Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы идентифицировать товары, транспортные средства различной категории, документы и лица, подлежащие проверке и степень тщательного анализа таможенных органов, используются различные методы анализа риска. Федеральная таможня России определяет таможенную стратегию на основе системы мер оценки риска. Этот вид стратегии конкретизирован документами ограниченного доступа.
Переходя на основные формы контроля таможенного законодательства, следует отметить, что их перечисление приведено в гл. 16 ТК ЕАЭС, они включают:
проверку документов, информации;
устный опрос;
объяснение;
таможенные проверки;
проверка маркировки товаров специальными марками;
наличие знаков опознавания на них.
Самый важный этап таможенного надзора – заключительный – проверка после изготовления товаров. В связи с принятием ТК ЕАЭС инструменты контроля по таможенному контролю после изготовления товаров стали расширяться. Кроме того, усиление данного блока предполагает введение таких форм таможни, как учёт товаров под таможенной инспекцией, проверку системы учета товарного и отчетного учета, камеральный таможенный контроль и таможенный контроль за границей. В ТК ЕАЭС предусмотрено увеличение периода последующей инспекции с 1 года до 3 лет, а также проверка лиц, прямых или косвенных участников сделок с товарами подходящими к соответствующей таможенной процедуре. Основной задачей аудиторской деятельности является обеспечение, чтобы информацию, предоставленную декларантом, весом, стоимостью, кодом, страной происхождения, и так далее, влияла на расчёт и оплату таможенной платы. Эту проблему решают выборочным контролем участников внешних экономических операций, которые осуществляют внешнеэкономические операции с наибольшим риском нарушений таможенного регулирования [3].
При таможенном контроле таможенные органы проверяют следующие данные о товарах:
в зависимости от того, будет ли указана эта информация влиять на оплату таможенной пошлин или использовать ограничительные инструменты по отношению к товару;
таможенные цены товара;
страну производства товара;
код продукта;
другие данные, которые влияют на решение по выпуску товара в зависимости от определенного таможенного порядка.
При этом следует отметить, что основные формы таможенного контроля после выпуска товаров – камеральные проверки, а также выездной таможенный контроль. Камеральные наблюдения включают в себя проверку материалов и документов о товаре и его декларациях, которые содержатся в ЕАИС, а также других уполномоченных агентов.
Чтобы повысить эффективность таможенных органов, таможенные службы выполняют направления развития, указанные в ряде документов, а также национальной стратегии развития Российской Федерации до 2030 года, а также Международной конвенции об упрощении таможенной процедуры. Их успех позволит снизить риски, сразу предотвратить нарушение таможенного права, создать оптимальные условия развития ВЭД, снизить расходы на хранение товара под процедурой таможенного контроля и ускорение товарооборота [13, с. 81].
При передаче таможенной декларации (ТД) в таможенный пост надлежащим образом требует, чтобы был предъявлен документ на ввоз образцов или акт отбора проб. Логика правильна, потому что для сертификации изделий нужно сначала ввозить образцы, передать их органу сертификации, а потом получить разрешительную документацию. В ТД указан номер для ввоза образцов или акта отбора образцов и проб. Есть лишь нестандартная ситуация, когда продукция ввозится вместе с главной партией, а декларируется в одной ТД в отдельном товаре. Тогда ТД не может указать номер декларации на ввоз, потому что это сама декларация, а номер её еще не присвоено. Выход лишь один - подавать два отдельных ТД – сначала для ввоза образцов, затем для того, чтобы присвоить номер на другой товар. Безусловно, это не очень сложная задача, минус лишь дополнительные временные и трудовые затраты, связанные с подготовкой двух ТД, а также их выпуском. Конечно, сам изготовления образцов происходит в данном случае дольше. Также отмечу, что таможенная практика разна. Где-то таможня разрешает все декларировать в одной ТД, кто-то требует подачи на образцы отдельной ТД [12, с. 66].
Норма выбора проб и шаблонов регламентирована статьей 17 ТК ЕАЭС. Там же указывается, что эта процедура возможна без декларации. Решением коллегии Евразийского экономического комитета устанавливается, что не представляют таможенным органам документы, подтверждающие соответствие товаров, на товары, ввозимые как пробы и образцы для исследования и тестирования. Таким образом, продукция и образец товаров сертификации может быть декларирована под таможенной процедурой выпуска товаров на внутреннее потребление без ограничения, то есть не случайно, а конечным образом. Резюмируя два законодательных нормы, мы заключаем, что в случае ввоза проб и бланков они могут быть декларированы по ТД, или оформляются актом ввоза проб и бланков без передачи ТД на момент ввоза. В случае декларации образцов акт выбора не составляется из-за отсутствия самой выборки [19, с. 315].
В рекомендациях ФТС от 27.02.2019 г. «О порядке таможенного оформления товаров, ввозящих в Россию как пробы и образцы для исследования и тестирования продукции» данный вопрос затрагивается, частично приводится в п. 4. 2 ГОСТ 31814-2012, добавлена дополнительная фраза «под контролем таможенного законодательства», т.е.: «межгосударственный стандарт ГОСТ31814-2012» Оценка соответствия требованиям. Основные правила выбора образцов на испытание продукции при проверке соответствия» - отбор для серийного производства производится на складе иностранной продукции, а за партию продукции - на складе временной хранения, на складе таможенного контроля».
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант плюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018
4. Агапова А.В. Анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации по контролю таможенной стоимости / А.В. Агапова // Бюллетень инновационных технологий. - 2022. -Т.6. - № 2(22). - С.5-8.
5. Акимочев А.А. Особенности контроля таможенной стоимости на современном этапе / А.А. Акимочев // Образование и право. – 2023. – № 5. – с. 129-132.
6. Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – с. 54-60.
7. Аширов Р.М. Повышение эффективности организации и проведения таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров / Р.М. Аширов // Экономика и управление народным хозяйством. - 2021. - № 16(18). - С.22-28.
8. Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей / Т.А. Вериш. // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2020. – № 12. – с. 248-251.
9. Власова Л.Е. Актуальность контроля таможенной стоимости в условиях риска недостоверности ее указания / Л.Е. Власова // Молодой ученый. - 2022. - № 51(446). - С.346-348.
10. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 234 с.
11. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела: учебное пособие / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.
12. Крюкова, Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 221 с.
13. Матвиенко, Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежй: соотношение частных и публичных интересов / Г.В. Матвиенко. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2020. – с. 63-70.
14. Мокров, Г. Г., Таможенная стоимость : учебник / Г. Г. Мокров. — Москва : КноРус, 2023. — 437 с.
15. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2022. – 328 с.
16. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 380 с.
17. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 302 с.
18. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 450 с.
19. Тюленева, Т. А. Совершенствование налогового планирования как фактор обеспечения устойчивого развития горнодобывающего региона (на примере Кемеровской области) / Т. А. Тюленева // Управление устойчивым развитием. – 2020. – № 1(26). – С. 25-31.
20. Ягубов Ш.Р. Проблемные аспекты при таможенном декларировании, препятствующие развитию таможенного дела / Ш.Р. Ягубов // Промышленность: экономика, управление, технологии – 2020. – № 1 – с. 51-56.