Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Влияние тарифов на внешнюю торговлю трудно переоценить. Это наиболее эффективный экономический рычаг для стимулирования экспорта и защиты от чрезмерного импорта. Давайте остановимся на экономическом кризисе августа 1998 года. После августа 1998 года рубль обесценился по отношению к доллару в 4-5 раз. Соответственно, компании-экспортеры стали получать в несколько раз больше прибыли, не прилагая ни малейших усилий и ничего не внося в производство и инвестиции. К сожалению, большая часть российского экс-порта состоит из сырья, и только сырье облагается пошлинами. Это своего рода арендная плата, которую государство взимает с владельца сырья. Часть этой сверхприбыли была перераспределена в доход государства.
Экспортные пошлины широко не применяются в мире, но Россия да-леко не единственная страна, где они существуют. В общей сложности экс-портные пошлины взимаются 17 государствами, в частности Китаем и Украиной. В России в 99% случаев они играют не регулирующую, а чисто фискальную роль и пополняют доходы федерального бюджета. Тарифы составляют около 35% доходов домохозяйств, и половина из них прихо-дится на экспортные пошлины. Их роль сейчас очень важна.
Российское правительство очень осторожно относится к тому, чтобы не указывать размер экспортных пошлин на определенные товары. Когда внутренние цены растут, а производственные затраты растут, или когда мировые цены на продукцию падают, правительство освобождает эти то-вары от экспортных пошлин или снижает тарифы.
Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов, в частности от того, как долго продлится эффект от девальвации рубля, насколько благоприятными будут цены на мировых рынках для россий-ского экспорта, насколько серьезной будет необходимость в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки зрения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия влияния таможенных пошлин на внешнеторговый оборот страны.
Объектом исследования являются особенности влияния таможен-ных пошлин на внешнеторговый оборот страны.
Предметом исследования являются таможенные пошлины.
Цель исследования: выявить эффективные условия влияния тамо-женных пошлин на внешнеторговый оборот страны.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть таможенную пошлину и ее виды, ставки таможенной пошлины.
2. Описать осуществление функций таможенной пошлины в зависи-мости от применяемой таможенной процедуры.
3. Проанализировать влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ.
4. Дать оценку таможенным пошлинам как инструменту таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Таможенная пошлина и ее виды. Ставки таможенной пошлины
В современном мире международная торговля играет ключевую роль в экономическом развитии государств, поэтому тарифы, их класси-фикация, цены и процедуры расчета имеют особое значение. Тарифы яв-ляются одним из важнейших инструментов регулирования внешнеэконо-мической деятельности, они влияют на уровень импорта и экспорта това-ров, а также на конкурентоспособность отечественных производителей. Таможенная пошлина - это государственный налог, взимаемый таможен-ными органами при импорте или экспорте товаров и служащий предпо-сылкой для их перемещения через таможенную границу. Этот сбор пред-ставляет собой значительный источник поступлений в государственный бюджет, которые составляют более 35% от общего дохода [12].
Налоговые сборы устанавливаются законом и подробно описаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. Однако размер таможенных пошлин регулируется многочисленными нормативными правовыми акта-ми. Например, федеральный закон «О таможенном регулировании в Рос-сийской Федерации» имеет международную юридическую силу. Правовая основа для введения таможенных пошлин в Российской Федерации за-креплена в Законе «О таможенном тарифе».
Тарифы могут быть классифицированы по-разному в зависимости от предполагаемых целей их взимания, объектов налогообложения, методов расчета тарифов, характера происхождения и страны происхождения то-варов. Что касается целей их взимания, то эти сборы предназначены для целей налогообложения, направленных на доходы бюджета (налоговые сборы), или для целей протекционизма, связанных с торговыми и полити-ческими соображениями, такими как защита внутреннего рынка или сти-мулирование местных производителей (протекционистские сборы). Что ка-сается объектов налогообложения, то во всем мире и в России преоблада-ют импортные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров или това-ров, вывозимых с таможенных территорий внутри страны. Они служат различным целям, включая фискальные цели и поддержку экспорта.
