Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, характеризующемся стремительными изменениями в социальной, экономической и технологической сферах, особое место занимает поколение Z - молодое поколение, родившееся с начала 90-х до середины 2010-х годов. Эти подростки и молодые люди выросли в эпоху цифровизации, Интернета и социальных сетей, что значительно повлияло на их мировоззрение, ценности и образ жизни. Поэтому представляется важным изучить особенности современных учащихся поколения Z, чтобы понять их потребности и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения и развития.
Цель данной курсовой работы - раскрыть портрет современного школьника из поколения Z, исследуя психологические, социальные и педагогические особенности.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. проанализировать теоретические основы понятия "поколение" и выделите ключевые характеристики поколения Z.
2. изучить особенности психологического развития и социального поведения учащихся из поколения Z.
3. изучить образовательные потребности и ожидания современных учащихся, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения.
4. определить возможности и способы адаптации системы образования к особенностям поколения Z для обеспечения эффективного и качественного образования.
Объектом исследования в курсовой работе на тему "Современные школьники: портрет поколения "Z"" является современное поколение школьников, принадлежащих к поколению "Z" (родившихся с 1996 по 2010 год). Это поколение характеризуется широким доступом к информационным технологиям, активным использованием цифровых платформ и социальных сетей, а также последствиями глобальных экономических и социальных изменений.
Предметом исследования в данной курсовой работе является изучение особенностей, психологических особенностей, ценностных ориентаций и педагогических потребностей поколения "Z" в контексте современной школьной среды. В ходе исследования будет проанализировано влияние технического прогресса, социальных сетей и глобальных проблем на формирование личности учащихся, а также изучены их отношения с учителями, родителями и сверстниками
Результаты исследования помогут улучшить понимание особенностей современных школьников и разработать стратегии их воспитания и образования с учетом особенностей поколения Z.
Глава 1. Генезис поколения Z: основные характеристики и отличия от предыдущих поколений
1.1. Определение поколения Z и его характерные черты
В современном мире наблюдается постоянное развитие и изменение поколений. Каждое новое поколение имеет свои особенности и отличия от предыдущих. Однако, в последние десятилетия появилось поколение, которое стало настоящей загадкой для многих исследователей и общественных деятелей. Это поколение Z, которое родилось в период с середины 1990-х до начала 2000-х годов.
Исторический контекст возникновения поколения Z тесно связан с развитием технологий, которые оказали огромное влияние на формирование этой группы людей. Поколение Z, также известное как "цифровые нативы" или "поколение интернета", включает в себя людей, родившихся примерно с середины 1990-х годов по настоящее время. Они выросли в эпоху быстрого развития информационных технологий и интернета, что существенно отличает их от предыдущих поколений.
Одной из ключевых характеристик поколения Z является их умение использовать современные технологии. В отличие от предыдущих поколений, которые сталкивались с появлением компьютеров и интернета уже во взрослом возрасте, представители поколения Z выросли в окружении смартфонов, планшетов и других устройств. Для них использование технологий стало неотъемлемой частью повседневной жизни с самого детства [44].
В рамках молодежного исследования было проведено несколько экспертных интервью с представителями органов исполнительной власти. Основная цель исследования - выяснить, как власти работают с современной молодежью, какие подходы и технологии они используют, и как информационные технологии повлияли на работу в целом. В конце концов, можно отметить, что молодежная работа направлена на то, чтобы всячески поддерживать и помогать этой группе быть как можно более активной, и была сформирована теория поколений двумя американскими учеными В. Штраусом и Н. Хоу. Основная идея этой теории заключается в том, что каждые 20 лет в мире меняются поколения, и вместе с новыми поколениями приходят новые люди с новыми ценностями, идеями, жизненными путями и другим мышлением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамишвили Р. Н. и др. Когнитивная и мотивационно-смысловая сферы личности. – 2020. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43823501 (дата обращения: 29.05.2024).
2. Антонова Н. и др. Выявление поколенческих различий в решении потребителей использовать шеринговые сервисы в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2020. – №. 4. – С. 146-180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-pokolencheskih-razlichiy-v-reshenii-potrebiteley-ispolzovat-sheringovye-servisy-v-rossii (дата обращения: 29.05.2024).
3. Бадулина Е. Ю. и др. Использование «маркеров науки» в продвижении биологически активных добавок (на примере компании «Артлайф»): магистерская диссертация по направлению подготовки: 42.04. 01-Реклама и связи с общественностью. – 2019. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:10999/SOURCE01 (дата обращения: 29.05.2024).
