Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно ст.7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вооруженные силы испытали все потрясения общественно-политического и социально-экономического характера, через которые прошла Россия за последние десятилетия. В связи с этим ряд социальных проблем значительно обострился и требует безотлагательного решения.
Актуальность данной темы обусловлена специфическим видом деятельности данной социальной группы. На военнослужащих Вооруженных Сил РФ лежит значительная ответственность за безопасность и оборону государства. Состояние вооруженных сил определяется не только уровнем технического оснащения, но и морально-психологическим состоянием личного состава. В связи с тем, что в настоящее время упор делается на техническое оснащение вооруженных сил, формирование здорового, морально-психологического климата служащих и уволенных военнослужащих, решение их социальных и семейных проблем, внимание к кадрам (в целом) не являются приоритетными в вопросах развития, укрепления и совершенствования вооруженных сил РФ.
Достойное социальное положение военнослужащих не менее важно для эффективной обороны и безопасности, чем программы боевой подготовки и перевооружения сухопутных и военно-морских сил. Деятельность по социальной защите служит одним из средств обеспечения реализации военнослужащими своего правового статуса как необходимого условия эффективности социального обеспечения, установленного государством для своих защитников.
Актуальность темы работы свидетельствует тот факт, что, несмотря на большой интерес государства к вопросу развития вооруженных сил в последние годы, в то же время не до конца решен вопрос социальной защиты военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы. Состояние социально-правовой защиты данной категории граждан можно определить на основе федерального законодательства, касающегося социально-правового обеспечения, страхования, профессиональной ориентации и трудоустройства военнослужащих и членов их семей. Для оценки того, как на практике реализуются предусмотренные в документе меры поддержки и насколько соответствует декларация реальной помощи и поддержке данной категории граждан, можно использовать различные методы опроса.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих по призыву и членов их семей.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих по призыву и членов их семей.
Целью исследования является анализ пенсионного обеспечения военнослужащих по призыву и членов их семей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть сущность социальной поддержки и защиты военнослужащих по призыву и членов их семей;
2.исследовать особенности социальной защиты военнослужащих по призыву и членов их семей;
3.провести анализ назначения и выплаты пенсии военнослужащим;
4.выявить проблемы назначения и выплаты пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву;
5.проанализировать проблемы пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих по призыву в случае потери кормильца.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Анализируя литературу, посвященную изучению различных аспектов управления социальной защитой военнослужащих, можно выделить следующие группы научных работ. Первая группа - это работы К. Маркса, П.А. Сорокина, Н. Лумана и Т. Парсонса, в которых описана универсальная модель структурного, функционального и системного подхода. Авторы второй группы разработали теоретико-методологические основы изучения социальной сферы, военной и социальной политики (H.A. Волгин, A.M. Беляев, М.В. Кибакин и др.).
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., Поплавская Н.Н., Дорогин Р.В. и другие авторы.
Научная новизна заключается в авторском анализе действующего законодательства и основана, прежде всего, на его соответствии реальным потребностям военнослужащих и членов их семей, степени соответствия требованиям такого законодательства.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1.Сущность социальной поддержки и защиты военнослужащих по призыву и членов их семей
Социально-экономические и общественно-политические потрясения, переживаемые Россией, не могли не оказать существенного влияния на один из социальных институтов страны - армию. Из-за тяжелых социально-экономических трудностей, переживаемых Россией в конце XX - начале XXI века, задерживалась выплата денежного довольствия военнослужащим, разрушалась система материально-технического снабжения, устаревала техника и вооружении. Распад прежней идеологической системы, в которой армия занимала ведущее место как символ государства, патриотизма и священного долга по защите Родины от внешних врагов, отсутствие других ценностей взамен прежних вызвали у многих военнослужащих морально-психологический кризис, ощущение бесцельности операций, падение престижа военной службы, массовое уклонение от призыва, тревогу за существование и будущее армии .