Экспортные пошлины, которые менее распространены и применяют-ся в России, преследуют такие цели, как пополнение бюджета, выравнива-ние цен на внутреннем и внешнем рынках и борьба с монополиями. Тран-зитные сборы, которые применяются редко, поскольку страны отдают приоритет увеличению транзита, в основном основаны на налогах и взи-маются за перевозку товаров внутри страны. В зависимости от метода расчета таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специаль-ные или комбинированные. Адвалорные ставки - это процентные ставки, основанные на таможенной стоимости товаров, которые выгодны для налогообложения дорогостоящих товаров.
Специальные ставки устанавливают суммы наличных на единицу то-вара и подходят для налогообложения более крупных и дешевых товаров. Комбинированные цены включают оба типа, обычно для оплаты исполь-зуется более высокая расчетная сумма. Что касается характера происхож-дения, то автономные тарифы устанавливаются страной вне рамок двусто-ронних или многосторонних соглашений, в то время как регулярные та-рифы устанавливаются в ходе переговоров между сторонами, чтобы предотвратить одностороннее повышение. В зависимости от страны про-исхождения, сборы могут быть максимальными, минимальными или льготными, часто ниже минимальных ставок или даже ниже нуля, особен-но для развивающихся стран, в зависимости от различных стран или групповых правил и льготных ставок.
Специальные тарифы включают специальные защитные, антидемпин-говые, компенсационные, штрафные и сезонные тарифы. Они служат раз-личным целям: от защиты отечественных производителей от неблагопри-ятных условий импорта до нейтрализации влияния субсидий на импорти-руемые товары. Кроме того, в ЕС действует скользящая таможенная по-шлина на сельскохозяйственную продукцию, которая позволяет сбаланси-ровать мировые и внутренние цены и увеличить прибыль фермеров.
Согласно статье 52 Таможенного кодекса ЕАЭС, таможенные по-шлины рассчитываются лицом, ответственным за их уплату, если только расчет не производится таможенным органом. Тарифы определяются та-моженным органом при различных обстоятельствах:
1) после выпуска товара, если сборы были изначально рассчитаны неправильно;
2) при расчете платежей;
3) при определенных обстоятельствах, таких как задержка с декла-рированием товаров или когда декларанты не выполняют действия, опре-деленные статьей 117 Таможенного кодекса ЕАЭС;
4) в случаях, когда обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возлагается на определенных лиц или ситуации;
5) в соответствии с условиями, установленными Европейской Комис-сией и законодательством государств-членов для осуществления таможен-ных и налоговых платежей;
6) когда после публикации происходят события, требующие уплаты таможенных пошлин и налогов, но изначально не взимаемые с плательщи-ка.
Информация для расчета пошлин указана в соответствующих тамо-женных документах, установленных Комиссией. Если таможенные пошли-ны уплачиваются на основании определенных таможенных документов, указанных Комиссией, таможенный орган регистрирует подробную ин-формацию об этих платежах. Тарифы обычно рассчитываются в валюте государства-члена, в котором они подлежат оплате [15].
Тарифы рассчитываются в соответствии с базой для расчета товар-ной пошлины и соответствующей тарифной ставкой, установленной для этих товаров. В соответствии со статьей 53 Таможенного кодекса ЕАЭС тарифы рассчитываются исходя из тарифов, действующих на момент реги-страции таможенным органом таможенной декларации. Некоторые това-ры, на которые распространяются экспортные пошлины, подпадают под действие ставок, установленных таможенным законодательством госу-дарств-членов.
Ввозные таможенные пошлины определяются по ставкам единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Несоблюдение критериев тарифных предпочтений приводит к применению единого тари-фа. Экспортные пошлины устанавливаются в соответствии со ставками, установленными законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате.