4. Барышева Ю. С. Социализация и инкультурация российских детей и подростков в цифровой среде: основные проблемы и исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2022. – №. 1 (856). – С. 166-176. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-inkulturatsiya-rossiyskih-detey-i-podrostkov-v-tsifrovoy-srede-osnovnye-problemy-i-issledovaniya (дата обращения: 29.05.2024).
5. Бахвалова Е. В. Адаптация контента к медийным платформам в спортивной прессе (на примере издания «Спорт-экспресс») : дис. – Сибирский федеральный университет, 2017. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/34242/bahvalova.pdf?sequence (дата обращения: 29.05.2024).
6. Баяндинова М. К. и др. Изменения визуального языка рекламы в зависимости от поколенческих особенностей (обзор кейсов): выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 42.03. 01-Реклама и связи с общественностью. – 2023. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:19574/SOURCE01 (дата обращения: 29.05.2024).
7. Бобова А. С. Формирование методического обеспечения управления персоналом на основе оценки результатов его труда : дис. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Спб., 2021.-Режим доступа: https:// unecon. ru/sites/default/files/dissbobvaas. pdf (Дата обращения: 07.01. 2023), 2021. URL: https://unecon.ru/sites/default/files/dissbobvaas.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
8. Буланова М. Б., Артамонова Е. А. NEET-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22. – №. 1. – С. 113-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-potrebitelskoe-povedenie-v-novoy-realnosti (дата обращения: 29.05.2024).
9. Воробьева Л. А. и др. Взаимосвязь характеристик личностного потенциала и организационной приверженности: магистерская диссертация по направлению подготовки: 37.04. 01-Психология. – 2020. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:11170/SOURCE01 (дата обращения: 29.05.2024).
10. Грошева Екатерина Константиновна, Чуприна Артём Дмитриевич ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЯ Z // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otlichitelnye-cherty-i-osobennosti-pokoleniya-z (дата обращения: 29.05.2024).
11. Даутов Д. Ф., Чалкова Е. А. Изучение отношения ко времени у представителей сетевых поколений Y и Z с разной выраженностью лидерских качеств // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. – 2023. – Т. 6. – №. 1. – С. 53-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-otnosheniya-ko-vremeni-u-predstaviteley-setevyh-pokoleniy-y-i-z-s-raznoy-vyrazhennostyu-liderskih-kachestv (дата обращения: 29.05.2024).
12. Дмитриева Л. М., Шушарин С. А. Брендинг как составляющая социальных взаимодействий в обществе потребления // Омский научный вестник. – 2013. – №. 3 (119). – С. 81-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brending-kak-sostavlyayuschaya-sotsialnyh-vzaimodeystviy-v-obschestve-potrebleniya (дата обращения: 29.05.2024).
13. Драганчук Л. Поведение потребителей: теория и практика. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=vwyMDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=WhcCrIU0jq&sig=5I8a9nF9gFJAU2bE_OQNGLCfZ-w (дата обращения: 29.05.2024).
14. Дьякова В. В. Гражданская идентичность поколений в современной России: социологический анализ : дис. – Астрахань, 2017. URL: https://volsu.ru/upload/iblock/929/Диссертация Дьякова ВВ 2 04.12.2017.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
15. Зверева Екатерина Анатольевна ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ \u0022ПОКОЛЕНИЯ Y\u0022 И \u0022ПОКОЛЕНИЯ Z\u0022 // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mediapotrebleniya-pokoleniya-y-i-pokoleniya-z (дата обращения: 29.05.2024).
16. Зверева Екатерина Анатольевна, Хворова Валерия Анатольевна ПОКОЛЕНИЯ Y И Z: ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokoleniya-y-i-z-osobennosti-mediapotrebleniya (дата обращения: 29.05.2024).
17. Зинурова Раушания Ильшатовна, Никитина Татьяна Николаевна, Фатхуллина Лилия Зинуровна СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКОЛЕНИЯ Z (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОКУС-ГРУППОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2022. №476. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-praktiki-i-sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-pokoleniya-z-po-rezultatam-fokus-gruppovogo-issledovaniya (дата обращения: 29.05.2024).
18. Касьянова Е. Ю. и др. Роль теории поколений в управлении персоналом: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 38.03. 03-Управление персоналом. – 2023. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:18920/SOURCE01 (дата обращения: 29.05.2024).
19. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т. Учебная мотивация студентов младших курсов в условиях дистанционного обучения. – 2021. URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/70699 (дата обращения: 29.05.2024).
20. Кулакова Анна Борисовна Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 29.05.2024).