Фрагмент для ознакомления
2
Государственные институты следует рассматривать не как самостоятельные образования, а как часть более крупной структуры. Как отмечается в литературе, "механизм государства - это система государственных полномочий, задач и государственных институтов, предназначенных для осуществления функций государства". Первым и основным элементом механизма государства является государственная власть. Разные авторы придают разное значение понятию органа государственной власти .
В.Н. Хропанюк определяет основной орган государственной власти как "орган государственной власти - это та часть государственного механизма, которая имеет юридически определенную структуру и наделена государственно-властными полномочиями". Государственная власть взаимодействует со всем государственным аппаратом и образует с ним единую систему".
С.А. Авакьян считает, что "государственный орган - это группа граждан или один гражданин, наделенный государством полномочиями для выполнения своих функций". Государственные органы наделяются государственными полномочиями, формируются и действуют в установленном порядке, занимают свое место в единой системе государственных институтов".
Можно сделать вывод, что государственные органы - это звенья государственных учреждений, которые наделены государственными полномочиями, материальными и финансовыми ресурсами, имеют законодательно определенную структуру и действуют в конкретных сферах общественной жизни. От того, как орган государственной власти осуществляет свою деятельность, зависит общая эффективность работы государственных учреждений, задачей которых является обеспечение государственного управления и достижение целей и задач государства.
Государственная власть обладает следующими характеристиками:
1.Наличие государственно-властных полномочий.
В силу государственной власти государственные органы осуществляют определенные функции и обязанности, установленные государством. Основным элементом государственной власти являются полномочия, которые представляют собой определенные права и обязанности, установленные нормативными правовыми актами. На практике государство обладает полномочиями издавать от имени государства юридически обязательные нормативные и индивидуальные акты, контролировать строгое и неуклонное соблюдение требований, содержащихся в этих актах, обеспечивать и защищать эти требования от нарушения путем воспитания, убеждения, разъяснения, поощрения и, при необходимости, применения мер государственного принуждения.
2.Деятельность и порядок формирования органов государственной власти устанавливаются законом.
Например, образования Государственной Думы и Совета Федерации регулируется Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ " и Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" .
Порядок функционирования Правительства РФ установлен Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве РФ" . Согласно вышеуказанному закону, в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ возглавляет данный орган исполнительной власти и руководит его деятельностью. Заместители Председателя Правительства РФ участвуют в заседаниях Правительства РФ, регулируют деятельность органов исполнительной власти Федерации и осуществляют иные полномочия. Федеральные министры участвуют в заседаниях Правительства РФ, руководят федеральными министерствами и осуществляют свои полномочия в установленных сферах деятельности.
3.Имеет статус юридического лица.
Данный признак реализуется в процессе осуществления имущественных прав органа публичной власти. Государственный орган может от своего имени осуществлять права в сфере имущественных и личных неимущественных прав, исполнять обязательства и участвовать в судебных процессах в качестве истца или ответчика.
4. В состав органа государственной власти входят государственные служащие, которые выступают от имени государства.
Государственный служащий - это лицо, выполняющее обязанности по государственной власти и получающее вознаграждение из бюджета. Он является лицом, нанятым на должность в порядке, предусмотренном законом. Деятельность государственного служащего регулируется Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" .
5.Обладание законодательной инициативой. Органы государственной власти имеют право издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Например, Правительство РФ в рамках своих полномочий может издавать постановления и распоряжения, подлежащие исполнению на территории РФ.
6.Обладание материальными и финансовыми ресурсами. Для осуществления своих полномочий органы государственной власти нуждаются в различных ресурсах. К таким ресурсам относятся здания, транспорт и различное оборудование. Органам государственной власти также требуются финансовые ресурсы для выполнения определенных государственных функций. Примером могут служить банковские счета и другие финансовые ресурсы.
7.Органы имеют определенный правовой статус, который отражает положение органа государственной власти и его конкретное социальное содержание.
8.Органы осуществляют свою деятельность от имени и по поручению государства.
9.При осуществлении своих полномочий деятельность органов государственной власти всегда регулируется нормативными правовыми актами, и деятельность органов государственной власти не может противоречить закону.
10.Органы государственной власти являются частью единой системы органов государственной власти. Все органы государственной власти осуществляют свою деятельность во взаимоотношениях с другими, их полномочия четко разделены. В единую систему входят органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // https://base.garant.ru/10103000
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 52 (Часть I). - Ст.8585.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 45. - Ст.7061
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 8. - Ст.740
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. - Ст.2063.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
8. Заключение КС РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З // Собрание законодательства РФ, 23.03.2020, № 12, ст. 1855
Правовая литература
9. Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 147-169.
10. Куликов, С.А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. – 2023. – № 8-2(220). – С. 55-58.
11. Липатов, Э.Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 97-106.
12. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
13. Непомнящая, Е. В. Государственные органы: понятие, признаки и классификация / Е. В. Непомнящая // Modern Science. – 2019. – № 4-2. – С. 288-291. – EDN XLEISE.
14. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
15. Тойбу-Хаа, А. М. Государственные органы: понятие, структура, полномочия / А. М. Тойбу-Хаа // Студенческий. – 2021. – № 22-4(150). – С. 22-23. – EDN TCNHNV.
16. Чашин А.Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С.102.
17. Чепурнова, Н.М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
18. Юнусов, Н. М. Государственные органы и органы местного самоуправления как гарант исполнения обязательства / Н. М. Юнусов // Студенческий вестник. – 2021. – № 1-3(146). – С. 90-91.