Таким образом, тарифы играют важную роль в регулировании меж-дународной торговли и оказывают прямое влияние на экономическое раз-витие государств. Изучение классификации тарифов, определение опти-мальных тарифов и порядка их расчета является ключевым фактором эф-фективного управления внешнеэкономической деятельностью и повышения конкурентоспособности товаров на мировых рынках.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-I // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулиро-вания внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. // СПС Консультант Плюс.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (при-ложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономиче-ского союза) // СПС Консультант Плюс.
5. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов - ЗАО «Юстицинформ». - 2006 г.
6. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллек-туальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
7. Ахмедзянов Р.Р., Бурда Д.В. Анализ состава, структуры и ди-намики таможенных платежей при импорте товаров // Вестник академии знаний. – 2021. – №2 (43). – С. 46-50.
8. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможен-ных органов в Российской Федерации: Дис. ... д. ю.н. Саратов, 2005.
9. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законода-тельстве // Право и экономика. - 2008.
10. Баташев, Р.В. Специфика и механизмы применения таможен-ных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности / Р.В. Баташев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1(70). – С. 76-80. – DOI 10.24411/2411-0450-2020-11020. – EDN IPJMQT.
11. Воротынцева Т. М., Новиков В. Е. Меры таможенно-тарифного регулирования ввоза мясных товаров и пути их совершенствования: Мо-нография / Т. М. Воротынцева, В. Е. Новиков; Российская таможенная академия. М., 2012. 110 с.
12. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Экзамен. – 2009.
13. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. – М., 2007.
14. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нета-рифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
15. Кадочников П. А. О необходимости изменений в системе та-рифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 3–10.
16. Маннанова, А.М. Таможенные пошлины в России: Актуальные проблемы взыскания пошлин / А.М. Маннанова // Вестник науки и образо-вания. – 2018. – Т. 2, № 1(37). – С. 37- 40. – EDN YLVHHG.
17. Манушина А.П. Таможенно-тарифное регулирование как ин-струмент развития импортозамещения в РФ / А.П. Манушина, С.Р. Рес-нянская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №3. – С. 25-31.
18. Непарко, М.В. Понятие, классификация и порядок расчета та-моженных платежей / М.В. Непарко, Ш.Ш.К. Аширова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 10(26). – С. 868- 873. – EDN PNOVEH.
19. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэко-номической деятельности и таможенная стоимость / В.Е. Новиков, В.Н. Ре-вин, М.П. Цветинский. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – 349 с.
20. Остроумов Н. В. Правовой статус таможенно-тарифного регу-лирования // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 58–61.
21. Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой дея-тельности в России: учебно-методическое пособие / В. Г. Пансков, В. В. Федоткин. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 236 c.
22. Петрушина О.М. Проблемы взимания таможенных платежей при импорте товаров и основные направления по совершенствованию их уплаты / Петрушина О.М., Петрухина К.А. // Электронный научный жур-нал «ДНЕВНИК НАУКИ». – 2020. – С. 7-10. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnevniknauki.ru
23. Рассолова О.Е. Ввоз иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал: проблемы таможенного контроля // «Налоговая поли-тика и практика». - № 8. - август 2009 г.
24. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Ком-ментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006.
25. Рутгайзер В.М., Окороков И.В. Таможенная стоимость и ее оценка. – Международная академия оценки и консалтинга. – 2009.
26. Савинова Е. А. Статистический анализ объёмов и структуры таможенных платежей в РФ // Экономика и современный менеджмент: тео-рия и практика. 2013. № 27. С. 1–6.
27. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист. – 2007.
28. Селюков М. В. К вопросу о таможенно-тарифном регулирова-нии внешнеэкономической деятельности государства / М. В. Селюков, М. Артамонова, Т. Буровникова // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: сборник научных трудов по материалам 7 Международной научно-практической конферен-ции 12.12.2014 г. Саратов, 2014. С.126–129.
29. Сокольникова О.Б. Таможенные платежи как инструмент госу-дарственного регулирования ВЭД и экономики России. // Финансы и кре-дит. - 2009. - № 17.
30. Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимо-сти. – автореф. дисс. к.ю.н., Москва – 2008 г.
31. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование. - 2009.