогов, поскольку это прямой способ взаимодействия государства. Этот тип эффекта включает в себя: создание экономической инфраструктуры; транзакционные издержки; распределение доходов.
1.2 Проблемы взаимодействия власти и бизнеса
Современная экономическая теория выделяет три группы предприятий: малые, средние и крупные. Любой бизнес основывается на получении прибыли в максимальных масштабах, а также стремится к высокому уровню конкурентоспособности. В свою очередь в зависимости от размеров бизнеса им преследуются и различные интересы. Эти интересы оказывают существенное влияние на экономическую стратегию поведения и методы решения возникающих проблем, а также влияют на взаимоотношения с государством. В большинстве случаев цели и интересы той или иной группы бизнеса влияют на их роль в экономике государства.
Опираясь на мировой опыт, многие исследователи приходят к выводу, что именно малое предпринимательство является наиболее гибким сектором в различных отраслях и направлениях экономика, будь то производство, технологический процесс, управление и т.д. Благодаря своей гибкости малый бизнес в короткие сроки может перестроиться под новые условия, которые задаются окружающим миром. Стоит отметить, что именно малое предпринимательство в экономике большинства стран мира обеспечивает рабочими местами больше половины трудового населения, причем объем производства в этой группе достигает 33-66% ВНП.
Существует большое количество определений понятия «малый бизнес», выделим одно из них. Малый бизнес - бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий, который характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.
Малые и средние предприятия (МСП) приносят огромную пользу экономикам всех стран. Во-первых, МСП предоставляет дополнительные рабочие места, обеспечивая занятость населения. Также непосредственно за счет развития сектора происходит увеличение числа субъектов МСП, что ведет к развитию конкурентной среды. Более того, развитие сектора МСП приводит к насыщению рынка товаров и услуг, повышению экспортного потенциала страны и внедрению инноваций. Осознавая вклад и роль МСП в развитии национальной экономики, страны, как правило, стараются оказывать содействие и предлагают различные формы помощи предприятиям, чтобы те могли не только начать свою деятельность, но и сумели удержаться и закрепить позицию на рынке, осуществляя эффективную и стабильную деятельность.
В период пандемии COVID-19 субъекты МСП ощутили острую потребность в поддержке со стороны правительства. Несмотря на то, что данный сегмент достаточно гибок и относительно крупных предприятий обладает более высокой степенью адаптивности к изменениям, под перемены, возникшие вследствие инфекции COVID-19, самостоятельно многим субъектам МСП было крайне тяжело адаптировать свою деятельность и справиться со всеми последствиями пандемии.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Демченко К. С. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации экономики / К. С. Демченко, О. И. Савва. – 2019. С. 59. –280 с.
2) Захарова Н. Ю. Швеция: экономика под ударами финансовых кризисов // Современная Европа. 2010. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shvetsiya-ekonomika-pod-udarami-finansovyh-krizisov (дата обращения: 29.04.2024).
3) Исмаилов М.А. Шведская модель в экономике // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000997 (дата обращения 29.04.2024).
4) Мальцев А. А., Кейнсианская теория: релятивистское или абсолютистское происхождение // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2019. — № 3. — С. 5-10
5) Камаева Я.М., Левченко Л.В. Государственное регулирование экономики//ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 2. С. 56-60
6) Кондратов Н. А. Особенности инновационной политики в странах Европы в начале XXI века//РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ. Сборник материалов VI Всероссийской конференции с международным участием. Архангельск, 2023. С. 208-215
7) Лютцер О. В. Система мер государственной поддержки МСП в Финляндии и оценка ее эффективности// XXXV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛЕХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. сборник статей участников : в 4 т.. Том 1. Москва, 2022. С. 326-330
8) Мамедьяров З. А. Норвегия: результаты государственной поддержки НИОКР / З. А. Мамедьяров. –URL: https://www.imemo.ru/news/ events/text/norvegiya-rezulytati-gosudarstvennoy-podderzhki-niokr (дата обращения: 29.04.2024).
9) Николаева, И.П. Мировая экономика. Практикум: Учебное пособие / И.П. Николаева. – Текст: непосредственный // М.: Юнити, 2019. С. 506. – 928 с.
10) Полякова, В.В. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / В.В. Полякова. – - Текст: непосредственный // М.: КноРус, 2018. С. 59. – 94 с.
11) Подоба З.С., Синцова А.В. Внешняя торговля Великобритании в условиях Брексита. Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 137-140
12) Подоба З.С. Международная торговля: итоги первых десятилетий ХХI века. Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. В 4 ч. Ч. 3. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 328-330
13) Санникова Т. Д. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике / Т. Д. Санникова, А. В. Богомолова, В. Н. Жигалова // Экономические отношения. – 2019. – Том № 9. – № 2. – С. 481-490
14) Сокур Е.А., Данилова Ю.В. Малый бизнес в Великобритании// ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЕ АПРЕЛЬСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы всероссийской научно-практической конференции, 20 апреля 2023 г. / Под ред. к.э.н., доцента Т.В. Ивашкевич, д.э.н., проф. А.И. Ковалева, к.ф.н., доцента О.В. Фрик, ст. преподавателя О.Г. Конюковой - Омск, 2023. С. 56-60
15) Сорокин А.С. Проекты регулирования взаимодействия государства и бизнеса в Финляндии // Достижения науки и образования. – 2020. - № 2.
16) Финляндия, 2019 // Информационный бюллетень Европейской Комиссии. – URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/38662/ attachments/10/translations/en/renditions/native (дата обращения: 29.04.2024).
17) Фокина Н.А., Попенкова П.С. Зарубежный опыт взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации//ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022. С. 62-65
18) Чуприн, Д. А. Опыт Великобритании в государственной поддержке малого бизнеса //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 146-150.
19) Digital Business Laws and Regulations Sweden 2023-2024. – URL: https://iclg.com/practice-areas/digital-business-laws-and-regulations/sweden (дата обращения: 29.04.2024).
20) Sustainable Business. A platform for Swedish action. – URL: http://images.mofcom.gov.cn/csr/201410/20141024142532732.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
21) Government Support for Business: Government Response to the House of Commons, Business, Innovation and Skills Committee Eight Report of Session 2014-15. Presented to Parliament by the Secretary of State for Business, Innovation and Skills by Command of her Majesty. March, 2015. – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/420525/bis-15-278-government-response-to-bis-committee-report-on-government-support-for-business.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
22) Vasama, L. The Role of Government Support in Determining Finnish SME´s Competitive Capabilities and International Performance: A Case Study of Maxisat Oy. Vaasa, 2023.
23) Fatemeh Ahmadi Zeleti, Adegboyega Ojo, Olavi Uusitalo. Entrepreneurism and E-Government in Finland: Barriers to Entry. – URL: https://www.researchgate.net/publication/26665695 (дата обращения: 29.04.2024).
24) Norway. Economy profile. Doing Business 2020. – URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/n/norway/NOR.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
25) Successful Public Policy in the Nordic Countries: Cases, Lessons, Challenges. London: Oxford University Press, 2022. 529 p.