Правовую основу статуса военнослужащих по призыву составляют Конституция РФ, ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ. Важнейшим условием реализации правового статуса военнослужащих является обеспечение их правовой и социальной защиты. Содержание понятия правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрывается в ст.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ):
1. Устанавливается единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения с учетом общей продолжительности военной службы, в том числе должности, звания и льготного исчисления военнослужащих, выполняемых обязанностей, условий и последовательности прохождения военной службы;
2. Утверждается, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, при этом статья устанавливает в законе и иных нормативных правовых актах права указанных лиц, социальные гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты и создание правовых механизмов их реализации;
3. Предусматривается, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является государственной функцией.
Правовые и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, материальные и иные виды гарантий, не могут быть отменены или снижены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением внесения изменений и дополнений в ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ.
Социальная защита - это система принципов, методов, социальных гарантий, мер и институтов, законодательно установленных государством для обеспечения оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, средств к существованию и активному существованию отдельных граждан, различных социальных категорий и групп населения .
В настоящее время под системой социальной защиты понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных и юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнедеятельности и активного существования различных социальных групп и слоев населения, особенно социально уязвимых.
На военнослужащих возложена задача подготовки к вооруженной защите и вооруженной защите РФ, что требует от них безошибочного выполнения поставленных задач при любых обстоятельствах, в том числе при угрозе жизни.
В связи с особым характером задач, возложенных на военнослужащих, они имеют право на социальные гарантии и компенсации. В самом общем виде социально-правовая защита - это система нормативных правовых актов и функционирование органов государственной власти для успешного обеспечения материального, правового и морального положения военнослужащих и членов их семей в обществе.
1.2.Социальная защита военнослужащих по призыву и членов их семей
Само понятие "защита" означает, во-первых, защиту кого-либо или чего-либо, ограждение от вторжения, военных действий и опасности, действия, направленные на охрану и безопасность (активная защита) и, во-вторых, все то, что служит для охраны и защиты (пассивная защита).
Социально-правовая защита предполагает предупреждение и восстановление нарушений прав, свобод, интересов, чести и достоинства военнослужащих и возмещение причиненного этими нарушениями ущерба. Она служит одним из средств обеспечения реализации правового статуса военнослужащих как необходимого условия эффективности социального обеспечения, предоставляемого государством своим защитникам.
По своей сути социально-правовая защита является социально-правовым механизмом разрешения противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и их фактическим положением в обществе, т.е. их социальным статусом. Достигнутый уровень разрешения этого противоречия в конкретный момент времени определяется как социальная защита - понятие, реализующее наиболее важные права различных категорий военнослужащих, удовлетворяющее их материальные и духовные потребности, личные интересы и отражающее степень соответствия между социальным статусом военнослужащих и той ролью, которую они реально играют в общественной жизни.
Одной из важнейших форм социально-правовой защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения. Право граждан РФ на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ. Это одно из основных социально-экономических прав человека, неотъемлемое и принадлежащее ему от рождения.
В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, по уходу за ребенком и в других случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, в РФ поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Составной частью общей системы социального обеспечения граждан РФ является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость и возможность рассмотрения социального обеспечения указанных категорий граждан как относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлена тем, что Вооруженные Силы РФ являются особой социальной системой, имеющей много отличительных черт .
Вооруженные силы России имеют особую организацию, структуру и методы решения стоящих перед ними задач. Присущая армии дисциплина, строгая централизация и подчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства и внешние атрибуты делают армию особым социальным и государственным институтом,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. – 1998. - № 22. - Ст. 2331.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях" // Российская газета, № 296, 31.12.2013
4. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 29.05.2023, с изм. от 27.11.2023) " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
Научная литература:
5. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
6. Демидова И. Пенсии военнослужащим. Анализ споров // Трудовое право. 2020. № 4. С. 17 - 26.
7. Жабровский Р.А. О реализации права военнослужащих на профессиональную переподготовку по гражданской специальности // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 10. С. 76 - 81.
8. Кириченко Н.С., Александрова Н.Г. Новации законодательного регулирования жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 10. С. 89 - 95.
9. Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В. К вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих с учетом практики Конституционного Суда РФ // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 10. С. 42 - 51.
10. Потапова Н.Д., Потапов А.В. Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 11. С. 56 - 62.
11. Шеншин В.М., Шеншина Л.А. Некоторые особенности социальной защиты военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 3. С. 13 - 20.
Судебная практика:
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2014. - № 7.