Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос формирования диалогической речи у детей остается ключевым в логопедии как в теории, так и в практике. Речь является инструментом коммуникации и мышления, и ее развитие происходит в процессе общения.
Многие российские ученые, такие как М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева, указывают, что диалогическая речь является первой и основной формой речевого общения детей дошкольного возраста. Благодаря диалогу дети получают знания о мире, налаживают социальные контакты, общаются со сверстниками и взрослыми, и удовлетворяют свою потребность в самопрезентации. Исследования авторов, таких как Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Мирнов, подтверждают важность диалога в развитии личности ребенка.
Развитие диалогической речи является необходимым условием для полноценного речевого общения, развития связной речи и успешной подготовки дошкольников к школе. У детей с общим недоразвитием речи, на фоне системных нарушений, развитие психических процессов и коммуникативных навыков замедляется.
Их несовершенство в области речи препятствует успешному общению и развитию речевого и познавательного мышления. Это, в свою очередь, препятствует усвоению знаний и негативно влияет на диалогическую речь. При общем недоразвитии речи формирование диалогической речи происходит с определенными трудностями, которые описаны в работах В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и других авторов.
Цель исследования – теоретические основы изучения формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Предмет исследования – процесс формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи
Объект исследования формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Задачи исследования:
1)Изучить закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе
2)Рассмотреть особенности развития диалогической речи при общем недоразвитии речи
3)Проанализировать методические аспекты коррекционной работы по формированию диалогической речи при общем недоразвитии речи.
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ, обобщение.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
§ 1. Закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе
Эволюция диалогической речи в онтогенезе является сложным процессом, состоящим из нескольких этапов. Этот процесс формируется последовательно и правильно в ходе общения и коммуникативной деятельности, учитывая биологические и социальные предпосылки. Нарушения или искажения ключевых этапов этого процесса могут привести к недостаточному развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Развитие речи проводится разными авторами. Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Л.С Ефименкова, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев и другие писали о становлении речи с детства..[2]
Диалогическая речь - самая простая и естественная форма речи, которая возникает при непосредственном общении двух или нескольких людей. Она основана на обмене репликами. В диалоге реплика-ответ, возражение или замечание отличаются краткостью, включают вопросительные и побудительные предложения, не развернутые синтаксически. Особенностями диалога являются:
1. Эмоциональный контакт между говорящими, их взаимное влияние с помощью мимики, жестов, интонации и тембра голоса.
2. Ситуативность, то есть предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Участники диалога поддерживают его с помощью уточняющих вопросов, изменений ситуации и намерений говорящих.
Если диалог целенаправлен и связан с определенной темой, он называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва[Текст]: Академия, 2020. – 400 с.
2.Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук / Т.Д. Барменкова. – М., 2020. – 172.с.
3.Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьёва. – М., 2016 – 158 с.
4.Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Лев Выготский. – Москва : Просвещение, 2016. – 420 с.
5.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М. : 2019. – 417 с.
6.Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / Вадим Глухов. – Москва : ACT : Астрель, 2015. – 351 с.
7.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Вадим Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2022. – 345 с.
8.Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией. [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2019. – №6. – С. 7-15.
9.Ефименкова,, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / Людмила Ефименкова. – Москва, 2015. – 256 с.
10.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. – 248 с.
11.Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург, 2019. – 256 с.
12.Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Раиса Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2016. – 102 с.;
13.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Роза Левина. – Москва : АльнС, 2023. – 367 с
14.Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – Москва : Просвещение, 2019. – 159 c.
15.Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2018. – 214 с.
16.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя[Текст] / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с
17.Лямина, Г.М. Об особенностях работы по развитию речи в подготовительной к школе группе [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - М., 2017. -№3. - С.27-34.
18.Никифорова, Л. А. Особенности диалогической формы речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] / Л. А. Никифорова, В. А. Дубровская [Текст] / Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – С. 23–29
19.Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г.Рузской. – М. : Педагогика, 2015. – 216 с.
20.Соловьёва, Л.Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения : монография[Текст] / Л.Г. Соловьёва. – Архангельск : Поморский университет, 2016. – с. 164
21.Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова. – 2-е изд. – М. : МГСИ, 2014. – 200 с
22.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ольга Ушакова. – Москва : ВЛАДОС, 201. – 277 с.
23.Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Педагогика, 2016. – 326 с.
24.Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 2019. – 223 с.
25.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. – Москва : Айрис-пресс, 2018. – 224 с.
26.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под редакцией Д. И. Фелъдштейна. – 2-е изд. – [Текст]:М. : Издательство "Институт практической психологии", Воронеж : НПО "МОДЭК", 2017. – 416 с.
27.Яшина, В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет [Текст] / Валентина Яшина. // Хрестоматия по теории и методике развития речи. – Москва, 2019. – С. 456–460.